Пыталась этот текст (
http://soznatelno.ru/otnosheniya/ne-kritikuiy-otca-i-mat-11129.html) укоротить, не получается. Всё важно. Тем не менее возьму наиболее звучащие цитаты с моей точки зрения:
"Ни один (ну, почти, кроме тех, кем занимается экспертиза в Сербского) родитель не рожает ребенка, чтобы его мучить. У "плохого" родителя всегда повреждена своя собственная привязанность, и поэтому он не может хорошо заботиться о ребенке. В результате ребенок становится "тяжелым", что еще больше ухудшает дело. Иногда, впрочем, не становится, а наоборот зайка и отличник, но родителю все равно непонятно, что с ним делать и как быть, и потому родителю "тяжело". Он срывается - лупит, осуждает, оскорбляет, нарушает границы, даже не чувствуя, что при этом происходит с ребенком, потому что его тоже никто никогда не чувствовал. Указать ему на это, обвинив, можно с тем же успехом, с которым можно отчитать безногого за то, что он не ходит. Или человека с умственной отсталостью за то, что не решает уравнений.
К счастью, эмоциональный дефицит, дефицит привязанности, это не органическое нарушение, его можно восполнять. Для этого надо дать человеку другой опыт - опыт эмпатии, понимания, поддержки, одобрения, веры в него. Изменения требуют огромных сил, а где их взять без поддержки? .
3. Обвиняя, мы задаем определенную диспозицию. Вот баррикада, по эту сторону - мы, хорошие и правильные, по ту - "плохой" родитель и его плохое обращение с ребенком. Тем самым соединяем, склеиваем его с ролью "плохого" - ведь то, что с нами по одну сторону баррикады, становится еще ближе и роднее, не так ли?
Это не значит, что надо закрывать глаза на реальность, одобрять насилие, и улыбаться, когда он рассказывает, что вчера отлупил ребенка и т. д. Это значит решительно встать с ним по одну сторону баррикады, а по другую оставить то плохое, что он творит. Называть своими именами деяния, требовать изменений, но не сдавать человека, чтобы у него был шанс вступить со своими моделями в конфронтацию и победить".
"Мы все сделаны из своих родителей. Хотим мы этого или нет. Да, не только из них, еще много из чего, и мы сами с усами. Но это они - наша плоть и кровь, наши корни, наш источник, именно к ним мы присоединены "психологической пуповиной" привязанности, даже если лично с ними давно не общаемся и видеть их не хотим (или не можем). Это то, о чем постоянно идет у нас разговор с приемными родителями. Говоря ребенку, что твои мать или отец - дерьмо, мы тем самым говорим ему: "Ты сделан из дерьма". Он слышит именно это. Поэтому нельзя ругать ушедшего из семьи отца.
Что произойдет, если пуповину присоединить к мешку с дерьмом? Душевный сепсис. Кто-нибудь сочтет это хорошим результатом "защиты прав детей"? И, кстати, кто-нибудь сочтет убеждение "мои родители - сволочи и монстры" или "ничтожества и лузеры" хорошим результатом терапии уже выросшего ребенка? Тут вспоминали библейское "чти и отца и мать". И я писала, что это не столько моральная заповедь, сколько предписание из области психогигиены. Чти -здоровее будешь, жить сможешь хорошо и долго, не отравишься.
Можно, конечно, пуповину оборвать. Иногда тоже нет другого выхода. С куском души, но выдрать отравляющую привязанность. Лишив себя заодно и ресурса, всего того хорошего, что родители все же дали. Но это как с отобранием. Очень плохой выход, когда все другие еще хуже".
Лучше прочитать текст целиком.