11/ Мск-Питер-Хельсинки-Таллин-Рига-[ВИЛЬНЮС]-Варшава-Вроцлав-Прага-Братислава-Вена-Львов-Мск

Dec 14, 2011 00:18


ПОЕЗД 
ВИЛЬНЮС-ШЕСТОКАЙ-ВАРШАВА
(продолжение, начало тут)
..............................................
Напоминаю, что все рассказы про Little Big Advеnture по Европе можно собрать ткнув в тег "11 городов За 30 дней"
(А также в конце каждого поста есть ссылка на Содержание)
..............................................

В этом посте я дорасскажу про наш путь из Вильнюса в Варшаву на поезде.
Итак в прошлом посте нас высадили в Шестокае, куда мы прибыли на электричке из Вильнюса.
По плану нас было 20 минут до поезда на Варшаву.

...................
ШЕСТОКАЙ (Sestokai)
...................

На фото стоит электричка, на которой мы прибыли из Вильнюса.




В Шестокае ОДНА единственная платформа, которая больше похожа на полустанок.
Таким образом, приехав на электричке из Вильнюса, не надо никуда идти для пересадки.
Надо просто стоять и ждать когда прибудет поезд на эту же платформу.

Я, честно говоря, тогда не обратил внимания, но насколько я понял, колея в Прибалтике российская. А в Европе - она более узкая европейская.
В Шестокае на этой платформе две колеи встречаются )))
Слева на фото можно наблюдать европейскую колею, а справа (где электричка) более широкую -  российскую.
Соответственно литовский поезд при всем желании поехать в Польшу не может и туда едет польский поезд.

В общем проблема колейности решена просто и дешево. А может и правильно?
Когда я доберусь до рассказа про Львов - у меня есть пара фоток, как на границе Словакия-Украина поезду меняют колеса, как раз по причине разной колейности. 
Это очень непростая работа, которая занимает часа полтора и кучу сил персонала.

Для тех, кто испуганно вылез на станции Шестокай и не понимает, куда же его занесло, есть и вот такие таблички.

Налево пойдешь - в Сувалки, Белосток, Варшаву попадешь.
Направо пойдешь - к прибалтам обратно попадешь )))  


Я честно говоря ожидал, что там можно будет попить чая и купить бутылку воды.
Но ни кафе, ни даже завалящей палатки не было. 
Убогонький вокзальчик с окошком кассы, и синий домик-туалет, в виде дырки в полу. 
В общем типично.

Зато обнаружилась полезная схема. Хоть стало понятно куда нас занесло ))
Каунас мы действительно проезжали. Так что до Каунаса можно на электричке спокойно доехать, если кому надо.
(Красным на фото отмечен Шестокай)


Как видно из схемы электричка от Вильнюса до Шестокая едет три часа, потому что петляет.
(прямо по-русски так, "семь загибов на версту")

Накануне я поглядел Гугл-карты и никакого Шестокая нефига не нашел.
Но все равно схематично прикинул наш путь. Выглядело по километражу терпимо.



Судя по билетам весь путь должен был составить 8 часов. 
3 часа из которых (на электричке) мы уже проехали.
30 минут подождали поезд в Шестокае. 
Следовательно, по моим подсчетам, оставалось 4,5 часа.

Пока мы ехали на электричке было прохладно, даже дождь неплохой такой случился в пути.
Поэтому полпакета сока и поллитра воды, плюс нарезка ветчины/сыра, хлеб и фрукты (взятые с собой) представлялись достаточным сух.пайком на этот оставшийся до Варшавы отрезок пути.

Но вчерашнее изучение погоды в Варшаве, которое говорило о +25градусах (против +20 в Вильнюсе) начинало подтверждаться. В Шестокае явно было теплее. Во всяком случае я бродил уже в футболке.
Когда мы выезжали из Вильнюса мы думали так:
- в поезде, наверное, будет буфет или хотя бы какие-то продажи снеков и напитков;
- в поезде будет вряд ли много народа (судя по полупустой электричке);
- где-нибудь на станциях будут остановки и можно будет выскочить чего-то купить;
- у проводников наверняка всегда можно купить чая или минералки.
- плюс 25 - это нормальная температура и в поезде жарко не будет, ну окно откроем если чего.

Так вот. ВСЕ эти без исключения предположения оказались неверны:
- чем дальше мы въезжали в Польшу, тем жарче становилось;
- чем дальше мы въезжали вглубь Польши (то есть чем ближе к Варшаве), тем больше народа набивалось;
- на час назад надо переводить часы, то есть путь УДЛИНЯЕТСЯ на час; 
- 20 минут ожидания поезда в Шестокае в расчет общего пути брать не следует;
- купить на станциях ничего нельзя, т.к. поезд нигде долго не стоит, ПРОВОДНИКОВ НЕТ, буфета НЕТ, чая нет.

Есть только контролеры, которые ходят, постоянно проверяют билеты и мешают смотреть в окно )). За весь путь билеты проверяли раза три и каждый раз ставили на билет штампик.

Но мы пока ничего этого не знали, и спокойно себе прогуливались по платформе, ждали поезд. Потом он пришел и мы в него загрузились. Билеты никто не проверяет на входе. Никто не говорит - ваше место такое-то. Ваш вагон такой-то. Делай чего хочешь.
Непривычно. Но по их мнению это нормально - контролер потом все расставит по местам, если чо )))

Собстна вот,  поезд пришел на 2ую платформу, я просто снимаю его в сторону Вильнюса, голова поезда за мной. Слева вдаль уходит электричка на Вильнюс.



.......................
КАК ПОЕЗД ВЫГЛЯДИТ ВНУТРИ
.......................
Поезд выглядит несколько иначе, чем в России.
Как я уже писал ранее, в Европе есть три типа вагонов 
Сидячие, кушетки и спальные.

Этот поезд был сформирован полностью сидячими вагонами.
Если в России поезд обычно одной и той же окраски весь, то тут все вагоны разношерстные.
Желто-красные, зеленые, серые и всякие разные другие.

Вот и наш вагон. Цифра 2 означает не номер вагона, а класс.
Традиционный общий корридор, но гораздо уже, чем в российских поездах.
А двери в "купе" и сами купе - полностью застеклены.



Дверь купе можно закрыть изнутри. Для боковых мест есть занавески.
Над сидениями висят во всю длину зеркала, это немного расширяет пространство.
Над сидениями - полки для вещей. Вещи под сидения засунуть не получится.
Когда в купе сидят все 8 человек, полок для вещей на всех не хватает и некоторые сидят с вещами на коленях, что не увеличивает пространства. Мда.



Само купе рассчитано на 8 мест - по четыре с каждой стороны.
У сидений анатомические выемки (для каждого сидящего),
но сами сидения очень твердые. Спинка неподвижная, ее наклон небольшой.
Так что долго сидеть - крайне неудобно.



Для сидящих у окон есть по-мини столику и под ними мини-мусорка. 
Кстати номера мест указаны в каком-то странном порядке - не подряд, так что покупая билет, есть риск оказаться в разных аквариумах.
Хотя как я понял в данном поезде главное иметь резервацию, а потом садись на любое свободное место. Во всяком случае мы пересели на другие места в другом купе - у контроля вопросов не возникло.



Кондиционера нет. Но хотя бы окно открывается на пол-окна.
Погуляв по поезду, мы обнаружили аналогичные вагоны (тоже аквариумы-купе), где тоже не было кондиционирования, но при этом окна были неоткрываемые.
Как там люди ехали, не представляю. 



Все таки хорошо, когда есть возможность широко открыть окно )))



Двери между вагонами в тамбурах-автоматические.
Либо надо на кнопку нажать, либо за ручку дернуть.


Кстати, пусть вас не в водят в заблуждение фотографии. На них выглядит все так, что вроде все ок и путь должен пройти весьма кофмортно. Мы тоже так подумали поначалу )))
Возникает вопрос, почему я назвал это поезд "скотовозкой".
Что я могу сказать - читайте дальше ))))

Что касается туалетов, то они на удивление оказались довольно сносные.
В всяких вещах типа наличия воды, бумаги, бумажных полотенец на всем протяжении пути недостатка не было.
Жидкое мыло дозируется нажатием на кнопку. Вода также идет дозированно из краника после нажатия на кнопку. Размер туалетной кабины тоже меньше - по сравнению с российскими поездами.

....................
ПУТЬ ДО ВАРШАВЫ
....................
Надо сказать, что первые полчаса - путь от Шестокая до первой станции на территории Польши- было очень неплохо.
Мы вдвоем развалились в купе на восьмерых и решили, что может это какой-то чудо-поезд на который никто не берет билеты?
Ехать предстояло, как выяснилось не 4,5 часа, а 6 часов.(плюс час от перевода времени назад, и полчаса - ожидание поезда в Шестокае, которые не исключаются из времени в пути)
Гм, это нас несколько опечалило.

Еще больше нас опечалило, когда начал подсаживаться народ. Поначалу нас стало в купе четверо. Несмотря на открытые окна в нашем аквариуме и по всему корридору вагона, все равно становилось довольно жарко - вовсю светило солнце, которое нам напомнило, что сейчас вообще-то все-таки август ).
В общем первые 1,5 часа прошли терпимо. Потом сильно поднадоело сидеть.

Из актуальных проблем было то, что напитков купить так нигде и не удавалось, а наши полбутылки воды и полпакета сока были не бесконечные.
Так что потом еще 4,5 часа пути прошли не так приятно, прямо скажем - в купе зашла польская тетка с ребенком дошкольного возраста.  Нас стало шестеро. Ноги вытянуть и так не особо было можно, а так и совсем пришлось сидеть, как на табуретке.

Тетке постоянно дуло, и она постоянно исхитрялась никого не спрашивая закрывать и окно и дверь в наш "аквариум", где мы сидели как выброшенные на песок рыбы. Пожилая полька напротив утиралась платком, другие члены нашего клуба также явно были недовольны, но никто почему-то не протестовал. Поэтому периодически я выходил из купе наружу, тем самым открывая дверь, а возвращаясь - высовывал ногу в проход, тем самым заодно никому не давая закрыть дверь в купе. Каждый раз когда я так делал, по лицу польской бабушки напротив пробегала одобрительная улыбка, а вредная тетка с ребенком хмурилась.

Потом в проходах появились люди, и с каждой станцией людей в проходах и тамбурах становилось все больше. Ногу высовывать из купе стало сложнее, чем коварная тетка периодически пользовалась.
Так, в борьбе с европейской толерантностью и ехали )))) За час до Варшавы эта гребаная тетка свалила и все купе победно вздохнуло и все окна и двери были открыты настежь.
Кстати, в первые 1,5 часа поездки, пока народа было еще немного, мы совершили в поисках буфета две вылазки в один конец поезда и в другой. Буфета так и не нашли, зато встретили две бригады контролеров, размялись и попутно обнаружили целую кучу модификаций вагонов.

Кстати, как я читал на форумах, сесть в поезд можно и без билета. НО! главное сразу пойти на поиски контролера. Т.к. если вы его найдете сами - он продаст вам билет с небольшой наценкой. Но если контролер найдет вас - влепит неслабый штраф. Данную схему я не могу не одобрить ))).

И еще. Как мы потом узнали, есть билеты, которые позволяют прервать поездку на любой станции в пути и продолжить ее в другой день (в течение срока действия билета). Но как это работает технически я пока затрудняюсь сказать, т.к. такого опыта у нас не случилось.
Позже, изучив типы поездов в Польше, я понял, что мы попали в так называемый "поспешный" поезд, который набирается из целой кучи разномастных вагонов разных перевозчиков (это у нас один РЖД, а у них 2-3 компании).
И несмотря на свое гордое название "скорый" (поспешный), это самый медленный поезд из всех возможных. И самый некомфортный (сидячий).

Так что может на первый взгляд на фотографиях все и неплохо.
Но если посидеть после 3-х часов на электричке на таком сиденье 6 часов в компании с еще 6-8 пассажирами, честно скажу - удовольствия не получите.
Вообще поезд недорогой, поэтому народа в проходах и тамбурах - куча. В российских поездах такого просто нет. Все дело в том, что в Европе если вы купили билет, то это еще ничего не значит. По билету вы просто войдете в поезд. А чтобы получить место - надо оплатить еще и резервацию.
Ну я касался этой темы уже в рассказе про то, как и на чем путешествовать по Европе
http://fin-challenger.livejournal.com/49331.html
(Там и про типы поездов и про другие способы передвижения)

Поэтому много людей, стоящих в корридоре. Почему? Возможно экономят на резервации, т.е. купили только билет без места (?). Даже пожилые люди. И никаких откидывающихся сидений в проходах нет. Едут стоя.  Добро пожаловать в капитализм!
А т.к. колея у них более узкая, то и вагоны более узкие, чем в РФ. Поэтому если идешь по проходу - и так трудно разойтись. А с рюкзаком - вообще хрен разойдешься.
Из-за этой кучи людей - погулять и размяться в течение оставшихся до Варшавы пары часов не получилось. Мда.
...............................
UPD2: так, меня тут в комментариях поправили, я перечитал информацию по поводу типов поездов, билетов и резерваций. Действительно, если быть точным - есть нюансы для каждого типа поездов, где то она нужна, а где-то нет.
Плюс поезд, на котором мы ехали, имеет название уже вроде бы не "поспешный", а TLK
Хотя дело не в названии, а в их убогости, относительно поездов Express Intercity.
И там, и там мы ездили 2 классом. Но немного дороже - и совершенно другое дело - кофморт, быстрота, еда и уровень сервиса (и кондиционер).

Про все типы поездов и их особенности можно прочитать вот тут:
http://europetrainsguide.com/Countries/Poland/Poland-PKP.html

Про Express Intercity я расскажу в посте про поезд Варшава-Вроцлав.
..............................

И наконец, оставшиеся часа 1,5 перед Варшавой поезд лично мне стал напоминать кадры из старых военных фильмов про эвакуацию. Набит битком, в корридорах люди, вещи...лица депрессивные, все купе битком, то есть все 8 мест (и наше купе не исключение). 
Пройтись никуда нереально, жара, куда едем, сколько еще ехать... х.з....
Батарейка в фотоаппарате села, да и настроения снимать не было уже...
Так что поверьте мне на слово - не берите билеты в "поспешные" поезда во 2 класс.

Кстати, вагон 1класса выглядел получше. Во-первых был кондиционер. Но в остальном тоже так себе. Купе нет, расположение кресел - как в самолете (если кто ездил в сидячем Москва-Питер, то вот что-то вроде того). Воды, чая тоже не продают. Хотя кондей - это вещь.
Была мысль - кому-нибудь доплатить и переместится в район кондиционера.
Но как ни странно 1 класс был заполнен - раз, и не было понятно кому доплачивать, т.к. проводников нет (проблема коррупции в поездах решена таким образом радикально )))))))))

UPD: С другой стороны, нам попадались вагоны, где в аквариуме было не 8, а шесть мест.
Т.к. из Варшавы в Вроцлав мы потом ехали поездом Intercity (в нем тоже по 6 мест, но очень комфортных). Могу сказать, что вагоны с шестью местами в этом поезде были не похожи на интерситевские. Судя по всему это либо был какой-то улучшенный второй, либо еще одна модификация первого класса.
Поэтому как при покупке билета понять заранее в какой вагон попадешь, я так и не понял.
Когда в Варшаве мы поняли, что окошко с информацией на вокзале не может нам ничего сказать внятного, мы просто сходили и посмотрели на тот поезд, на котором собирались ехать через несколько дней, и пообщались с проводниками.

В общем в Варшаву мы приехали совершенно никакие и в довольно хмуром настроении.

Мы, конечно, чего-то пощипали из наших запасов в пути, да и фрукты (груши, яблоки) нас очень здорово поддержали. 
И вроде мы ничего особенно не делали, сидели и тупили, читали, смотрели в окно, гадали кроссворды... Пока хватало батарейки - я делал какие-то заметки на ноутбуке...
Но тем не менее устали так, что хотелось только одного - доволочить ноги до отеля и упасть спать не раздеваясь )))Что касается видов за окнами поезда, то они были совсем даже ничего...
Я там в конце поста несколько фоток выложил.

......................
ВАРШАВА
......................
По прибытии в Варшаву поезд последовательно проезжает три основных вокзала в Варшаве.
Варшава-восточная (Всходня), Варшава-Центральная, и Варшава-западная (Заходня).

Но! Остановки не объявляются. Таблички не платформах не информативные. 
Поэтому пришлось обратится за помощью к пассажирам.
Выходить нам надо было на Центральной, т.к. рядом с ней мы и забронировали отель.
Варшаву-Центральную в принципе оказалось легко отличить - у нее все платформы подземные. Выглядит как метро. Такая вот особенность.
(Когда доберусь до поста про поезд Варшава-Вроцлав, выложу фотки подземных платформ)

UPD: вот тут ( 2ой пост про Варшаву) я выложил фотки вокзала Варшава-Центральная и фотки подземных платформ и эскалаторов (они в середине поста, можно перейти по ссылке и найти поиском Ctrl+f4 "платформы").

Вышли мы из поезда где-то в полвосьмого вечера (по-Варшаве)
В Вильнюсе уже было бы полдевятого, то есть на час больше.
А с Москвой у Варшавы разница, кстати, два часа.

Исходя из того, что выехали мы из Вильнюса в пол12, то дорога заняла 9 часов. Неслабо. А мы рассчитывали на 7,5 часов. 
С подземных платформ Варшавы-Центральной наверх вели экскалаторы

И конечно же они не работали (славяне все-таки одинаковые).
Покрутив головой, я вдалеке обнаружил травалаторы (не ступенчатые, а наклонные экскалаторы). Они тоже не работали, но по ним куда удобнее ползти вверх с рюкзаками на спинах. В общем выбрались наверх в здание вокзала.

Вопроса было два. Куда идти (с указателями беда). И где взять злотые (местная валюта), чтобы купить воды, т.к. наши запасы подошли к концу где-то за час до Варшавы). Когда мы приехали уже почти стемнело, но мы по прежнему были в футболках, т.к. было ощутимо жарко. Погода напоминала Сочи вечером, что было странно. Мы все-таки в Польше.

Опыт подсказывал, что обменник всегда есть на любом вокзале или около него.
Но к моему удивлению на вокзале в Варшаве не было никаких признаков обменника!
(через пару дней, мы его раскопали в дальнем темном углу вокзала, но кажется, что все равно вечером он не работал)

UPD: Вот, кстати панорамное фото вокзала внутри (зал на поверхности).
Сейчас (точнее в августе 2011) зал выглядит немного иначе, но общая схема такая.
В дальнем торце вся стена - кассы. Справа - международные. Слева - информационные окошки.
А внизу (под фотографирующим, на фото не видно) - прячется обменник.
Фото нашел тут:
http://www.pkp.pl/files/centralny%20fisheye.JPG



Так что злотыми разжиться сразу не удалось, а вот водой удалось.
Прикинувшись англоязычным туристом я спросил в первой же палатке на улице цену на 0,5 минералки, другой не было. Мне ответили, что сколько-то там злотых (в пересчете около 1 евро). Я положил монету в 2 евро и спросил - ок? Ясен пень - ок )))
Хотя, вообще говоря, евро в Польше нигде не принимают.

Отель мы специально взяли поближе к вокзалу, в каких-то 500метрах.
Эта идея казалось отличной в момент бронирования, но она себя не оправдала на 100%.
(Хотя забегая вперед, скажу, что сам отель оказался превосходным).

Мы не учли, что после 9-часового переезда дополнительные полкилометра пешком - не сильно приятное занятие.
Особенно если отель находится на другой стороне от вокзала и единственный переход довольно оживленного проспекта - подземный. 
Ходить по ступенькам вверх и вниз с 15кг  на спине оптимизма не добавляет )))

Засада в том, что выходишь из вокзала - сразу виден Новотель. А не доходя до него - наш Polonia Palace. И кажется, что идти значительно ближе, чем 500 метров.
Я это к тому говорю, что в принципе идея брать отель поближе к вокзалу - это не обязательная вещь.Куда приятнее - вышел, сел в такси и приехал в отель. Этот опыт мы учли и в дальнейшем так и поступали ))).

И еще одна ошибка была (заключительная в этот день), то что прямо у вокзала был огромный торговый центр (называется "Zlote Tarasy"). И по-хорошему надо было туда зайти и поесть пока он не закрылся.
Там и "Патио Пицца" есть (ага), и большой фуд-корт с кучей кафешек. В общем удобно. Кто приезжает в Варшаву - имейте в виду.
Вообще выглядит торговый центр необычно (стеклянный потолок "волнами")



Но мы ничего про этот торговый центр на тот момент не знали, и хотели побыстрее добраться до отеля.
Хотя я в отель написал при бронировании, что мы приедем поздно, но мало ли чего там у поляков за идеи - вдруг после 18-00 не заселился, бронь как снимут.
Кстати, на этот случай у нас были про запас две наметки по гостиницам, тоже недалеко от вокзала. Тут главное, чтобы был wifi и розетка, а забронировать гостиницу не проблема.
Но все равно, мы были не в том состоянии, чтобы раскидываться гостиницами.

К счастью, все оказалось ок. Нас радостно встретили. Гостиница оказалась пафосная, но очень комфортная.
И прямо около отеля нашлись Пицца Хат и КFC, где мы собственно и перекусили потом.
Так что день завершился на позитиве!
...................
В следующем посте - расскажу про Варшаву.
Мы там попали на День Армии, очень интересный праздник - дают пощупать всякое вооружение. Кроме того, погуляем по очень красивому парку Лазенки, Ботаническому саду, побываем в метро, заглянем еще раз на вокзал и купим билеты в Вроцлав, походим по Старому городу и Саксонскому саду. 
......
Так, обещанные виды из поезда Шестокай-Варшава:

Ехали, ехали...и приехали...))))



Вроде Польша, а совершенно российские виды.
Видимо потому, что недалеко еще от Литвы уехали. Опять же Белоруссия под боком.


Кстати, обратите внимание. что над поездом нет проводов.
Это потому, что он дизельный! 



А вот тут уже более польские виды









...
Перейти в следующий пост 12/Варшава.
Перейти в  Навигатор по рассказу (Содержание)

11городовЗа30дней

Previous post Next post
Up