Будущее Привокзальной площади: развитие общественного пространства

Aug 12, 2014 13:16


(Информационный пост для онлайн-опроса, версия 1.0)

Наблюдая за подготовкой к 300-летию, невольно обращаешь внимание на точки входа в город: подъезды с федеральной трассы на автомобиле (и "трасса смерти" тут безусловный трэш-бренд), комплекс омского аэропорта с пустой площадью и табачным киоском, где вас ждет заказанное такси, автовокзал (лицо, обращенное к жителям области и, вероятно, туристам-гостям северных районов), рядом с которым приличный сквер, и непроходимый рынок. Два теплохода связывают причал речного вокзала и север страны, сам вокзал сократился до дебаркадера, также без излишеств.



(Привокзальная площадь сейчас)

Завершает перечень Привокзальная площадь - что она сообщает гостю при встрече и расставании? Как встречает жителей города и региона? Чем продиктован ее облик? Что на ней может быть?



(Современное зонирование района площади)

Если аэровокзал и автовокзал были отремонтированы и площади выполняют в первую очередь техническую функцию (они довольно сильно отделены от жилых районов), то развитие привокзальной площади усложнено и транзитным проспектом Маркса, и прилегающим ленинским районом (жители используют виадуки для своих нужд), двумя конечными остановками общественного транспорта, фактически сложившейся автостанцией - помимо основной функции вокзала и управления железной дороги.




(Строительство вокзала, 1894 МОЖ, URL: https://pastvu.com/p/185612)

Площадь формировалась в чистом поле больше века назад: перед вокзалом в Царском поселке, позже - Атаманском хуторе была разбита квартальная сетка и на границе с полосой отвода железной дороги появился ансамбль - на одной оси стояли небольшой вокзал и Троицкая церковь. Периметр площади занимали деревянные 1-2 этажные дома различного назначения. В 1930-е годы кварталы укрупнили и построили те здания, которые сейчас ее формируют: жилой дом на 163 квартиры (по ул.Марченко), школу №13, кинотеатр Октябрь (теперь торговый комплекс), сортировочный узел почтамта. От первоначальной застройки остались несколько зданий музыкальной школы, пара магазинов у Ленинского рынка, крупный железнодорожный техникум (в глубине квартала в районе улицы Труда) и рациональная квартальная сетка. В 1950-е современный облик площади практически сформировался: появился дом с "короной". Чуть позднее снесли застройку по ул.Рождественского перед почтамтом: на ее месте - остановка общественного транспорта. Реконструкции вокзала (сейчас мы видим 4 версию) привела к его расползанию по длине, формированию мощной преграды перед платформами в стилистике Западно-сибирской железной дороги.



(Вид на вокзал)

Сквер и памятник Ленину на равных с полосой партеров перед вокзалом и памятником железнодорожнику составляют элементы общественного пространства площади: можно фотографироваться, отдыхать в тени (преодолев парковку), ожидать.

Было разработано несколько проектов площади: в 1950-е предполагался снос музыкальной школы, формировались фланкирующие кварталы из типовых жилых домов, возможно с магазинами в первых этажах. В 1990-е мастерская Аршин разработала большой проект узла с устройством пригородного павильона, надстройкой административного здания, реконструкцией жилого дома - предполагалось что автостанция будет полноценной, к ней добавится гостиница и другие сопутствующие функции. В 2000-е этот проект трансформировался: предлагалось снести прокуратуру, жилой дом, и создать композицию из нескольких платформ, подземной стоянки и высотного акцента гостиницы. Последняя из опубликованных концепций - Желдорпроекта - предполагает снос только прокуратуры, организации утилитарной транспортной площади с элементами ландшафта, устройством паркингов, ремонтом фасадов периметра. В 2013 годы городская администрация планировала вынос отстоя транспорта за пределы площади, перепрофилирование жилого квартала маловероятно - и следовательно условия для развития опять меняются.



(Вид от вокзала)

Современное зонирование площади уже включает три элемента: здание прокуратуры, окруженное киосками - назовем их сопутствующими функциями; транспортно-пересадочный узел регионального значения (электрички, областные автобусы, поезда, городской транспорт); общественное пространство для пассажиров, провожающих и (возможно) жителей района/города.



(Вид от вокзала)

Если вопросы движения транспорта утилитарно решаются в проекте, попутного обслуживания - в работе с бизнесом (формальным и неформальным), то про общественное пространство стоит говорить с его потенциальными пользователями и обратиться к краудсорсингу. В данном случае мы пробуем собрать мнения и предложения по развитию общественного пространства Привокзальной площади в режиме онлайн-опроса. Цель - выявить позицию лояльных движению ОГДЛ горожан по развитию площади.

И при ее реконструкции (глобальной или даже косметической) важно понять:

1. Какие из существующих элементов представляют для нас ценность (по разным мотивам), чем площадь все-таки удобна?

2. Что необходимо и достаточно изменить, чтобы ее улучшить для использования?

3. Если сохранять долю общественного пространства и усиливать функцию собственно "городской площади", места "репрезентации Омска" - какие новые активности и объекты там хотелось бы видеть?

У нас есть также небольшая просьба структурировать ответы в три пункта (по вопросам - ценности, изменения, активности/объекты) и добавить одну строчку о себе: профессия/образование; место жительства (ленинский район, город, область, страна); частота использования площади/вокзала (более раза в неделю, раз в месяц, несколько раз в год, менее раза в год)

Опрос проводится в группе ВК “Омск город для людей”: http://vk.com/wall-37846146_14254
Previous post Next post
Up