Летом 2008 года собирался делать путеводитель по советской архитектуре г.Омска. Из материала удалось только сделать фотофиксацию. Эти записи - задел для нормальной работы по теме. Буду признателен за дополнительные сведения, поправки, мнения. Приветствуются байки, личные истории, легенды и мифы, знания и суждения, связанные с публикуемыми материалами - не обязательно про советские постройки, может быть вы знаете что-то про места, названия и тд.
Внимание: публикуется как рукопись, воспроизведение и копирование любыми способами запрещено, все фото - собственность автора (за исключением исторических - их источник указан). С уважением ФФ.
Отдельное спасибо Александру Пальшину за наводку на электронную библиотеку "Встречи на границах" - основной источник исторических кадров.
12345Выпуск 7/Старая крепостьВыпуск 8Ансамбль центральных площадейВыпуск 9
Типология пространстваАнсамбль открытых пространствВ этом выпуске путеводителя рассматриваются площади и прилегающие кварталы: им.Дзержинского (площадь Победы), сад Пионеров (Соборная площадь), сформированные между ул.Гагарина, Интернациональная, Ленина, набережной р.Иртыш.
1. Сад Пионеров
2. к/т им.Маяковского
3. Сквер по ул.Тарская (Первомайский?)
4. Дом Радио
5. Магазин “Меха”
Описание
Фактически это территория административного центра - городской и региональной власти, насыщенная торговыми, культурными, спортивными и административными объектами. Ее можно рассматривать в некоторой степени как линейный центр, интересно, что в отсутствии свободных подъездов и парковочных мест участки этой линейной структуры выключены из городского развития многие годы и предназначены больше для представительских функций, чем для городских.
Большая часть территории занята парками и скверами, ограниченными разнообразной застройкой и городскими магистралями.
Значительная часть застройки относится к периоду 1930-50 и предназначена для проживания и работы специалистов, облисполкома, сотрудников НКВД. Одним из первых сложившихся ансамблей можно считать территорию между ул.Ленина, Тарской, Некрасова, Петра Алексеева. Здесь расположены административное здание, клуб, жилые дома, рядом - городской стадион и спортивное ядро для тренировок.
Под катом: Контекст/Сад им.Дзержинского, жилой квартал, сад Пионеров, сквер по ул.Тарская, северо-западная часть Соборной площади, приречная территория; Объекты/Клуб Динамо, здание НКВД
12345Контекстпл.Дзержинского/сад им.ДзержинскогоТипологияСквер+площадь
Адреспл.ДзержинскогоВремя1944АвторыСтилистиканеоклассикаПараметры
Площадь имени Дзержинского замыкает Любинский проспект в верхней его части. Площадь сформирована зданиями Торгового корпуса, городской администрации. Важным элементом площади стал дом с магазином “Меха” 1936 года, пространство перед которым является одной из видовых площадок на пойму р.Омь и застройку другого ее берега. В предвоенные годы в городе проводилась программа по озеленению, в результате которой был организован городской сад на площади Ленина. Сад им.Дзержинского был создан позднее в 1944 году, фонтан - в 1950-е.
По легенде планировка сквера была предметом конкурса среди многочисленных эвакуированных во время войны архитекторов, в том числе - из Ленинграда. Победителем стал архитектор, зафиксировавший зимой протоптанные тропинки, которые видел с крыши одного из соседних зданий.
Примечания:Литература
Контекст/2
12345КонтекстЖилой квартал (Жилой дом по ул.Ленина)ТипологияЖилой квартал
АдресВремяАвторы
Е.Н.Семенов (1936),
В.И.Пентман (1957)
СтилистикаПараметры
Малозаметный квартал, расположенный на повороте ул.Ленина, завершает структуру начатую мужской гимназией (арх.Эзет, 1878) и является фоновым для Театра Драмы. Перед кварталом разбиты скверы - по ул.Ленина и по ул.Тарская.
Квартал состоит из двух угловых корпусов, один из которых - жилой дом специалистов на 50 квартир, архитектор Е.Н.Семенов, 1936 года постройки, другой - 1957 года постройки по проекту арх.В.И.Пентмана.
Жилой дом для специалистов - типичный пример переходного стиля - постконструктивизма, или декорированного конструктивизма. При том, что здание выполнено в сдержанных рациональных формах и даже отмечено полукруглым эркером на восточном фасаде, обращенном к городскому театру, оно оформлено рустом, штукатуркой, карнизами и другими элементами, присущими классическому направлению в архитектуре 1930-х. Сомнения возникают именно при взгляде на эркер, а также остекленные лестничные клетки.
Второй дом квартала - пример изящного решения фоновой застройки. На городскую магистраль дом выходит северо-восточным фасадом, который решен с помощью тонких сдвоенных лопаток с ионическими капителями, волюты которых несколько гиперболизированы. Примечательно решение угловых лопаток - в которых волюты сливаются.
Примечания:Литература
Контекст/3
12345КонтекстСад Пионеров (Соборная площадь)Типологияоткрытое городское пространство
Адресул.Ленина-ИнтернациональнаяВремяАвторы
СтилистикаПараметры
Следующая часть, отделенная продолжением ул.Герцена, ранее называлась сквером им.Павлика Морозова (до ул.Тарская), Садом Пионеров (до кинотеатра им.Маяковского). Еще ранее это была Соборная площадь, соединявшаяся с Базарной (на месте Торгового центра).
В 1935 был взорван Собор. После - осуществлено строительство Дома НКВД на участках архиерейского дома.
Сквер им.П.Морозова всегда был транзитным, при том изолированным от более живых остановок общественного транспорта. На юго-востоке расположена стелла и стена почетных граждан города. В северной части в 1990-х появился мемориальный объект - колокольня и площадка, под которой - земля с мест заключения жертв политических репрессий (?). В западной части расположена дореволюционная застройка - контора компании Эльворти и здание прокуратуры.
Сад пионеров появился перед Домом Советов (бывший дом Судебных установлений), и Домом Пионеров, который располагался в бывшем дворце губернатора, перестроенном в конструктивистской манере. Этот дворец находился в северо-западной части сквера и видимо был снесен во время строительства подземного перехода у к/т Маяковского, когда собственно Дворец Пионеров переехал в новое здание на ул.Красный путь.
На месте Собора появился фонтан с Оленем, в саду можно до сих пор увидеть скульптурные группы - “Дети с пингвинами”, например. Планировочная структура Сада не сохранилась. Однако до сих пор контуры этой части линейного центра определяют и постройки советского времени - Дом радио, Главпочтамт, Жилой дом по ул.Тарская, Серый дом, здание облисполкома (первое высотное в Омске).
Дом Радио (из этого дома в 1950-х была выполнена первая радиотрансляция) построен по проекту Г.М.Никифорова и Е.А.Степанова в 1957 году, одновременно с кинотеатром им.Маяковского. В доме до середины 1990-х размещался ресторан “Лотос”.
В этот период площадь принимает более или менее законченный вид, так как склады Эльворти по-прежнему формируют восточную ее границу, на севере - обувная фабрика и Дом радио, на северо-западе - дореволюционная застройка и кинотеатр.
Примечания:Литература
Контекст/4
12345Контекстсквер по ул.ТарскаяТипологияулица, сквер
АдресВремяАвторы
СтилистикаПараметры
Значимым для территории стало появление сквера по ул.Тарская, строительство т.н. Дома Манякина. В 1950-х в этом сквере находился памятник Ленину и Сталину (совместный), также был возведен фонтан перед зданием НКВД. Кроме Дома Манякина, в котором жил Манякин - председатель облисполкома в 1960е годы, при котором были выпонены основные преобразования городской среды и завершены крупные проекты по формированию центральной части города, городка нефтяников, строительства нефтезавода.
Дом Манякина представляет собой скромный пример сталинского ампира с коринфским портиком и лоджией по ул.Спартаковская.
Другими зданиями, формирующими открытое пространство, являются клуб Динамо (ныне - институт физической культуры), НКВД, дом специалистов на 50 квартир (1935, арх.Семенов Е.Н.).
Примечания:Литература
Контекст/5
12345КонтекстСеверо-западная часть Соборной площадиТипологиягородское пространство
АдресВремяАвторы
СтилистикаПараметры
Это пространство является “въездом” в центр с северо-запада. 14-тиэтажное здание акцентирует эту функцию. даже при восстановлении собора, оно, будучи фоновым, не вступая в спор с культовым сооружением, продолжает служить ориентиром на повороте.
Северо-западная часть соборной площади состоит из нескольких кварталов и пространства “Сада им.Кирова”. Кварталы демонстрируют различные периоды послевоенной архитектуры Омска. Это зрелищное сооружение - кинотеатр им.В.Маяковского, построенный по типовому проекту в 1957 г.; Дом политпросвещения (арх.А.Каримов), Здание земельного комитета (1969-72, арх.Г.Чиркин)
Здание земельного комитета стало первой постройкой в 14 этажей в городе. Проект был подготовлен Г.Е.Чиркиным, инженерами Поповиченко О. Б., при участии Мынзата П. И., Шатохиной Л.В., Голубева Г. А. (Омскгражданпроект). В нем разместились организации облисполкома.
Примечания:Литература
Контекст/6
12345КонтекстПриречная часть линейного центраТипологиягородское пространство
АдресВремяАвторы
СтилистикаПараметры
Состоит из двух крупных функциональных комплексов - спортивно-учебного, который включает стадион Динамо и речное училище, и вузовского, в который входит ОмГПИ.
Стадион Динамо расположен между ул.Интернациональная и П.Алексеева. Построен в 1930-е годы. Изначально трибуны были деревянными, сквер перед главными трибунами - партерным и они служили одним из важных элементов набережной им.Тухачевского.
Комплекс Динамо включает стадион, тренировочное поле и залы для занятий.
Главный корпус ОмГПИ построен по проекту А.И.Юмакаева в сдержанной стилистике позднего модернизма, характерного для 1960-х годов. Позднее рядом с корпусом были возведены многоэтажные здания общежитий.
Примечания:Литература
Объект/1
ОбъектКлуб “Динамо”/Институт физической культурыТипологияЗдание клубное, позднее - учебное заведение
Адресул.Ленина 2аВремя1932-34АвторыСтилистикаконструктивизмПараметры
Описание
Судя по примерным датировкам, первой постройкой этой территории, выполненной в советсткий период, является клуб спортивного общества “Динамо” имени Л.М.Заковского.
Л.М. Заковский - один из организаторов ГУЛАГа, автор Сибирской коллективизации, был расстрелян в 1938 году
Клуб построен на территории бывшего архиерейского подворья, которое с середины 1920-х было занято омским ГПУ (с 1934 - НКВД).
Здание состоит из нескольких корпусов. Часть, расположенная по ул.Спартаковской - трехэтажная, решена симметрично. Возможно, что масштабное членение подчинено дому архиерея или духовной консистории, которые были включены в здание НКВД. Характерно ленточное остекление и сплошной витраж лестничных клеток, одна из которых к тому же освещена с юга (фасад обращен на восток).
Двухэтажный корпус по ул.Красина характерен полукруглым эркером. Ранее расчлененные поэтажно квадратные окна трехэтажного блока ныне объединены в витражи со стрельчатым завершением. Подобное изменение рисунка окна встречается и в других зданиях этого периода.
Внутренняя структура здания была изменена под нужды института физической культуры в 1950-х. Позднее первый этаж застроен: возведен козырек над входом в подвал и утеряно пространство под балконом.
При наличии плоской кровли на лестничных клетках, характерны скатные конструкции кровель корпусов, скрытые с торцов высокими аттиками, которые родились из-за несоответствия стилистических требований, технологических возможностей и, возможно, климатических условий.
Примечанияпо материалам Ж.М.Хахаевой для выставки “Жизнь в памятниках модернизма”Литература
Вид по ул.ТарскаяВид с ул.КрасинаВид с ул.КрасинаВид с ул.КрасинаВид с ул.Красина
Фрагмент фасадаВходная частьВид по ул.ТарскаяФрагмент балконаВид из сквера
Объект/2
ОбъектЗдание НКВДТипологияАдминистративное здание
Архиерейский дом, из собрания Нестерова Олега (
http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=14136)
Адресул.Ленина 2Время1936-37АвторыЕ.Н.СеменовСтилистикапостконструктивизмПараметры
4 этажа
Описание
По тексту Ж.М.Хахаевой: “в 1936-37 годы, двухэтажные бывший дом архиерея и консистория были объединены в одно 4-хэтажное здание НКВД по проекту молодого архитектора Омпроекта Е.Н.Семенова (1912-1941). Новому зданию были приданы внушительные черты монументальности и грозной мощи - огромная угловая лоджия, увенчанная башенкой, гранитный цоколь и серо-красноватая декоративная штукатурка”.
Колонны, оформляющие лоджию и портик, акцентирующий вход с ул.Ленина, имеют пятиугольник в плане, и завершены стилизованными коринфскими капителями. Угол оформлен сдвоенными колоннами. Остальная часть фасада решена плоскостно - выявлен контур оконных проемов, применены лопатки со стилизованными капителями. Здание венчает мощный карниз.
По одной из легенд, здание сложено из камней, оставшихся после взрыва Собора.
Квартал, начатый клубом Динамо, продолженный зданием НКВД, завершается клиникой и жилым домом, выполненными в той же суровой стилистике постконструктивизма.
Отдельного внимания заслуживает жилой дом по ул.П.Алексеева, с выявленной угловой композицией. “Вынутый” угол оформлен башней, композиционно схожим образом оформлены постройки в Новосибирских социалистических городках. Для Омска данное объемное решение является редкостью - примеры можно также обнаружить на ул.Орджоникидзе.
ПримечанияЛитература
Фрагмент: башняВид по ул.ЛенинаВид по ул.ЛенинаВид со стороны сквераВид по ул.Тарская
Жилой дом. Вид по ул.Красина“вынутый угол”Фрагмент: балконФрагмент: карниз
Путеводитель