Проект россиянской нации

Mar 19, 2011 11:25

Пригласили на обсуждение проекта по созданию общероссийской нации. Прочитал, кстати есть правильные вещи. Немного знаком с автором, он весьма открыт, что редкость и приветствует критику. Так что, если хотите что подсказать - давайте поможем. Скоро будут слушания в Общественной Палате, туда помимо меня приглашены господа Сванидзе и Брод, пообщаемся )))

критикуйте, с аргументами, автор прочитает. Поскольку проект будет подаваться наверх - считаю что надо попробовать его доработать, коли дают такую возможность.

Текст проекта выкладываю под катом, мою критику можно почитать тут http://blog.imhonet.ru/author/filosof88/post/2940234/

Описание проблемы

Проблема №1. Ксенофобия

Накатила новая волна ксенофобии , только если раньше в ксенофобских настроениях доминировал антисемитизм, то сегодня он в России в целом значительно спал - не только по сравнению со временами СССР, но даже по сравнению с девяностыми[1]. Главным объектом ксенофобии становятся выходцы с юга страны, из которых 70% мусульмане.[2] Уже больше половины (52%) православных и чуть меньше (46,4%) мусульман чувствуют угрозу межнациональных конфликтов[3].

Состояние проблемы

Кондопога, Сальск, Ставрополь а теперь и Манежная площадь - все эти прогремевшие события стали возможны из-за роста уровня ксенофобии в российском обществе, на который наслаиваются социально-экономические и прочие проблемы. В этих условиях создаётся благоприятная почва для использования фактора ксенофобии, как внешними врагами России, так и маргинальными общественными организациями пытающимися попасть в публичное пространство. По данным ВЦИОМ 18 % россиян поддерживают участников акции, а соответственно и ксенофобские лозунги, 11 декабря на манежной площади[4]. В западной Европе критической считается ситуация когда ксенофобские лозунги поддерживает 6% населения.

Меры по решению проблемы

Поднятие престижа принадлежности к идентификации «россиянин» посредствам:

-пропаганда общих и единых ценностей

-освещение всех даже не значительных внешнеполитических побед, включая происходящие на постсоветском пространстве

-развитие и пропаганда спорта и здорового образа жизни. Развитие «дворового» спорта и спортивных соревнований по типу «Золотая шайба» и др. (от турников, брусьев и примитивных «качалок» в каждом дворе, до полей для командных игр.) А самое главное доступность. Найти и разработать аналог программам и значкам ГТО («Готов к труду и обороне!»). Возродить популярность движения и организации советской поры ДОСААФ на современных началах и с современным привлекательным для молодежи названием, возможно, с олимпийским лозунгом (2014 год - Олимпиада) «Быстрее, выше...

-понятие россиянин должно быть возведено в культ - россиянин это тот, который побеждает, который не пьет, не курит. Это должно стать модным термином (брендом). Причем это должно быть не, только номинально задекларировано в каких-нибудь программных заявлениях, а реально воплощаться в жизнь.

-воспитание внутренней и внешней культуры «Россия - страна образованных и культурных людей». Пропаганда этики и морали. Создание программ на телевидении в интернете «Вклад россиян в мировую сокровищницу науки, культуры, искусства». Научить молодежь не только красиво одеваться «Модная прививка», но достойно вести себя. Создание передачи «Спроси меня, как?». Как вести себя с пожилыми людьми с учителями, в публичных местах, в транспорте, театре, как правильно накрыть на стол и есть за столом и т.д.

-воспитание толерантности, т.е. признание того, что и другой имеет полное право на достойную жизнь. Организация на телевидении конкурсов игр типа «Что? Где? Когда?» о народах, проживающих в нашей стране, об их культуре и традициях «Такой же, как я...» Награда - туристическая поездка по территории России: от Курил до Калининграда.

-выпуск цикла документальных исторических фильмов и телепередач о вкладе национальных меньшинств в строительство российской государственности, а также ряда художественных фильмов популяризирующих дружбу, братство и взаимопомощь между русским и другими народами России. А также выпуск цикла телепередач о культуре быте и жизни народов проживающих в России.

Описание проблемы

Проблема №2. Отсутствие всеобщей объединяющей (национальной) идеи

Нет глобальной идеи, которая позволяла бы каждому гражданину России быть часть величия, ощущать свою неразрывную связь со всей нацией и обществом, гордиться тем, что он является частью единого целого. Помимо отсутствия самой идеи не осталось практически никаких объединяющих символов, праздников, событий.

Состояние проблемы

С распадом СССР прекратили свое существование и общая глобальная идея, объединявшая всех граждан страны - строительство бесклассового общества. Возник вакуум, который стал активно заполняться как возвращением к традиционным, в т.ч. - и общечеловеческим ценностям, так и различными идеологиями самого различного толка, порой чуждыми интересам нашей государственности. Начало радикальных рыночных реформ и открытие границ инициировало и активный процесс формирования «общества потребления», с моральными ориентирами, которые зачастую вступают в противоречие с задачами сохранения духовности и самобытности народов России.

Меры по решению проблемы

Праздники (пример наш 9ое мая и американский 4ое июля) и спортивные победы могут стать в сознании стимулом к объединению. В качестве всеобщей идеи, может выступать модернизация Российской Федерации и строительство общества всеобщего благосостояния, в котором 60 % людей является средним классом. Однако эти идеи не будут находить отклик у россиян, пока каждый не увидит в этом своей роли и своих выгод. Необходимо разработать программу массового поощрения граждан страны трудящихся в различных сферах деятельности за успеха под названием «Я модернизатор». Из победителей этого конкурса формировать новых кумиров и героев нашего времени, активно их популяризировать в информационном пространстве.

Описание проблемы

Проблема №3. Пропаганда языка вражды

В этнополитических отношениях важнейшую роль играют те высказывания и умозаключения, а также формулировки публичных политиков и журналистов, которые они делают в СМИ. В зависимости от тона этих заявлений формируется язык вражды или язык мира. В последнее время к сожалению массово распространяется именно язык вражды, который в свою очередь становится фактором эскалации насилия и усугубления и без того тяжелой ситуации в этнополитической сфере.

Под языком вражды мы понимает любые некорректные высказывания в адрес этнических и конфессиональных групп или их представителей. Высказывания эти варьируются в диапазоне от самых жестких (открытых призывов к насилию или дискриминации), до наиболее мягких, которые можно отнести, скорее, к результату журналистской невнимательности[5].

Вместо сдержанного и всестороннего описания событий в эфир и на страницы газет часто попадают панические слухи, как правило, окрашенные бытовыми ксенофобными представлениями сотрудника СМИ.

Долгое время российские СМИ способствовали религиозному возрождению, пробуждали интерес к религии. Они формировали «новых верующих», поддерживали соблюдение ими обрядов и укрепляли складывающуюся религиозную идентичность. Государство поощряло подъем православия и допускало исламское возрождение, одновременно с этим вырисовывая негативный образ ислама.[6]

Абсолютно не верно и не дальновидно, как это к своему стыду делают некоторые публичные политики, говоря о кавказской проблеме в частности и об этнополитической в целом, сводить всю аргументацию к дикости кавказцев. Дескать, там одни обезьяны первобытные живут, и этот регион сродни хроническому гнойному апендиксу, который срочно требует хирургической операции. Это путь упрощения. Стало быть, неверный.

Состояние проблемы

Повсеместные и частые высказывания политиков, более напоминающих призывы к религиозному или этническому экстремизму. Как один из примеров можно привести высказывание дагестанского политика, бывшего председателя Исламской партии Дагестана Сураката Асиятилова, который признает, что «не следует сегодня муссировать вопрос об установлении исламской республики в Дагестане[7]», вслух «мечтает о том дне, когда в его стране (!) будет установлен исламский порядок, и его будет судить не двухглавый орел, а шариатский суд[8]».

Меры по решению проблемы

1.Необходима совместная работа журналистов, экспертного сообщества и деятелей культуры по внедрению определенного этического кодекса, правил поведения СМИ при обсуждении и освещении этно-религиозных вопросов. Пропаганда на использование слов и понятий: «россиянин», «единый народ России», «Россия - государство-нация» и т.д. Такая деятельность необходима целью пропаганды терпимости и культа дружбы народов, населяющих Россию и единения в единую гражданскую российскую нацию.

2.Тезиз «У преступности и терроризма нет национальности» наконец-то должен обрести материальное подтверждение. Ограничение, вплоть до законодательного запрета, акцентирования в СМИ и кинематографе (особенно) на национальность или принадлежность к определенному этносу (особенно в передачах и фильмах на криминальную тематику)

3.Создание общественного совета по нравственности при ТВ.

Описание проблемы

Проблема №4. Противостояние Кавказ и остальная Россия

Кавказ против остальной России - сегодня Северный Кавказ большинство граждан России воспринимает не как часть нашего государства, а, как «их» зону обитания[9]. Кавказ является естественным раздражителем для всех остальных россиян[10]. Хантингтон дает таким конфликтам определение «войны переходного периода» - периода перехода к эпохе, когда будут преобладать этнические конфликты и войны по линиям разлома между группами из различных цивилизаций[11]. В данном конкретном случае мы наблюдаем столкновение исламской и православной цивилизации. Такие конфликты, проходящие по линиям разлома, особенно страшны в пределах одного государства, так как их продолжительность в этом случае по статистике длиться в шесть раз дольше, нежели такие же конфликты, но между разными странами.

При опросе, проведенном Центром политического мониторинга РНИСиНП, были получены следующие данные: 63% опрошенных, т.е. 2/3, были согласны с тем, что этнополитические конфликты могут привести к развалу Российского государства. И только 14% не придавали большого значения этим конфликтам[12].

Состояние проблемы

Отчасти эта проблема связана с так называемой политикой «чеченизации » или «кавказизации», методы которой распространились на всю территорию российского Кавказа. В теории это означает, что конституционный порядок в проблемной зоне осуществляется посредствам представителей коренных этносов, представляющих власть. На деле же это превратилось в политику «дероссиизации» на Кавказе и выдавливание федерального цента из всех управленческих структур, в том числе и силовых, через отстранение от принятия решения в регионе представителей не коренных этносов. В итоге это может породить необратимую тенденцию замыкания и превращения Кавказа в гетто («геттоизация»[13]).

Создание таких национальных гетто, замкнутых в узкие границы этничности[14], в современных условиях как минимум губительно для самого обособляющегося этноса, а как максимум грозит очередной глобальной этнополитической трагедией. Сегодня, когда все смыслы жизнедеятельности должны быть направлены на взаимную межнациональную интеграцию, нельзя допустить обратные дезинтеграционные процессы.

Факт того, что начиная с сентября 2005 г. чеченские призывники служат только на территории «своей»[15] республики (в сентябре 2005 года заместитель начальника Генштаба России Василий Смирнов заявил, что чеченцы будут служить на территории "своей" республики.), говорит о том, что нарушен принцип экстерриториальности войск, который законодательно закреплен.

Меры по решению проблемы

1.Реализация программ временной занятости молодых специалистов, выпускников вузов СКФО, за пределами региона, с целью получения опыта общения и работы с представителями русского народа.

2.Реализация программ занятости избыточных трудовых ресурсов СКФО в регионах испытывающих недостаток рабочей силы.

Описание проблемы

Проблема №5. Религиозная безграмотность и отсутствие знаний культур, наполняющих Россию

Для подавляющего большинства людей источники религиозных взглядов и верований - средства массовой информации и художественная литература и только для 9 % - непосредственно религиозные источники[16].

В свете данной проблемы необходимо рассмотреть вопрос активной экспансии на территории России деструктивных или тоталитарных сект. С точки зрения национальной безопасности особое внимание следует уделить деструктивным религиозным организациям, к которым относятся авторитарные , жестко структурированные религиозные организации, разрушительные по отношению к гармоничному духовному и психическому состоянию личности, а так же к созидательны традициям и культуре, социальным нормам и обществу в целом, практикующие скрытое психическое насилие над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости, стремящиеся через преданных организациям и зависимым от них адептов к незаконной власти и обогащению[17]. Распространение таких сект и вовлеченность населения достаточно обширны - эксперты[18] насчитывают от 3 до 5 миллионов адептов в возрасте от 18 до 35 лет в различных сектантских группах. Опасность данных неформальных религиозных организаций заключается еще в том, что своей деятельностью они противопоставляют свои псевдорелигии истинным. Судя по количеству вовлеченных адептов, процесс подмены идет «успешно».

Состояние проблемы

Стремление религиозных организаций влиять на развитие политической ситуации в стране ведет к появлению опасных клерикальных тенденций, способных в силу содержащихся в них элементов политического экстремизма при определенных обстоятельствах разрушить гражданский мир в обществе, дополнив религиозный сепаратизм национальным.

Террористы и «заинтересованные» умышленно манипулируют понятиями и подменяют смыслы религиозных учений. Дихотомия «правоверные - неверные» отнюдь не подразумевает обязательного искоренения «заблудших» племен и народов[19].Незнание элементарных основ религиозной культуры делает человека, а в особенности молодого человека, уязвимым перед лицом опасных экстремистских течений[20].

Меры по решению проблемы

1.Очень важна миссия духовенства, помогающая человеку отделять истинную веру от попыток ею манипулировать. Такое воспитание формирует в обществе толерантную среду, в которой осуждается религиозная и национальная неприязнь (нетерпимость). Считается недопустимым любое оскорбление чувств верующих и осквернение религиозных святынь. И потому духовное, нравственное и гуманитарное просвещение - это совместная задача и государства, и религиозных объединений. Подобные меры позволят упреждать не только этнорелигиозные конфликты, но и преодолевать другие социальные болезни современного мира.

2.Одним из основных видов деятельности религиозных институтов помимо просвещения должен стать поиск точек соприкосновения религий, пропаганда системы общих ценностей, объяснение, что все религии зиждутся на добре и глобальных противоречий глобальных противоречий гораздо меньше, нежели общего.

3.Переосмысление роли религиозной мысли и традиции в сторону созидания единого гражданского общества в России

4.Необходима совместная работа экспертного сообщества, правозащитников, представителей РПЦ, ДУМ и других религиозных организаций.

5.Светский характер России ( существуют факты нарушения этой конституционной нормы, особенно в сфере образования, в системе Министерства обороны и других федеральных министерств и ведомств.). Но тут надо опасаться так называемых «перекосов» Законодательное отделение религии от государства не предусматривает запрета на взаимодействие между светскими и религиозными институтами. Более того, несмотря на принцип отделения государства от религии, государство не должно игнорировать духовные потребности общества[21].

6. Ознакомление руководства и чиновников всех уровней СКФО с элементарными правилами (адатами) местной культуры и религии

7. То же самое для представителей Министерства обороны и спецслужб (возможен даже специализированный курс лекций, для разработки и прочтения которого необходимо привлечь представителей экспертной среды в области религии и этнополитики )

Описание проблемы

Проблема №6. Проблема идентичности (кто мы?)

Оппозиция «свои» - «чужие» присуща человеческому сознанию во все эпохи и имеет фундаментальное значение для раскрытия специфики любой культуры и ее самосознания... Всякое общество определяет себя посредством того, что оно исключает; сформировать группу - значит создать Чужого. Чтобы возникло чувство «Мы», должны быть «Другие»[22].

Самое страшное, что могло произойти с народом, который в наследство получил осколки некогда Великой Советской Империи, это потерять национальное единство, а вместе с этим и национальную универсальную идентичность. Именно об этом явлении когда-то говорил Теодор Рузвельд, рассуждая в отношении расового, группового, этнического, экономического и культурного многообразия «Абсолютно надежный способ привести эту нацию к гибели - воспрепятствовать всякой возможности ее существования как нации вообще, - предостерегал Теодор Рузвельт, - и он состоит в том, чтобы позволить ей превратиться в клубок вздорящих народов[23].»

Становление самосознания гражданской общности играет важнейшую роль в консолидации общества, что особенно актуально для стабильного развития Российской Федерации. Сформированное чувство гражданской принадлежности актуализирует в сознании людей общность их судеб, - то есть единение не только в прошлом и настоящем, но, главное, в будущем. Это обеспечивает сплоченность общества перед лицом возникающих проблем и позволяет ей эффективно реализовывать свои интересы, как во внутренней, так и во внешней политике.

Какие ценности можно считать национальными, какова альтернатива и что брать за основу при этом выборе, вот ряд вопросов, на которые никто не готов пока дать ответ. В России парадокс заключается в том, что невозможно определить, кто и что именно подразумевался под своим народом.

Состояние проблемы

Дифференциация по признаку религиозной и этнической идентичности при общей рыхлости общегражданских ценностей в России может привести часть российского общества к этнокультурному и религиозному обособлению[24]..Этничность и религия помимо культурной функции стали играть важнейшую роль как средство терапии от пережитых травм, как механизм политической мобилизации граждан, как орудие борьбы за власть и за доступ к ресурсам[25]. Молодежь в этом смысле, как наиболее активная и неуравновешенная часть населения, в большинстве случаев является лишь слепым инструментом использования ради интересов. Незнание элементарных основ религиозной культуры делает человека, а в особенности молодого человека, уязвимым перед лицом опасных экстремистских течений[26]

Корни этой проблемы имеют исторический окрас. Россия ввиду своей географической, исторической и культурной уникальности на протяжении долгого времени является предметом спора для ученых. Существует мнение, что вопрос о цивилизационной идентичности России до сих пор не решен. То ли она принадлежит к Западу, то ли в ней есть восточные признаки. То ли это некий евразийский гибрид, не то Евразия, не то Азиопа[27].

У наших граждан до сих пор еще не сформировались устойчивые идентификационные связи. Эти невидимые конструкции постоянно разбиваются о сформированный многоликий образ врага. Образ на каждый случай из жизни. И каждый раз он одинаково ненавидим. Для каждой группы есть свой набор врагов, причем сегодня он может быть один, а завтра другой. Сегодня он кавказец или представитель противоборствующего фанатского комьюнити, а завтра милиционер, олицетворяющий властную систему. Сегодня он бритоголовый праворадикал, а завтра он иноверец. Этот образ формируется и трактуется по-разному. В большинстве случаев, это зависит от конкретных интересов.

Враг на первый взгляд нас сплачивает в группу единомышленников, но на деле детализирует по различным, порой не жизненно важным признакам. Это ослабляет общество в целом, делает его управляемым и подверженным сиюминутным волнения. Мы научились консолидироваться на фоне угрозы (иногда надуманной и виртуальной), но до сих пор не можем собраться вокруг вечных ценностей. Мы все еще действуем по привычке вопреки, а не во имя!

Меры по решению проблемы

Наряду с сохранением всего национального многообразия в России, надстраивать надэтническую, надрелигиозную форму идентичности, понятие российского народа, как гражданской нации[28].

«Главное взять под контроль процессы идентичности, если удастся сформировать необходимую идентичность, у России есть будущее в 21 веке. Если мы упустим этот процесс, то будущего не будет у наших детей»[29]. Разработка оснований и критериев (совокупностью идей, образов и символов) отражающих единство граждан страны. При этом надо исходить, что Российская федерация это суверенное государство единой самобытной гражданской нации. Необходимо при разработке этих оснований и критерий учитывать элементы культуры всех народов проживающих в России.

Интеграция должна быть взаимной. Не только национальные меньшинства должны воспринимать достояния русской культуры, но и русский народ должен принять лучшие образца национальной культуры и символики, которые и так известны всему миру (танцы, сказки, природная символика: Эльбрус, Байкал и т.д.) как свои.

Крайне важна профессиональная просветительская и разъяснительная деятельность религиозных институтов. Важнейшей социокультурной характеристикой идентичности по гражданскому признаку будет способность обращаться к народам и группам населения без различия этнического происхождения, культурных традиций, социального положения.

Исторический пример: Сайид Ахмад-хан Бахадур ( ученый исламист, реформатор), живший в многоконфессиональной Индии, в своих трудах рассматривал мусульманскую общину Индии в качестве части индийской нации, а не как часть уммы[30]. В 1884 г. в своей речи на конференции Индийской ассоциации в г. Лахор он говорил: «Индус и мусульманин - чисто религиозные термины; индусы, мусульмане и даже христиане составляют нацию, поскольку живут в одной стране![31]». Они едины, так как являются детьми одной земли, они дышат одним воздухом, пьют одну воду[32].

Описание проблемы

Проблема №7. Слабая гражданская самоидентификация российской молодёжи.

В нашей стране значительный процент молодых людей (прежде всего успешных и конкурентоспособных) к моменту достижения возраста максимальной трудовой активности не считают себя связанными со своей страной обязательствами по личному участию в решении ее проблем и никак не связывают эти проблемы с собой. Эти молодые люди часто ищут возможности для самореализации вне России.

Основная причина видится в том, что молодые люди в процессе социализации не были допущены до участия в принятии общественно значимых решений, и у них не сложилось социального контракта со страной, который бы закреплял их обязательства решать проблемы своей страны и ее граждан.

Состояние проблемы

Интегральным показателем «слабости» молодежной политики России последних полутора десятилетий видится в размывание российской идентичности. Среди населения РФ в возрасте 14-30 лет не связывают себя со статусом гражданина Российской Федерации 31%, т.е. 12 млн. человек.

В связи с этим, представляется, что главной задачей современной молодежной политики должно стать создание условий для расширения возможностей молодого поколения в участии жизни общества и направления молодежного потенциала на развитие России, обеспечения должного уровня ее конкурентоспособности.

Меры по решению проблемы

Работа с молодёжью должна носить массовый характер. Работы через общественные организации, которыми сегодня охвачено не более 10 % молодых ребят, просто не достаточно. Необходимо создавать систему патриотического интернационального воспитания в дошкольных учреждениях, школах и вузах, то чем раньше занимались октябрятские, пионерские и комсомольские организации. Это не значит полное копирования опыта этих организаций! Необходимы новые форматы, отвечающие реалиям сегодняшнего дня, массовой работы с молодёжью в вузах и школах.

инициатива, Россия, русские, власть, россияне, политика

Previous post Next post
Up