Годовщина "Они сражались за Родину"

May 12, 2021 00:48


12 мая 1975 года на экраны советских кинотеатров вышел фильм Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину".





Принято полагать, что фильм поставлен по одноимённому роману М.А.Шолохова. Это и так, и не так. Дело в том, что роман в полном объеме никто никогда не видел. Ну, разве что, за исключением автора. Были опубликованы лишь отдельные фрагменты. А написанный роман Михаил Александрович уничтожил незадолго до своей смерти. Видно, слишком много правды о войне содержалось в этом романе. Так много, что даже будучи нобелевским лауреатом по литературе, Михаил Шолохов не решался публиковать роман ни на родине, ни за её пределами, зная судьбу другого нобелевского лауреата по литературе - Бориса Пастернака, который не дождавшись публикации на родине своего главного произведения, романа "Доктор Живаго", передал его для публикации в Италии.



Но и отдельных фрагментов оказалось достаточно, чтобы на их основе сотворить шедевр. Возможно, именно такой фрагментарностью литературной основы фильма можно объяснить претензии к нему со стороны российского кинокритика Сергея Кудрявцева: "И всё-таки основным просчётом этой ленты, лишь претендующей на эпический размах, но, увы, лишённой дыхания военного эпоса, представляется сюжетная рыхлость и незавершенность одноимённого романа Михаила Шолохова, который писал его много лет, с большими перерывами и так не довёл до конца. Определённая «червоточинка» замысла скрывалась, по всей вероятности, и в стремлении писателя (а вслед за ним - и режиссёра) дать коллективный портрет воинов, вынужденных с боями отступать с Дона по степям к востоку, вплоть до Волги, а не выписать особенно выпукло и объёмно образы двух-трёх основных героев - например, Лопахина, Стрельцова, Звягинцева. Хотя по-человечески они интересны и по-своему даже новы для советского искусства военной тематики."



Но примерно через год другой российский кинокритик - Евгений Нефёдов - как бы возражает Сергею Кудрявцеву: "Несмотря на обозначенную уже в заглавии безликость («они»), в первую очередь врезаются в память не картины сражений. Но образы людей, нёсших на себе тяжкий крест войны. Людей не «вообще», а поимённо - конкретных бойцов, не только не сливавшихся в единой массе, но и подчас кардинально непохожих друг на друга по характеру, темпераменту да и взглядам на жизнь. Объединяет их, в сущности, одно - Родина, оказавшаяся в опасности. Все актёры великолепны."



Вполне вероятно, что Кудрявцев не смог разглядеть того, что разглядел Нефёдов, по той причине, что ему глаза застил американский блокбастер - фильм Стивена Спилберга "Спасти рядового Райана". Фактически, он этого и не отрицает, поскольку пишет в своей рецензии: "Но если вдруг вздумать провести сравнение между фильмами «Они сражались за родину» и «Спасение рядового Райана», то нашему произведению недостанет прежде всего чувства исторической дистанции во времени и как раз святой убеждённости в том, что только от каждого отдельного человека зависел исход битвы, а жизнь одного индивида всё равно важнее победы любой ценой. Уже в названиях невольно заложено противопоставление безличного «они» и конкретного солдата, пусть и с распространённой фамилией, которого следует непременно вызволить с фронта и отправить домой, к матери."



Но и по поводу такого сравнения имеется принципиально иная точка зрения, исходящая, как ни странно, от американца. Автор видеоблога Movie Community College Джереми Боулинг, выступающий под ником Профессор, заявляет, что фильм Сергея Бондарчука буквально "разрывает "Спасти рядового Райана" в пух и прах". И, более того, по мнению Профессора, и фильм Спилберга, и многие другие американские фильмы на военную тематику буквально "надерганы из советских военных фильмов". И именно для того, чтобы можно было безнаказанно "тырить" из советских фильмов, их не пускают в американский прокат.



В самом деле: фильм "Они сражались за Родину" наши кинематографические власти выдвигали на соискание премии Оскар в номинации Лучший фильм на иностранном языке, но американские киноакадемики не допустили его даже до номинации. В итоге, в тот год премию Оскар в указанной категории получил фильм "Черные и белые в цвете" французского режиссёра Жан-Жака Анно, представлявший Берег Слоновой Кости. Честно признаюсь, этот киношедевр я не видел. Может, кто-нибудь поделится впечатлениями? Желательно, в сравнении с фильмом С.Бондарчука.



Мы уже неоднократно, говоря о советских фильмах о войне, обращали внимание наших читателей на то, что их не допускают до американских кинозрителей в рамках общей стратегии по сокрытию от жителей западных стран правды о решающей роли Советского Союза в победе над нацизмом. Но вот американский видеоблогер обнаруживает и другую цель американского кинематографического протекционизма - создание благоприятных условий для примитивного воровства. Ну, такова уж "исключительность американской нации". Генетическая предрасположенность сказывается.



Впрочем, свою лепту в то, что киношедевр Сергея Бондарчука и Михаила Шолохова оказался без заслуженных международных кинонаград, внесло кинематографическое руководство СССР. FilmGourmand уже писал об этом в публикации, посвящённой фильму Андрея Тарковского " Зеркало". На всякий случай, повторим. Организатор Каннского кинофестиваля Морис Бесси очень просил Госкино представить фильм Тарковского на фестиваль. Ермаш обещал. Но своего обещания не выполнил. Этим Ермаш сильно нагадил фильму "Они сражались за Родину", который был номинирован на Золотую Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля и имел все шансы на победу. Но жюри кинофестиваля, раздосадованное поведением коммунистического начальника советского кино, "прокатило" фильм Бондарчука. Более того, ни на один другой, более или менее значимый международный кинофестиваль, фильм Бондарчука приглашения не получил. Ну, а Золотая Пальмовая Ветвь в сложившихся  условиях досталась алжирскому фильму "Хроника огненных лет". Опять же, если кто-нибудь видел этот алжирский фильм, поделитесь впечатлениями.



Но, как бы коммунистические киноначальники и американские киноакадемики совместно ни мудровали над судьбой картины, зритель оценил это произведение по заслугам. В Советском Союзе в первый год этот фильм посмотрели 40,6 миллионов кинозрителей, т.е. 16% населения страны, или почти каждый шестой. Но не только почти полвека назад, но и современный зритель высоко оценил этот фильм. Более 87% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили этому фильму оценки от 8 до 10, причём, более 62% пользователей поставили фильму максимальный балл - 10!



С учетом сказанного выше, рейтинг фильма "Они сражались за Родину" по версии FilmGourmand'а составил 8,480, благодаря чему он занял 329-е место в Золотой Тысяче.



великая отечественная война, экранизация, классика советского кино, кино

Previous post Next post
Up