День рождения Гладиатора

May 01, 2021 15:55


1 мая 2000 года в Лос-Анджелесе прошла премьера фильма Ридли Скотта "Гладиатор". Премьера фильма в России, в отличие от многих других замечательных американских кинопроизведений, прошла уже через 17 дней после американской. Оперативно.





Очень примечательно определение жанровой принадлежности фильма "Гладиатор". IMDB определяет жанр этого фильма как "боевик, приключения, драма". А Кинопоиск - как "боевик, ИСТОРИЯ, приключения, драма". Возможно, Кинопоиск, обычно стремящийся к копированию IMDB, в данном случае "проявил вольность" благодаря уважаемому нами российскому кинокритику Сергею Кудрявцеву, много лет сотрудничавшему с Кинопоиском. В своей рецензии Сергей Кудрявцев определяет жанр фильма абсолютно однозначно: "исторический фильм".



Между тем, исторического в этом фильме только два имени: Коммод и Марк Аврелий. Действительно, были в истории Древнего Рима императоры с такими именами. Но только этими именами история в этом фильме и ограничивается. Всё остальное имеет к истории такое же отношение, как команда "Огонь" к стрельбе из лука, а немецкие овчарки - ко II-му веку нашей эры. Поэтому, правильнее всего было бы определить жанр этого фильма как "костюмированный боевик". А то ведь, того и гляди, начнут по этому фильму изучать историю Древнего Рима. Как кое-где, говорят, историю Средних Веков изучают по "Игре престолов".



Впрочем, не будем сильно пенять создателям фильма на вольное обращение с историей. Как-никак, британцам с американцами простительно слабое знание подробностей, по сути, итальянской истории. Особенно это простительно на фоне тех "вольностей", которые позволяли себе (да и позволяют до сих пор) некоторые отечественные режиссёры в отношении отечественной же истории. Но разговор об этом у нас ещё впереди.



Кстати, многие кинокритики, да и сами авторы фильма, нередко определяют жанр "Гладиатора" как фильм "меча и сандалий". Ну, а мы, как сказано выше, будем воспринимать этот фильм в качестве костюмированного боевика.



Фильм получил 59 кинонаград и 104 номинации. Но вот что примечательно: среди этих наград подавляющее большинство наград из США и Великобритании. Что не удивительно, учитывая, что в создании фильма, главным образом, принимали участие американские и британские компании, а режиссёр фильма - британец по происхождению - трудится в США.



В числе упомянутых выше фестивальных достижений 12 номинаций на премию Оскар, из которых выиграны 5, 5 номинаций на премию Золотой Глобус, из которых выиграны 2, 15 номинаций на британскую премию БАФТА, из которых выиграны 5. Ну, про страсть к самонаграждению мы хорошо знаем. Нам в своё время про эту страсть популярно всё объяснил Леонид Ильич Брежнев.



А вот на престижных кинофорумах Европы и Азии, где уважения к истории побольше, чем в США, фильм Ридли Скотта наград не добился. Фильм был выдвинут на соискание на премии Европейской киноакадемии в категории Screen International Award, т.е. Лучший неевропейский фильм, но Европейские киноакадемики сочли, что более достоин этой премии фильм китайского режиссёра Кар-вая Вонга "Любовное настроение". Также "Гладиатор" попытался получить премию Японской киноакадемии в категории Лучший иностранный фильм, но и члены японской киноакадемии посчитали более достойным этой премии фильм Ларса фон Триера "Танцующая в темноте".



Что касается оценок фильма со стороны американских кинокритиков, то их можно разделить на две части. Одна часть - восторги, но главным образом, батальными сценами, спецэффектами, красками, костюмами и т.п. Другая часть - снисходительные издевательства по поводу "развесистой клюквы" в фильме. Впрочем, и по поводу видеоряда картины Роджер Эберт, оценивший фильм всего лишь двумя звездами из возможных 4-х, написал в своей рецензии:

"Фильм выглядит мутно и нечетко. Его цвета - грязные тона в тусклой части спектра палитры, и кажется, что он был снят в пасмурные дни. Эта темнота и недостаток деталей в длинных кадрах помогают скрывать потертые спецэффекты (Римский Колизей выглядит как модель из компьютерной игры), и герои не приносят радости: они горькие, мстительные, подавленные. К концу этого длинного фильма я бы обменял любую данную гладиаторскую победу только на один кадр голубого неба."



А вот зрители приняли фильм "на ура". Об этом свидетельствует финансовый успех картины. При общих расходах на производство и продвижение в размере 145,7 миллионов долларов его общемировые кассовые сборы составили более 460 миллионов долларов.



82% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили этому фильму оценки от 8 до 10. А 30% зрителей вообще оценили фильм наивысшим баллом - 10. Впрочем, ничего удивительного. Как сказал российский кинокритик Алексей Васильев,

"для объевшихся попкорном школьников, - эта фальшивка - самое то."



С учетом перечисленных выше показателей успеха "Гладиатора" его рейтинг по версии FilmGourmand'а составляет 8,936, благодаря чему он занимает 182-е место в Золотой Тысяче.

американское кино, древний рим, боевик, кино

Previous post Next post
Up