20 лет Дневникам мотоциклиста

Jan 15, 2024 10:54


15 января 2004 года на кинофестивале Сандэнс, проводящемся, как правило, в январе в американском штате Юта, состоялась премьера фильм-байопика бразильского режиссёра Уолтера Саллеса "Дневники мотоциклиста". В российском кинопрокате, чтобы было понятно, кому посвящен фильм, к оригинальному названию добавляют "Че Гевара".





Фильм основан на путевых дневниках Эрнесто "Че" Гевары и воспоминаниях его друга Альберто Гранады. В 1952 году эти двое молодых друзей совершили грандиозное путешествие по Южной Америке на мотоцикле, преодолев 14 тысяч километров, проехав Аргентину, Чили, Перу, Колумбию и Венесуэлу. Дневник Че Гевары был обнаружен в его рюкзаке многие годы спустя после его гибели, а опубликован на Кубе только в 1993 году.



Идея экранизировать дневник Че Гевары принадлежит знаменитому американскому актёру, режиссёру, продюсеру Роберту Редфорду. Собственно, он же является и основателем кинофестиваля Сандэнс. В создании фильма принимали участие кинематографисты из 8 стран. Альберто Гранада, которому в момент создания фильма было уже за 80, принимал участие в создании картины как технический консультант.



В конце 90-х годов прошлого века Роберт Редфорд и его партнеры Майкл Нозик и Карен Тенкофф обратились к бразильскому режиссёру Уолтеру Саллесу с предложением экранизировать дневники Че Гевары. Выбор Саллеса объяснялся успехом его картины "Центральный вокзал", вышедшей на экраны в 1998 году. Они же, Редфорд с партнерами, выбрали пуэрториканского сценариста Хосе Риверу. Ривера посвятил два года своей жизни доскональному изучению жизни Че Гевары, чтобы написать сценарий фильма. К июню 2002 года была завершена работа над сценарием картины, после чего в течение 16 недель продолжался подготовительный период, а затем в течение 84 дней были осуществлены сами съемки.



Для Уолтера Саллеса не было вопроса, кому предложить роль Че Гевары: мексиканский актёр Гаэль Гарсия Берналь, во-первых, уже играл роль Команданте в телефильме "Куба Либре" (2002), посвящённом Фиделю Кастро, а во-вторых, его игра в фильме " Сука-любовь" Алехандро Гонсалеса Иньярриту произвела на режиссёра огромное впечатление. А исполнитель роли Альберто Гранады - Родриго де ла Серна - был выбран из более чем 1000 претендентов. По некоторым сведениям, этот аргентинский актёр - дальний родственник легендарного Че.



Через 4 месяца после премьеры, в мае 2004 года, фильм Уолтера Саллеса "Дневники мотоциклиста" был представлен на Каннском международном кинофестивале, где получил номинацию на главную премию - Золотую Пальмовую Ветвь. Жюри кинофестиваля по председательством Квентина Тарантино (и, по некоторым сведениям, под его нажимом) присудило главную премию американской документальной картине "Фаренгейт 9/11" режиссёра Майкла Мура. Среди претендентов на Золотую Пальмовую Ветвь были, кроме фильма Саллеса, "Жизнь как чудо" Эмира Кустурицы, " Олдбой" Пака Чхан-ука, "Никто не узнает" Хирокадзу Корээда и другие.



В начале 2005 года фильм "Дневники мотоциклиста" получил номинацию на американскую премию Золотой Глобус в категории Лучший фильм на иностранном языке. При этом фильм представлял Бразилию, хотя среди создателей картины был только один бразилец - Уолтер Саллес. Решением Голливудской ассоциации иностранной прессы Золотой Глобус достался (и, на мой взгляд, вполне заслуженно) испанской картине " Море внутри" Алехандро Аменабара. Компанию "относительных неудачников" фильму Саллеса составили французские фильмы "Долгая помолвка" Жан-Пьера Жёне, "Хористы" Кристофа Барратье и китайский "Дом летающих кинжалов" Чжана Имоу. Американская киноакадемия номинировала фильм "Дневники мотоциклиста" в двух не самых важных категориях и присудила своего Оскара только за песню.



Примерно таких же успехов картина Уолтера Саллеса добилась на европейских фестивальных площадках. Британская киноакадемия номинировала фильм в семи категориях и присудила свою премию БАФТА в двух из них, в том числе в такой важной как Лучший фильм не на английском языке. Французская киноакадемия номинировала картину в категории Лучший иностранный фильм, но присудила своего Сезара фильму Софии Копполы "Трудности перевода". Компанию "Дневникам мотоциклиста" составили "21 грамм" Алехандро Гонсалеса Иньярриту, "Вечное сияние чистого разума" Мишеля Гондри и выше упомянутый "Фаренгейт 9/11". Европейская киноакадемия также номинировала фильм Саллеса в категории Screen International Award (где состязаются неевропейские фильмы), но отдала предпочтение фильму Вонга Кар-вая "2046".



У наиболее авторитетных профессиональных кинокритиков фильм Уолтера Саллеса нельзя сказать, чтобы вызвал всеобщий восторг. Известный американский кинокритик Джеймс Берардинелли отметил в своей рецензии:

" "Дневники мотоциклиста" рассказывают очень личную историю с центральной темой, которая близка всем нам: потеря невинности. Возможно, не все мы станем революционерами, как Гевара, но почти каждый может вспомнить тот момент, когда он или она осознает, что мир может быть неприятным местом. В этом заключается универсальность фильма Саллеса и причина, по которой вам не обязательно разделять политику Гевары, чтобы оценить этот рассказ о ключевой главе из его жизни."

При этом Берардинелли поставил фильму три звезды из четырех возможных.



Гуру американской кинокритики Роджер Эберт был более придирчив. Он поставил фильму только 2,5 звезды из 4 возможных, объяснив свою не самую высокую оценку так:

"Если бы Эрнесто позже не стал "Че" Геварой и не вдохновил создание бесчисленного множества футболок с его изображением, не было бы смысла рассказывать эту историю, которая, возможно, интересна в качестве травелога, но слишком упрощенна как исследование политического становления Че."



Впрочем, российский кинокритик Евгений Нефёдов как бы возражает Эберту. В своей рецензии, в которой он оценил фильм 8 баллами по 10-балльной системе, Нефёдов отметил:

"Саллес и кинодраматург Хосе Ривера ... вполне сознательно обходят молчанием самую славную - общеизвестную - часть биографии выдающейся личности, принципиально сосредотачиваясь на другом....Слова «Фьюзера» о том, что оставленные позади четыре тысячи километров превратили его в совсем другого человека, не кажутся преувеличением или, хуже того, красивой позой. Начавшееся от избытка сил, жажды новых впечатлений и юношеского желания испытать себя на выносливость и стойкость, странствие на мотоцикле, пешком, на попутных машинах и кораблях помогло определиться с высокой целью, во имя достижения которой не жалко и положить жизнь."



Что касается оценок кинозрителей, то 65% пользователей IMDB и Кинопоиска выставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Уолтера Саллеса "Че Гевара: Дневники мотоциклиста" по версии FilmGourmand'а составил 8,018, что позволило ему занять 702-е место в Золотой Тысяче.



история, экранизация, биография, приключения, кубинская революция

Previous post
Up