День рождения Мужчины и Женщины

May 10, 2023 21:16


10 мая 1966-го года на Каннском международном кинофестивале состоялась премьера фильма Клода Лелуша "Мужчина и женщина".





Фильм, можно сказать, родился из ничего. В 1964 году Клод Лелуш снял фильм "Девушка и ружья", который принёс ему премию международного кинофестиваля в Мар-дель-Плате (Аргентина) за режиссуру. Желая развить успех, Лелуш снял фильм "Великие мгновения", но ни одна дистрибьюторская компания не захотела осуществлять прокат этой картины. Расстроенный Лелуш уничтожил негативы этого фильма, после чего всю ночь гнал на машине из Парижа в Довиль, город на побережье в Нормандии, где заснул на пляже в машине. На утро он увидел на пляже пару, которая привлекла его внимание. Он стал придумывать историю этой пары. Так родился замысел фильма "Мужчина и женщина". Более подробно с историей создания этого фильма можно познакомиться здесь.



Огорчение Лелуша было вполне объяснимым: в создание фильма "Великие мгновения" он вложил практически все имеющиеся у него средства. На создание нового фильма после этой неудачи он собирал деньги с огромным трудом. Всего удалось привлечь 100 тысяч долларов. В результате снимать "Мужчину и женщину" пришлось в очень стеснённых условиях. Сам Лелуш исполнял функции не только режиссёра, но и продюсера, и соавтора сценария, и оператора, и монтажёра. Фильм был снят за три недели очень небольшой съемочной группой, постоянный состав которой не превышал 7 человек. Анук Эме вспоминала:

«Жан-Луи и я не только сами наносили макияж и следили за гардеробом, но и помогали с освещением. У нас не было декораций. Для сцены в поезде из Довиля в Париж мы с Лелушем взяли поезд в Париж, и он снимал в пути».

Она также отметила, что съемочная группа путешествовала с места на место по всей Франции всего на двух автомобилях, и все работали по субботам и воскресеньям, чтобы сократить расходы.  Финансовые проблемы явились причиной того, что часть фильма пришлось снимать на чёрно-белую, а не на цветную, плёнку.



Жюри вышеупомянутого Каннского кинофестиваля под председательством Софи Лорен присудило фильму Клода Лелуша "Мужчина и женщина" главный приз - Золотую Пальмовую Ветвь (вместе с итальянской кинокомедией Пьетро Джерми "Дамы и господа"). И это несмотря на то, что среди номинантов был, в частности, фильм Орсона Уэллса "Полуночные колокола" с Жанной Моро и Мариной Влади.



В начале следующего, 1967-го, года фильма "Мужчина и женщина" получил 5 номинаций на американскую премию Золотой Глобус и победил в двух из них, в том числе в важнейшей - Лучший фильм на иностранном языке. При этом фильм Голливудская Ассоциация Иностранной Прессы отдала предпочтение картине Лелуша перед уже упомянутым фильмом  "Дамы и господа", а также перед советским фильмом " Гамлет" Григория Козинцева и чехословацкой картиной "Любовные похождения блондинки" Милоша Формана. Клод Лелуш тоже был номинирован на Золотой Глобус как Лучший режиссёр, но премия была присуждена Фреду Циннеману за режиссуру фильма "Человек на все времена". Но зато Анук Эме была награждена Золотым Глобусом за Лучшую женскую роль.



Примерно та же картина сложилась и чуть позже. В том же 1967-м году фильм Лелуша получил 4 номинации на премию Оскар и победил в двух из них, в том числе в важнейшей - Лучший фильм на иностранном языке. Среди претендентов на победу в этой номинации были, в частности, упомянутый фильм Милоша Формана, а также фильм Джилло Понтекорво " Битва за Алжир". А сам Клод Лелуш, получивший номинацию как Лучший режиссёр, так же, как и в случае с Золотым Глобусом, уступил премию Оскар  Фреду Циннеману.



Годом позже фильм Клода Лелуша "Мужчина и женщина" получил две номинации на британскую премию БАФТА. В номинации Лучший фильм любого происхождения Британская киноакадемия отдала предпочтение фильму Фреда Циннемана "Человек на все времена". Компанию относительных "неудачников" фильму Лелуша составили фильмы "Бонни и Клайд" Артура Пенна и " Полуночная жара" Нормана Джуисона. А Анук Эме снова получила премию за Лучшую женскую роль.



Что касается отзывов профессиональных кинокритиков, то фильм Клода Лелуша представляет собой пример, в отношении которого мнения критиков сильно разошлись с мнением кинематографического сообщества и зрителей. Вечный брюзга и ехидина Босли Кроузер из The New York Times назвал фильм всего лишь удачным сочетанием красивой музыки и красивых картинок. Но при этом главная проблема фильма - в банальности его сюжета. Одновременно Кроузер отметил, что Лелуш

«обладает редким умением снимать клише так, чтобы они сверкали и сияли поэзией, и вызывать чувство вдохновения в совершенно тривиальном повествовании».



В рецензии известного российского кинокритика Сергея Кудрявцева моё внимание привлекла следующая фраза:

"зрительский успех “Мужчины и женщины” явно преувеличен - эта картина не попала в список двухсот самых кассовых за всю историю французского проката".

Фраза эта привлекла внимание потому, что даже сегодня, спустя более полувека, я отчётливо помню, как мои родители и их друзья тогда, в 1968-м году, когда фильм вышел на экраны советских кинотеатров, по нескольку раз ходили смотреть его. А потом, делясь впечатлениями, охали и вздыхали: "Ах, Трентиньян, ах, Анук Эме!" Мне-то, тогдашнему четверокласснику, конечно, более интересными были "Верная Рука - друг индейцев" Альфреда Форера или "Большая прогулка" Жерара Ури, вышедшие примерно в то же время. Но мелодию Фрэнсиса Лэя из "Мужчины и женщины" я напевал, как и большинство моих сверстников. К тому же, кассовый сбор картины составил 14 миллионов долларов, что, на минуточку, в 140 (!) раз превысило затраты на её производство. Много мы знаем фильмов, сочетающих такие финансовые успехи с фестивальными?



На самом деле, фильм "Мужчина и женщина" в Советском Союзе собрал у экранов почти 28 миллионов кинозрителей, почти 12% населения, включая стариков и младенцев. И это при том, что фильм шёл под грифом "Дети до 16-ти не допускаются". А в самой Франции фильм посмотрели 4,2 миллионов кинозрителей, что составило примерно 9% населения. И по количеству зрителей фильм "Мужчина и женщина" среди французских фильмов во французском кинопрокате 1966-го года занял третье место, уступив только уже упоминавшейся "Большой прогулке" и фильму Рене Клемана "Горит ли Париж?"  Так что, непонятно, что же именно Сергей Кудрявцев понимает под "преувеличением зрительского успеха". Поэтому, наверное, более соответствующей действительности является оценка другого российского кинокритика - Евгения Нефёдова, который пишет:

"Престижные награды, посыпавшиеся на «Мужчину и женщину», и, главное, безоговорочный коммерческий триумф, ожидавший фильм как в родной стране (4,27 млн. зрителей), так и чуть ли не повсеместно за рубежом, стали тем испытанием, которое небесталанный творец не прошёл…"



Современные кинозрители оценили фильм Клода Лелуша не менее высоко, чем зрители 60-х годов. Пользователи IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму оценки от 8 до 10, а каждый пятый пользователь оценил "Мужчину и женщину" высшим баллом - "десяткой". С учетом этого показателя и изложенного выше рейтинг фильма "Мужчина и женщина" по версии FilmGourmand'а составил 9,738, благодаря чему он занял 59-е место в Золотой Тысяче. Среди фильмов, произведённых мировым кинематографом в 1966 году, эти показатели "Мужчины и женщины" являются самыми высокими. На этом основании можно считать картину Клода Лелуша лучшим фильмом мирового кино 1966 года.



французское кино, шедевры мирового кино, мелодрама

Previous post Next post
Up