Четверть века Центральному вокзалу

Jan 16, 2023 18:12


16 января 1998 года на региональном кинофестивале во франкофонной части Швейцарии состоялась премьера фильма бразильского режиссёра Уолтера Саллеса "Центральный вокзал".





Идею фильма Саллесу в начале 1993 года подсказал его друг, польско-бразильский художник Франс Крайсберг. Этот художник ещё в 1985 году стал героем одного из первых документальных фильмов Саллеса. С того момента началась дружба между режиссёром и художником. Франс Крайсберг передал Саллесу письмо, полученное от некоей Марии ду Сокорро. Женщина в тот момент отбывала 21-летний срок в тюрьме города Сальвадор, бразильский штат Баия. Она прочитала в журнале статью о Франсе Крайсберге, польском еврее, который в годы Холокоста потерял всю свою семью, чудом выжил в гетто, бежал, воевал с нацистами в рядах Армии Людовой, а после войны получил высшее образование в Ленинградском государственном университете, а затем продолжил учёбу в Академии изящных искусств в Штутгарте. В письме Сокорро выразила восхищение жизнестойкостью Крайсберга и поведала свою историю.



Прочитав письмо, режиссер решил снять на его основе короткометражный фильм. Он разыскал Марию ду Сокорро, связался с ней по телефону и в сентябре того же года вместе с Крайсбергом отправился к ней на встречу. Результатом беседы с Марией ду Сокорро явился документальный фильм "Socorro Nobre", вышедший на экраны в 1995 году.



Однако, одного документального фильма, основанного на истории Сокорро, показалось Саллесу недостаточно, и он решил снять полнометражную игровую картину. Создание сценария было поручено Маркусу Бернстейну, у которого к тому моменту на счету было участие в создании всего одного сценария. Бернстейн, в свою очередь, привлёк в соавторы абсолютного новичка в сценарном деле Жоао Эмануэля Карнейро. Одну из главных ролей в фильме, 9-летнего Жозуэ, Уолтер Саллес поручил 11-летнему чистильщику обуви Винисиушу ди Оливейре, которого отобрал среди 1500 претендентов и который не то, что не имел опыта работы в кино, но даже в кино ни разу в жизни не был.



Съемки начались 8 ноября 1996 года и закончились в середине февраля 1997 года. Значительную финансовую помощь созданию картины оказал французский кинофонд.



Через месяц после швейцарской премьеры, фильм Уолтера Саллеса "Центральный вокзал" был представлен гостям и участникам международного Берлинского кинофестиваля, где был удостоен главной премии - Золотого Медведя. Жюри кинофестиваля под председательством знаменитого британского актёра Бена Кингсли отдало предпочтение бразильской картине, хотя среди претендентов на главную премию были, в частности, "Большой Лебовски" Джоэла Коэна и "Умница Уилл Хантинг" Гаса Ван Сента.



В начале 1999 года фильм Уолтера Саллеса "Центральный вокзал" был удостоен американской премии Золотой Глобус как Лучший фильм на иностранном языке. Чуть позже картина Саллеса была номинирована на премию Оскар в номинации Лучший фильм на иностранном языке, но Американские киноакадемики отдали предпочтение итальянском киношедевру " Жизнь прекрасна" Роберто Бениньи. В том же 1999 году "Центральный вокзал" был удостоен премии БАФТА Британской киноакадемии, причём, фильм "Жизнь прекрасна" тоже участвовал в споре за эту премию. В том же году фильм Уолтера Саллеса был номинирован на итальянскую премию Давид ди Донателло, но Итальянские киноакадемики отдали предпочтение фильму "Поезд жизни" румынского кинорежиссёра Раду Михэйляну.



Профессиональные кинокритики в целом достаточно высоко оценили картину Уолтера Саллеса "Центральный вокзал", хотя и не без оговорок. Наиболее общую оценку фильму дал гуру американской кинокритики Роджер Эберт. В своей рецензии от 25 декабря 1998 года он оценил фильм тремя звездами из 4-х возможных и написал:

"Успех фильма во многом зависит от Фернанды Монтенегру, актрисы, которая успешно побеждает любое искушение, позволяющее сентиментальности разрушать ее отношения с ребенком. Она понимает, что фильм на самом деле не о поисках мальчиком своего отца, а о ее собственном пробуждении. Этот процесс показывается в фильме настолько тщательно, что мы даже не замечаем момент, когда она из циника превращается в мягкую, душевную женщину. ... В чем странность этого фильма? Структура его изначально подразумевает, что мы будем тронуты его финалом, и во многих (не во всех) отношениях уже в начале фильма понятно, чем он закончится. Но нас завораживает сам процесс, путешествие, изменения, тонкость последовательности изменений в женщине... Именно в этом процессе магия фильма."



Другой известный американский кинокритик, обозреватель Entertainment Weekly Оуэн Глейберман, в своей рецензии отметил:

"На первый взгляд, "Центральный вокзал" напоминает многие из неестественных липких историй о связях между взрослыми и детьми, которые слишком долго были проклятием западного кино, но Саллес, как Де Сика и Ренуар, демонстрирует чистое и непокорное чувство поэзии разрушенных жизней. Его фильм действительно о самом повседневном из чудес: возрождении надежды."



Рядовые кинозрители оценили фильм Уолтера Саллеса "Центральный вокзал" весьма высоко: 73% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму 8 и более баллов, а 26% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой". Кассовые сборы по всему миру в 7 раз превзошли бюджет картины.



С учетом сказанного, рейтинг фильма Уолтера Саллеса "Центральный вокзал" по версии FilmGourmand'а составил 10,157, благодаря чему он занимает 33-е место в Золотой Тысяче. В Золотую Тысячу вошли 4 бразильских фильма. Этот список возглавляет "Центральный вокзал". Это обстоятельство позволяет считать фильм Уолтера Саллеса "Центральный вокзал" лучшим фильмом бразильских кинематографистов.



бразильское кино, шедевры мирового кино, социальная драма, рейтинги фильмов

Previous post Next post
Up