16 января 1998 года на региональном кинофестивале во франкофонной части Швейцарии состоялась премьера фильма бразильского режиссёра Уолтера Саллеса "Центральный вокзал".
Идею фильма Саллесу в начале 1993 года подсказал его друг, польско-бразильский художник Франс Крайсберг. Этот художник ещё в 1985 году стал героем одного из первых документальных фильмов Саллеса. С того момента началась дружба между режиссёром и художником. Франс Крайсберг передал Саллесу письмо, полученное от некоей Марии ду Сокорро. Женщина в тот момент отбывала 21-летний срок в тюрьме города Сальвадор, бразильский штат Баия. Она прочитала в журнале статью о Франсе Крайсберге, польском еврее, который в годы Холокоста потерял всю свою семью, чудом выжил в гетто, бежал, воевал с нацистами в рядах Армии Людовой, а после войны получил высшее образование в Ленинградском государственном университете, а затем продолжил учёбу в Академии изящных искусств в Штутгарте. В письме Сокорро выразила восхищение жизнестойкостью Крайсберга и поведала свою историю.
Прочитав письмо, режиссер решил снять на его основе короткометражный фильм. Он разыскал Марию ду Сокорро, связался с ней по телефону и в сентябре того же года вместе с Крайсбергом отправился к ней на встречу. Результатом беседы с Марией ду Сокорро явился документальный фильм "Socorro Nobre", вышедший на экраны в 1995 году.
Однако, одного документального фильма, основанного на истории Сокорро, показалось Саллесу недостаточно, и он решил снять полнометражную игровую картину. Создание сценария было поручено Маркусу Бернстейну, у которого к тому моменту на счету было участие в создании всего одного сценария. Бернстейн, в свою очередь, привлёк в соавторы абсолютного новичка в сценарном деле Жоао Эмануэля Карнейро. Одну из главных ролей в фильме, 9-летнего Жозуэ, Уолтер Саллес поручил 11-летнему чистильщику обуви Винисиушу ди Оливейре, которого отобрал среди 1500 претендентов и который не то, что не имел опыта работы в кино, но даже в кино ни разу в жизни не был.
Съемки начались 8 ноября 1996 года и закончились в середине февраля 1997 года. Значительную финансовую помощь созданию картины оказал французский кинофонд.
Через месяц после швейцарской премьеры, фильм Уолтера Саллеса "Центральный вокзал" был представлен гостям и участникам международного Берлинского кинофестиваля, где был удостоен главной премии - Золотого Медведя. Жюри кинофестиваля под председательством знаменитого британского актёра Бена Кингсли отдало предпочтение бразильской картине, хотя среди претендентов на главную премию были, в частности, "Большой Лебовски" Джоэла Коэна и "Умница Уилл Хантинг" Гаса Ван Сента.
В начале 1999 года фильм Уолтера Саллеса "Центральный вокзал" был удостоен американской премии Золотой Глобус как Лучший фильм на иностранном языке. Чуть позже картина Саллеса была номинирована на премию Оскар в номинации Лучший фильм на иностранном языке, но Американские киноакадемики отдали предпочтение итальянском киношедевру "
Жизнь прекрасна" Роберто Бениньи. В том же 1999 году "Центральный вокзал" был удостоен премии БАФТА Британской киноакадемии, причём, фильм "Жизнь прекрасна" тоже участвовал в споре за эту премию. В том же году фильм Уолтера Саллеса был номинирован на итальянскую премию Давид ди Донателло, но Итальянские киноакадемики отдали предпочтение фильму "Поезд жизни" румынского кинорежиссёра Раду Михэйляну.
Профессиональные кинокритики в целом достаточно высоко оценили картину Уолтера Саллеса "Центральный вокзал", хотя и не без оговорок. Наиболее общую оценку фильму дал гуру американской кинокритики Роджер Эберт. В своей
рецензии от 25 декабря 1998 года он оценил фильм тремя звездами из 4-х возможных и написал:
"Успех фильма во многом зависит от Фернанды Монтенегру, актрисы, которая успешно побеждает любое искушение, позволяющее сентиментальности разрушать ее отношения с ребенком. Она понимает, что фильм на самом деле не о поисках мальчиком своего отца, а о ее собственном пробуждении. Этот процесс показывается в фильме настолько тщательно, что мы даже не замечаем момент, когда она из циника превращается в мягкую, душевную женщину. ... В чем странность этого фильма? Структура его изначально подразумевает, что мы будем тронуты его финалом, и во многих (не во всех) отношениях уже в начале фильма понятно, чем он закончится. Но нас завораживает сам процесс, путешествие, изменения, тонкость последовательности изменений в женщине... Именно в этом процессе магия фильма."
Другой известный американский кинокритик, обозреватель Entertainment Weekly Оуэн Глейберман, в своей
рецензии отметил:
"На первый взгляд, "Центральный вокзал" напоминает многие из неестественных липких историй о связях между взрослыми и детьми, которые слишком долго были проклятием западного кино, но Саллес, как
Де Сика и Ренуар, демонстрирует чистое и непокорное чувство поэзии разрушенных жизней. Его фильм действительно о самом повседневном из чудес: возрождении надежды."
Рядовые кинозрители оценили фильм Уолтера Саллеса "Центральный вокзал" весьма высоко: 73% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму 8 и более баллов, а 26% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой". Кассовые сборы по всему миру в 7 раз превзошли бюджет картины.
С учетом сказанного, рейтинг фильма Уолтера Саллеса "Центральный вокзал" по
версии FilmGourmand'а составил 10,157, благодаря чему он занимает 33-е место в
Золотой Тысяче. В Золотую Тысячу вошли 4 бразильских фильма. Этот список возглавляет "Центральный вокзал". Это обстоятельство позволяет считать фильм Уолтера Саллеса "Центральный вокзал" лучшим фильмом бразильских кинематографистов.