30 лет Ледяному сердцу

Sep 02, 2022 20:03


2 сентября 1992 года на экраны французских кинотеатров вышел фильм "Ледяное сердце" режиссёра Клод Соте, который был также и соавтором сценария фильма. По его признанию, сюжет картины "Ледяное сердце" навеян повестью "Княжна Мери", входящей в роман Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени".





Мнения профессиональных кинокритиков по поводу картины Клода Сотэ довольно сильно разошлись. Пожалуй, самую высокую оценку фильму дал известный американский критик Джеймс Берардинелли. В своей рецензии, в которой он оценил фильм Клода Соте максимальными четырьмя звёздами, он написал: "Часто иностранные фильмы, и в частности французские фильмы, средний кинозритель (имеется в виду американский зритель - FG) считает исключительно (а некоторые сказали бы «чрезмерно») интеллектуальными. Это в полной мере относится к фильму "Ледяное сердце", но эта картина даёт пищу не только для ума. Богатая музыкальная партитура (Равель) - это настоящий праздник для слуха, а исключительная игра исполнителей главных ролей приводит к нескольким эмоционально сильным моментам. В конечном итоге "Ледяное сердце" доставляет огромное удовольствие....В "Ледяном сердце" сильные персонажи, умные диалоги и изысканная игра объединяются, чтобы вовлечь зрителей в глубокие и бурные эмоции фильма. Для тех, кому по сердцу только мелководье Голливуда, эта картина окажется слишком скучной и даже пугающей. Но для тех, кому нравится более сложный кинематографический опыт, "Ледяное сердце" предлагает реальную альтернативу."



Тему сравнения американского и французского (шире-европейского) кино продолжил гуру американской кинокритики Роджер Эберт. Он оценил фильм тремя с половиной звёздами из 4-х возможных. В своей рецензии он написал об этом фильме: ""Ледяное сердце" режиссера Клода Соте обладает насыщенностью и тонкостью великого рассказа. Это показывает, насколько поверхностны большинство кинематографических романов, потому что они представляют любовь как слишком простое и слишком легкое решение. У сердца есть потребности, которые любовь не понимает, и для Стефана (главного героя картины - FG), возможно, комфорт его рутины и утешения его ремесла более ценны, чем риски близости. Как правило, персонажи французских фильмов кажутся более взрослыми, чем персонажи американских фильмов. Они не рассматривают любовь и секс, как подростки, как призы в жизни. Напротив, это проблемы и обязанности, которые не всегда следует принимать. Большинство романов из фильмов начинаются с двух людей, которые должны быть влюблены, и заканчиваются после больших трудностей этими двумя влюбленными людьми. А этот фильм о двух людях, которым нельзя любить, и о том, как они справляются с этим открытием." -



Впрочем, наряду с мнениями мэтров американской кинокритики существуют оценки критиков рангом пониже, например, Памелы Брюс, кинообозревателя издания AustinChronicle (Austin - столица штата Техас). Она выражает точку зрения зрителя, которому, по словам Берардинелли, "по сердцу только мелководье Голливуда", неважно, в какой стране он живёт. Памела Брюс поставила фильму два балла по пятибалльной системе и в своей рецензии написала: "У этого фильма есть несколько проблем, одна из которых - темп повествования, сюжет которого утомительно продвигается вперед в течение первой половины фильма, прежде чем произойдет что-нибудь существенное. Другой недостаток - подавляющее чувство клаустрофобии, присутствующее в большинстве сцен. Это связано с плотным обрамлением и слишком большим количеством внутренних сцен в тесноте, в переполненных помещениях. Наконец, есть многочисленные эпизоды, которые по большей части настолько сдержанны и бесстрастны, что возникает вопрос, не в публичной ли мы библиотеке, а не в фильме о якобы горячем любовном треугольнике."



Такая, чисто американская, оценка фильма Клода Соте проявилась в том, что фильм не был удостоен внимания каких-либо американских кинофорумов. А вот на фестивальных площадках в Европе "Ледяное сердце" получило совершенно иную оценку. Практически одновременно с премьерой во Франции фильм был представлен на Венецианском международном кинофестивале, где получил номинацию на главную премию - "Золотого Льва". Этой премии фильм Клода Соте не получил: жюри под сопредседательством двух знаменитых кинематографистов - американского актёра Денниса Хоппера и чешского кинорежиссёра Иржи Менцеля - присудило "Золотого Льва" китайской картине "Цю Цзю идёт в суд" режиссёра Чжана Имоу. Но зато Клод Соте получил целый ворох наград: "Серебряного Льва" за режиссуру, специальный приз "Золотая Хлопушка" за сценарий (вместе с соавтором - Жаком Фьески), малого "Золотого Льва". К тому же Эммануэль Беар получила премию Пасинетти (хотя премию "Золотая Хлопушка" как Лучшая актриса получила всё-таки Гун Ли за роль в фильме  Чэня Кайгэ " Прощай, моя наложница").



В 1993 году фильм Клода Соте "Ледяное сердце" в числе трёх соискателей был номинирован на премию Европейской киноакадемии. Но киноакадемики сочли более достойной этой премии картину Никиты Михалкова "Урга - Территория любви". Однако исполнитель главной роли - то самое "ледяное сердце" - Даниэль Отой был все же удостоен премии как Лучший европейский актёр 1992 года. В том же году Даниэль Отой и Эммануэль Беар, ставшие официальными супругами после 10 лет отношений и родившие дочь Нелли, были удостоены премий Давид ди Донателло от Итальянской киноакадемии как Лучшие актёр и актриса. Этой же премии, но как Лучший иностранный фильм, был удостоен и фильм в целом.



У себя на родине, во Франции, фильм Клода Соте "Ледяное сердце" получил, понятное дело, 9 номинаций на премию Французской киноакадемии Сезар. Однако, победил только в двух из них, в том числе в такой важной, как Лучший режиссёр. В номинации Лучший фильм французские киноакадемики отдали предпочтение картине Сирила Коллара "Дикие ночи".



Авторитетный российский кинокритик Сергей Кудрявцев поставил фильму Клода Соте 8,5 баллов по 10-балльной системе и главные свои восторги адресовал исполнительнице главной женской роли - Эммануэль Беар: "Молодая актриса восхищает в неторопливо-певучей (moderato cantabile) и исполненной с чувством (con amore) кинопрелюдии Клода Соте, буквально приковывая к себе внимание. Поражаешься, что такой «гений чистой красоты» мог снизойти до любви к земным мужчинам и даже оказаться отвергнутым одним из них. Неужели подобное случается - наверное, только зимой..."   Помимо красоты и актёрской игры восхищает также и то обстоятельство, что специально для этой роли Эммануэль Беар научилась играть на скрипке. Многим на это требуются годы, и то зачастую без толку.



Что касается оценки фильма Клода Соте "Ледяное сердце" рядовыми кинозрителями, то 61% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Клода Соте "Ледяное сердце" по версии FilmGourmand'а составил 8,994, что позволило ему занять 165-е место в Золотой Тысяче.



любовный треугольник, любовная история, музыкант, французское кино, кино

Previous post Next post
Up