Годовщина Восхождения

Apr 02, 2022 22:44


2 апреля 1977 года в Советском Союзе состоялась премьера фильма Ларисы Шепитько "Восхождение". Литературной основой сценария картины стала повесть выдающегося белорусского писателя-фронтовика Василя Быкова "Сотников (Ликвидация)".





Немного об истории создания повести Василя Быкова. В 1944 году в Румынии лейтенант Василь Быков в группе пленных немцев увидел своего бывшего однополчанина. Этот человек рассказал будущему писателю свою историю о том, как после ранения попал в концлагерь, где согласился служить немцам в надежде, что удастся бежать и вернуться к своим. Но вместо этого всё больше увязал в своём предательстве. Эта история стала для Василя Быкова толчком к созданию повести, которую он закончил в июле 1969 года. Вскоре повесть была напечатана в белорусском журнале "Полымя" под названием "Ликвидация". А пока готовилась публикация, Быков отправил её также в журнал "Новый мир". В 5-м номере этого журнала за 1970 год эта повесть была опубликована под названием "Сотников".



В начале 70-х годов журнальный номер с повестью "Сотников" попал в руки Ларисе Шепитько. Причём, попал в самый сложный период её жизни. Тяжелейший стресс, вызванный вынужденной "кастрацией" своего детища - фильма "Ты и я", перелом позвоночника в результате падения с лошади, сложная беременность... Подробнее об этом периоде жизни замечательного советского режиссёра, жизнь которого трагически оборвалась на 42-м году, можно прочитать здесь. Буквально заболев идеей снять фильм по повести Быкова, Лариса Шепитько обратилась в своему другу - сценаристу Юрию Клепикову - с просьбой написать сценарий. Написанный Клепиковым и тщательно отредактированной самой Ларисой Ефимовной сценарий в 1973 году был представлен на утверждение в Госкино. Где сходу был отвергнут как "религиозная притча с мистическим оттенком", а значит, крамолой по советским понятиям. Но Ларисе Ефимовне удалось привлечь на свою сторону некоторых авторитетных деятелей советской культуры и кинематографа, и в итоге 6 января 1974 года начались съемки картины.



Но с началом съемок злоключения картины не закончились. После завершения съемок фильм имел реальные шансы быть отправленным "на полку", как очень многие другие подлинные произведения искусства. Особенно "деятелей культуры" из Госкино раздражал исполнитель главной роли в фильме Борис Плотников. В приглашении этого актёра Свердловского ТЮЗа на роль Сотникова функционеры Госкино усматривали стремление "протащить Иисусика на большой экран". Помог муж Ларисы Ефимовны - режиссёр Элем Климов, который в это время приступал к работе над фильмом, получившим впоследствии название " Иди и смотри". Эта работа свела Элема Климова с Первым секретарём ЦК Компартии Белоруссии Петром Машеровым, который с начала Великой Отечественной войны ушёл на фронт добровольцем, а завершал войну одним из руководителей партизанского движения в Белоруссии. Климов сумел пригласить Машерова на просмотр фильма Шепитько. После просмотра Машеров, плакавший во время фильма, выступил с 40-минутной речью, наполненной самых высоких слов в адрес картины и её режиссёра. Руководство Госкино ничего не смогло этому противопоставить.



Более того, через 2 месяца после премьеры фильм Ларисы Шепитько "Восхождение" представлял советский кинематограф на Берлинском международном кинофестивале. Жюри этого фестиваля под председательством австрийской актрисы Зенты Бергер присудило фильму "Восхождение" высшую премию - Золотого Медведя. Кроме этой награды, фильм получил ещё три премии фестиваля. Среди конкурентов фильма Л.Шепитько в борьбе за главную премию был шедевр Золтана Фабри " Пятая печать". Кстати, в состав жюри того фестиваля входил знаменитый советско-американско-российский кинорежиссёр Андрей Кончаловский.



Фильм Ларисы Шепитько "Восхождение" был выдвинут Советским Союзом на премию Оскар в номинации Лучший фильм на иностранном языке. Но Американская киноакадемия не сочла картину достойной для включения в короткий список номинантов. Кинообозреватель Turner Classic Movies, телеканала, принадлежащего корпорации WarnerMedia, Грег Феррара назвал это решение "самым вопиющим упущением в истории Оскара".



В своей рецензии на картину Ларисы Шепитько Грег Феррара дал такую оценку этому фильму:

"резкая, жестокая, беспощадная история, а также один из лучших фильмов всего десятилетия из любой страны....Война Шепитько имеет мало общего с голливудскими или британскими военными фильмами сороковых, пятидесятых и шестидесятых годов. Её солдаты и беженцы живут в мире, который действительно кажется окруженным миром войны. Снятый реальных условиях, в безошибочно узнаваемом лютом морозе, без сцен победы или героических сражений, «Восхождение» представляется одним из очень немногих фильмов о войне, в которых напрочь отсутствует какой-либо намёк на гламур и романтику, но есть суровая и непоколебимая реальность. ... Сегодня его репутация, наконец, догнала его, и он признан во всем мире одним из величайших произведений мирового кино и, безусловно, одним из величайших и самых ярких изображений войны, которые когда-либо появлялись на большом экране."



С этой оценкой американского кинокритика серьёзно расходится отзыв одного из авторитетнейших российских кинокритиков Сергея Кудрявцева. В своей рецензии на фильм "Восхождение" Кудрявцев пишет:

"Шепитько... сняла фильм об акте самопожертвования и передаче эстафеты будущему поколению, тому "мальчику в будёновке" (а кто бы ему позволил надеть её в условиях фашистской оккупации?!), который "со слезами на глазах" воспринимает героическую смерть Сотникова и тех, кто, к несчастью, оказался с ним в одном хуторском сарае. И трагическая музыка Альфреда Шнитке не может не вызвать зрительских слёз - но умом-то понимаешь, что эта сцена в "Восхождении" как раз и является, по сути, сомнительным примером эстетизации смерти, оскорбительного возвеличивания бессмысленных жертв ради одной слезинки мальчика в будёновке, которому якобы будет хорошо жить в его "завтра".... Лишь позже я узнал о том, что Райнер Вернер Фассбиндер, который сейчас стал запоздало модным в среде наших интеллектуалов, резко возражал против присуждения ленте Ларисы Шепитько главного приза на фестивале в Западном Берлине и даже грозился в знак протеста выйти из состава жюри. Вероятно, Фассбиндер смог со стороны гораздо сильнее почувствовать нравственную фальшь авторского посыла "Восхождения", где так и не было преодолено влияние общественной мифологии.

Ведь большинство героев советского кино стремятся умереть назло врагам, разорвав на теле последнюю рубашку (тельняшку). И государство, построенное на культе вхождения в рай по трупам (потрясающе точно всё это предсказал Андрей Платонов ещё в 1929 году в своём гениальном "Котловане"), изначально нежизнеспособно. Оно мертво задолго до того, как издаст последний вздох после мучительного умирания. Но всевозможные "мальчики в будёновках", которые продолжают появляться до сих пор, хотя коммунистическая империя уже рухнула, привыкли лицезреть на экране истории неоправданного героизма, халатного и преступного отношения к жизни каждого индивида. Советский классовый гуманизм на деле был одним из самых антигуманных, в том числе по отношению к собственному народу. И именно он оказался абстрактным в отличие от западного, обращённого к конкретному человеку."



В число лидеров проката фильм Ларисы Шепитько "Восхождение" не вошёл. За первый год демонстрации он собрал в кинотеатрах 10,7 миллионов советских кинозрителей. И это совершенно понятно: многим зрителям тяжело смотреть фильмы, не относящиеся к кинокомедиям или мелодрамам. Это же не "Есения", которая за два года до "Восхождения" собрала в советских кинотеатрах более 91 миллиона человек. Но оценки "Восхождения" современных кинозрителей, выражаемые в рейтингах, выставленных на сайтах IMDB и Кинопоиск, гораздо выше, чем 40 лет назад. 75% пользователей IMDB и Кинопоиск поставили фильму Ларисы Шепитько "Восхождение" оценки от 8 до 10. А 25% пользователей - каждый четвёртый - оценили фильм высшим баллом - "десяткой".



С учетом сказанного рейтинг фильма Ларисы Шепитько "Восхождение" по версии FilmGourmand'а составил 8,714, что позволило ему занять 239-е место в Золотой Тысяче.



партизаны, великая отечественная война, предательство, классика советского кино, кино

Previous post Next post
Up