Понятийное мышление..
Хорошая статья «Разрыв между умными и глупыми нарастает» на портале
www.rosbalt.ru про интеллектуальное развитие, про увеличивающийся разрыв между умными и глупыми, про понятийное мышление (
полностью статья - здесь). Хочу привести несколько выдержек из статьи и привязать эти мысли к пониманию и применению GNM.
.
Итак, часто интеллектуальное развитие определяется через сформированность у человека понятийного мышления. Что это такое?
.
[…] Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского. Обобщив, понятийное мышление можно определить через три важных момента.
Первый - умение выделять суть явления, объекта.
Второй - умение видеть причину и прогнозировать последствия.
Третий - умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.
.
Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации.
.
Степень сформированности понятийного мышления можно определить с помощью психологических тестов. Вот пример из тестирования детей шести-семи лет, с которым не всегда справляются и взрослые. Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее? К сожалению, многие говорят, что утка. Родители одного ребенка горячились, доказывали, что «утка» - правильный ответ. Папа - юрист, мама - учитель. На вопрос: "Почему утка?" они отвечают, «Потому что она большая, а птица, птичка это что-то маленькое». А как же страус, пингвин? А никак, у них в сознании закреплен образ птицы как чего-то маленького, и они полагают свой образ универсальным.
.
По некоторым оценкам (российская статистика) меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Например, среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги - люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.
.
Если брать развитые страны, то приблизительно дело обстоит так же. Можно сослаться на исследования Льва Веккера, который работал и в СССР, и в США, и в Европе, и в России. Его исследования 1998 года показывают, что больше 70% взрослых людей, психологов, с которыми он сотрудничал в ходе исследования мышления детей, и сами мыслят как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи…
.
Наверное, есть некоторая разница между странами, и можно предположить, что тенденции увеличения-уменьшения процента людей с понятийным мышлением разные в разных странах, но таких детализированных кросс-культурных исследований никто не ведет. Или, по крайней мере, таких данных нет в открытой печати.
.
По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. Такая понятийная пирамида. И, если мы выходим из школы без понятийного мышления, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, мы не сможем его объективно интерпретировать, а действуем под влиянием эмоций и наших субъективных представлений. В результате решения, принятые на основании такой допонятийной интерпретации происходящего, невозможно реализовать. И мы это видим в нашей жизни. Чем выше в социальной иерархии стоит человек, тем дороже цена его необъективных интерпретаций и решений. Посмотрите, сколько у нас принимается программ, которые ничем не заканчиваются. […] (конец цитаты)
.
Итак, интеллектуальный уровень можно определить по уровню понятийного мышления человека, по настоящему умению выделять суть явления, видеть причину и прогнозировать последствия, систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.
.
.
Интеллект - это не пресловутый IQ или эрудиция. Это именно системное понимание происходящего. Ведь часто то, что мы буквально наблюдаем, не соответствует тому, что происходит на самом деле. Например, мы можем каждый вечер наблюдать заход солнца, видеть, как солнце садится за горизонт… Но на самом деле солнце никуда не заходит и не садится - это горизонт поднимается и закрывает собой солнце. Для любования закатом не имеет никакого значения что куда заходит или что куда поднимается. Но если нам нужно запустить ракету в космос, нам придётся принять, что Земля - вертится, и запускать ракету мы будем с космодрома, расположенного ближе к экватору, чтобы съэкономить на размере ракеты и на топливе. С болезнью то же самое - никому не приходит в голову «любоваться» болячкой. Её нужно лечить. А для этого и нужно то самое системное понимание, понятийное мышление со всеми его компонентами.
.
В статье говорится о психологах (… больше 70% взрослых людей, психологов … и сами мыслят как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи…), просто потому, что автор статьи - психолог, и приводит результаты исследования своих коллег. Вероятно, такая же статистика применима к любой профессии - к сантехникам, учителям, гаишникам, экономистам, продавцам…
.
Есть ли системное понимание у современной медицины, у онкологии? Верится с трудом. «Видим опухоль - отрезаем грудь» или «видим опухоль - накачиваем тело химией». Где причинно-следственные связи, где выделение сути явления, где целостное видение ситуации?.. В
Германской Новой Медицине мы видим все эти элементы.
.
Но, ломать систему или бороться с ней - на это нужно много сил. Далеко не у каждого они есть в таком количестве, и далеко не всегда это нужно делать. У каждого человека есть своя жизнь и своя голова на плечах. Решить лично для себя - хочу ли я смотреть на вещи здраво, хочу ли я обладать понятийным мышлением и быть умным человеком - это проще. Лозунг середины 80-х годов прошлого века «Начни перестройку с себя» актуален и сегодня.
.
А система… система развалится сама собой, если не приносить ей жертв, а просто жить свою жизнь. Об этом есть хорошая книга - Эрик Ф. Рассел «И не осталось никого». Прочитайте. Это интересно. Это просто. И это - работает.
.
Будьте здоровы!
Продолжение -
здесь.