Продолжение…
Преподобная Димитра Киевская, монахиня, основательница киевской Введенской женской общины
Память 9 марта (Укр.), 8 августа (Укр.), 26 октября (Укр.) и в Соборе Киевских святых
В миру Матрона Александровна Егорова, родилась в 1810 году в Силистре (Болгария).
Переселилась с семьей в Бессарабию.
О ее муже, Иване Егорове, известно только, что он был военным и дослужился до чина капитана, погиб в Крымской войне 1853-1856.
Матрона Александровна участвовала в обороне Севастополя (1855-1856), ухаживала за ранеными, была ранена в плечо и контужена, но отказалась покинуть передовую.
После завершения Крымской войны в сентябре 1856 г. поселилась в Киеве, на ул. Рыбальской. Вела благочестивую и скромную жизнь, оградив себя от всякого излишества, довольствовалась самым необходимым.
Она познакомилась с митрополитами Киевскими Исидором (Никольским), Арсением (Москвиным) и Филофеем (Успенским), последний был особенно благосклонен к ней.
Митрополит Исидор предложил Матроне Александровне возложить на себя труд по устройству общины, которая смогла бы облегчить горькую участь многих бедных и бесприютных женщин. Эта мысль нашла живейший отклик в ее душе еще и потому, что со времени гибели мужа она хотела в память о нем и на поминовение его души устроить что-либо полезное для ближнего. С благословения и помощью митр. Исидора, Матрона Александровна в январе 1860 года купила двухэтажный с мезонином деревянный дом на Рыбальской улице, который предназначался, в соответствии с ее планами, для будущей обители. Для размещения будущей киевской общины необходимы были здания. В течение нескольких лет М.А. Егорова вела переговоры с владельцами соседних усадеб о возможности продажи в ее собственность домов и земельных участков. В сентябре 1869 года надворный советник Яков Семенович Язев согласился продать госпоже Егоровой свой фруктовый сад и участок земли (площадью 288 кв.саж.) на Рыбальской улице. В течение последующих восьми месяцев (с августа 1871 по март 1872 г.) Матрона Александровна смогла увеличить размеры своего земельного владения, присоединив к нему еще один участок, купленный у жены протоиерея Марии Григорьевны Ждановой, и часть усадьбы (площадью в 160 кв. саж), принадлежавшей купчихе Софье Станковой. В ноябре 1872 г., М.А.Егорова купила деревянный с мезонином особняк с флигелями и другими хозяйственными постройками на Московской улице под № 40. В январе 1876 г. она купила дом, расположенный на углу Московской и Рыбальской улиц. Это объемное двухэтажное каменное здание, построенное в начале ХІХ века, акцентировало перекресток улиц и заметно выделялось на фоне деревянной застройки квартала. Впоследствии именно в этом доме были устроены две церкви Введенской общины. Таким образом, Матрона Александровна Егорова стала владелицей большого участка земли с многочисленными постройками между улицами Рыбальской и Резницкой, занимавшего почти целый квартал на Печерске.
Матрона Александровна позаботилась о том, чтобы насельницы будущей обители могли спокойно жить и трудиться. Всю принадлежащую ей территорию она поделила на два больших участка, искусственно отделявшихся друг от друга рядом зданий и забором. В домах, расположенных с обеих сторон от углового дома на Московской улице, предполагалось разместить призреваемых стариц и сестер общины. На этой территории находился также обширный сад и многочисленные хозяйственные службы, необходимые для жизнеобеспечения обители. На прилегающем участке Матрона Александровна заранее определила несколько домов и флигелей, пригодных для жилья, и стала сдавать их внаем, чтобы получать дополнительный доход в обеспечение будущей общины.
14 мая 1876 г. она составила завещание, в котором поведала о намерении создать женскую общину.
В последние годы жизни приняла тайный постриг с именем Димитра, в честь вмч. Димитрия Солунского, но время и место пострига неизвестны. В дневниках митрополит Исидор называл Егорову монашеским именем.
После смерти Киевского митрополита Арсения, многие полагали, что Киевскую кафедру займет архиепископ Херсонский Платон (Городецкий). Незадолго до назначения нового митрополита Матрона Александровна рассказала владыке Исидору о своем сне. Позже, в 1882 году, вспоминая об этом, Исидор записал в своем дневнике:
«Димитра видела во сне, будто была в комнатах митрополита Киевского. Навстречу ей вышел из гостиной в белом клобуке совершенно незнакомый ей Архиерей, высокий ростом, худой лицом, сутуловатый, и пригласил ее в гостиную. В то же время она передала мне об этом, и через несколько дней узнала о назначении Филофея, который совершенно соответствовал ее описанию, хотя она до этого его никогда не видела».
27 июня 1877 г. Димитра подала прошение на имя митр. Киевского Филофея (Успенского) об учреждении в границах ее владений общины «для малообеспеченных женщин православного вероисповедания и призрения престарелых вдов в количестве 33-х, в соответствии с возможностями по их содержанию». В прошении она писала, что, проживая в Киеве с 1856 г., она видела «много примеров безотрадной жизни престарелых вдов и сирот, не имеющих ни надежного крова, ни обеспечения средств к пропитанию, и, несмотря на все лишения, постоянно пребывающих в Киеве, по приверженности к святыне чудотворного образа Божией Матери и мощей угодников Божиих». Благочестивые чувства подобных страдалиц побудили ее «изыскивать средства, чтобы доставить им спокойное жилище, необходимое пропитание». В пользу общины она пожертвовала принадлежащие ей земельные участки и несколько смежных домов с хозяйственными постройками, общей стоимостью ок. 100 тыс. р. Она отмечала, что наследников и родственников у нее нет, поэтому на недвижимость никто претензий в будущем предъявить не сможет. Учредительница пожертвовала также неприкосновенный капитал в виде ценных бумаг на сумму 21 тыс. р., который был помещен в казнохранилище Киево-Печерской лавры. В обращении к митр. Филофею она просила предоставить ей возможность жить в общине «с тем только, чтобы мне, достигшей уже 68-летнего возраста, для жительства на оставшиеся дни моей жизни уделено было небольшое помещение в той же общине». Из этих строк следует, что учредительница не предполагала сама возглавить общину. К прошению на имя митрополита был приложен устав, составленный на основе общего положения о женских религиозных общинах в России. 4 марта 1878 г. имп. Александр II подписал указ об учреждении в г. Киеве Введенской женской общины.
Во время русско-турецкой войны (1877-1878) Димитра предоставляла один из своих домов для лазарета и полностью взяла на себя заботу об обеспечении раненых.
После отправки всех документов в Синод она выехала в Санкт-Петербург, где оформляла необходимые документы, заказывала художнику В. М. Пешехонову иконы для иконостасов будущих храмов обители. В Петербурге она снимала небольшую квартиру на Невском проспекте, на втором этаже дома №171, принадлежащего Александро-Невской лавре и расположенного недалеко от монастыря.
Зимой 1878 года м. Димитра занемогла. Последнее время она часто болела, давало о себе знать севастопольское ранение, мучили постоянные приступы головных болей.
Скончалась вечером 9 марта 1878 года в Санкт-Петербурге, на 68-м году жизни. В медицинской справке было написано, что смерть наступила вследствие апоплексического удара. Погребение состоялось 13 марта 1878 года в Александро-Невской Лавре, в «палатке» при Федоровской церкви, впредь до распоряжения о перевезении тела покойной в Киев. Вскоре по проекту Димитры и киевского инженера А. И. Рубана в киевской общине под Введенским храмом была устроена церковь вмч. Димитрия Солунского (освящена 17 июня 1879), у южной стены которой 8 августа 1878 г. перезахоронили останки м. Димитры.
Почитание
Ежегодно в день кончины Димитры и 26 октября, в праздник вмч. Димитрия, в Димитриевской церкви общины Киевские митрополиты или архимандриты Киево-Печерской лавры совершали литургии и панихиды у могилы основательницы. В Санкт-Петербурге в эти дни служились панихиды в крестовой Успенской церкви в митрополичьем доме Александро-Невской лавры.
Митр. Исидор (Никольский) в дневнике (9 марта 1884) упоминал, что неоднократно уже после кончины Димитра являлась во сне архим. Исаии (Бунину) и что «он видел ее всегда веселой, быстрой и в белом одеянии». По воспоминаниям архиеп. Тверского Саввы (Тихомирова), в одном из сновидений архим. Исаии Димитра предсказала избрание на Московскую кафедру архиеп. Варшавского Леонтия (Лебединского).
В 1885 г. из Андреевского скита Афона на могилу Димитры был доставлен крест, а из Болгарии прислана белая надгробная мраморная плита с надписью: «Основательница Киевской Введенской Общины Димитра Александровна Егорова. Родилась въ Силистрии 1810 г., скончалась 9 марта 1878 г.».
В 1901 г. Введенская община была преобразована во Введенский общежительный монастырь, после повторного закрытия которого в 1960 г. мощи Димитры перезахоронены на Зверинецком кладбище Киева. В 1992 г. Введенская церковь монастыря была передана Украинской Православной Церкви. Указом Синода УПЦ от 6 декабря 1996 г. монастырь был возобновлен как мужской. Незадолго до этого мощи св. Димитры были обретены, и 21 августа 1996 г. по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) перенесены во Введенскую обитель. При обретении и освидетельствовании мощей комиссия установила, что нетленными пребывали голова и верхняя часть тела. Под светским платьем Димитры обнаружен монашеский параман, а само тело было обернуто мантией, на лицо был возложен наличник.
(Киевский Введенский монастырь)
Отмечены случаи исцеления по молитвам у мощей Димитры.
18 апреля 2008 г. постановлением Свящ. Синода УПЦ Димитра (Егорова) была причислена к лику местночтимых святых.
Тропарь преподобной Димитре Киевской
глас 1
Покинув страну твою Силистрию/ и во град Киев преселившаяся/ и обитель Богоматери/ в честь ея славного Введения устроившая/ и по кончине в ней почивающи/ молитвенным предстательством ту не оставляеши./ Поминай и нас, достоблаженная мати,/ да молитвами твоими оставление прегрешений приемлем.
Кондак
глас 1
В супружестве честно пожившую/ и к иноческому житию текшую,/ а по кончине супруга монашеским постригом украсившуюся,/ и с мудрыми девами в пресветлый чертог Христов вошедшую, / достоблаженную Димитру ублажим/ и припадше к честным мощем ея умильно возопиим:/ яко имея дерзновение ко Господу/ и Его Пречистей Матери,/ моли избавити нас от бед и скорбей/ и спасти души наши.
Святитель Пакиан, еп. Барселонский
Святой Пакиан, испанец по происхождению, стал епископом Барселоны в 365 году.
О его житии мало что известно, кроме как то, что он был активным писателем. В частности, сохранились три его письма и короткий трактат «Paraenesis ad Poenitentiam». Среди тем, которые он обсуждал, были церковная дисциплина, крещение, примат папы Римского, православное учение об искуплении против ереси новациан, расцветшей в ту пору в Испании. Его также вспоминают в связи с включением в одно из его писем фразы «...Christianus mihi nomen est, catholicos vero cognomen...». В «De Viris Illustribus» святой Иероним Стридонский хвалил святого Пакиана за красноречие и великую святость.
Сын святого Пакиана, Флавий Декстер, был префектом претория во время правления императора Гонория.
Преподобный Филором Галатийский), исповедник
Жил и подвизался в Галатии в IV веке. О нем говориться что он был столь совершен во всех благодетелях, что походил более на ангела чем на человека. Особенно он прославился своим терпением. Преподобный был гоним царем Юлианом Отступником и много пострадал за Христа. Но по смерти этого Христогонителя святой Филором пожил в мире и многим оказал помощь. Упокоился он на восьмидесятом году жизни.
Святой мученик Урпасиан
Святой мученик Урпасиан пострадал в городе Никомидии. Император Максимиан Галерий (305 - 311) жестоко преследовал христиан, служивших в его войске и при дворе. Некоторые малодушные колебались и начинали поклоняться языческим богам, а сильные духом пребывали твердыми до конца. Так, сановник Урпасиан бросил к ногам правителя свои плащ и пояс и сказал: "Отныне я - воин Царя Небесного, Господа Иисуса Христа. Возьми назад данные мне знаки отличия". Максимиан велел привязать Урпасиана к дереву и бить его воловьими жилами. Затем святого привязали к верхней решетке железной клетки, а внизу разожгли костер. Святой Урпасиан с неустанной молитвой ко Господу перенес нестерпимые страдания. Славный мученик был сожжен заживо, а прах его брошен в море - страшен он был своим истязателям, так и не сумевшим сломить его дух.