Архимандрит Андрей (Конанос) (из бесед с радиослушателями). Тайны Жизни...

Feb 13, 2016 12:01

Архимандрит Андрей (Конанос)...



(Архимандрит Андрей (Конанос))

Твои проблемы разрешатся только тогда, когда ты перестанешь так сильно переживать из-за них, как ты это делаешь сейчас. Иначе рано или поздно они сломят тебя. Конечно, твоя проблема достаточно серьезна, но на самом деле ситуация выглядит не так, как ты ее себе представляешь. Знаешь, почему? Ты сосредоточил свое внимание на неправильной точке проблемы, ты паникуешь, пугаешься, поэтому не можешь продвинуться в ее решении. Вода твоей души мутна, ты не можешь увидеть, что происходит на дне, не можешь различить, что лежит в основе твоих дел, твоих желаний. Ты расстроен. Поверь, это не принесет плода. Ты должен поступить как подвижники, которые, когда их что-то тревожит, оставляют это на потом, потому что, как показывает опыт, решение со временем приходит обязательно, и пережитое заставляет тебя воспринимать жизнь более хладнокровно. Так ты достигаешь зрелости, обогащаешь себя, становишься мудрее, преуспеваешь духовно, учишься смотреть на вещи по-другому.

Если у тебя возникла проблема, не настаивай на том, чтобы сразу решить ее, потому что сейчас она не разрешится. Причина одна: еще не наступило время для ее разрешения. Ты действуешь необдуманно, поспешно, когда говоришь:

- Я хочу, чтобы эта проблема (на работе, в моей семье, с моим ребенком, моя духовная проблема) решилась побыстрее. Чтобы это произошло в ближайшие дни, до конца недели. Я не хочу ждать!

Ты говоришь это, но тут приходит очередь слову «терпение», словам «необходимое время», «долгое время», и ты не можешь ничего с этим поделать. Проходит время, и ты видишь, что твоя проблема разрешилась спустя пять месяцев. Не лучше ли было не паниковать, вести себя спокойнее, иметь более ясные и чистые мысли? Ведь именно это позволит Богу войти в твою жизнь.

Нам необходимо терпение, чтобы опереться на Божью премудрость и силу, чтобы не осуждать Его, когда Он допустит притеснения в нашей жизни



Я говорю вам об этом, потому что часто становился свидетелем того, как люди обращаются к Богу или просят молитв духовника о скорейшем разрешении своей проблемы, забывая, что в жизни нам в первую очередь необходимо терпение, чтобы опереться на Божью премудрость, на Божью силу, чтобы не осуждать Его, когда Он допустит притеснения в нашей жизни. Разумеется, это трудно достижимо, ведь мы все время жалуемся, а жалуясь, мы осуждаем Бога. Чем еще является жалоба, если не критикой Бога? Ведь на самом деле мы говорим Ему:

- Боже, Ты не знаешь, что делаешь!

Мы привыкли осуждать Бога даже за погоду. Наступает ненастная, дождливая погода, и мы начинаем роптать:

- Господи, ну какая же плохая погода!

А насколько сильнее мы осуждаем Бога в более серьезных ситуациях в нашей жизни - в болезни, в горе, в гонении, клевете!

Ты говоришь, что ты веришь в Бога. Тогда я хочу тебя о чем-то спросить. Где твоя вера, что значит я «верю в Бога»? Это означает, что ты Ему доверяешь, не так ли? Я думаю, что Он очень хорошо знает, что делает, и Тот, Кто очень хорошо знает, что делает, допускает произойти этому в твоей жизни. Неужели Он не мудр? Или ты являешься исключением и у тебя в жизни нет проблем? Конечно, нет. Как и всех людей, у тебя есть проблемы. А раз так, почему ты жалуешься, если считаешь себя верующим? Подумай, может быть, Господь испытывает тебя, сумеешь ли ты заплакать, испытать настоящую боль? Как же иначе проявятся те качества, которые находятся в глубине твоей души? Ты должен испытывать боль.

Рядом с Богом Ты будешь счастлив, потому что обретешь смысл в жизни. Но комфортную жизнь тебе никто не обещал

Но как же так? Ведь говорят, что рядом с Богом жизнь будет счастливой. Да, она будет счастливой - в отношении смысла жизни. Ты будешь счастлив, потому что обретешь смысл в жизни, обретешь знание, благодаря которому получишь облегчение и утешение, это да. Но комфортную жизнь тебе никто не обещал.

Господь справедлив. Миллионы людей испытывают боль, а ты не хочешь испытать ее, не хочешь пережить скорбь. Но знай, что и в твоей жизни обязательно произойдет какое-то потрясение. И тебе придется учиться переживать его. Иногда я встречаю людей, которые говорят, что не верят в Бога, но они приняли то, что с ними происходит, сроднились с болью, с притеснениями. И когда ты задаешь такому человеку вопрос:

- Как ты выдерживаешь это?

Он отвечает:

- Я, как и все, боюсь. Но так было угодно Богу!

- Но ты же говоришь, что не веришь в Бога!

- О, я забыл.

В сущности, этот человек верит, ведь он в своей жизни проявляет терпение, которое дарит ему Господь. Он говорит, что не верит, но на деле проявляет настоящее смирение. Он не протестует, становится в очередь и ждет. Он едет в больницу и ждет, он не имеет денег, не имеет знакомых, смиряется, благодарит и за самое маленькое добро, которое делают для него. Тогда как мы, христиане, очень избалованы, мы хотим, чтобы все происходило быстро, и постоянно предъявляем претензии:

- Хочу, чтобы мои проблемы разрешились прямо сейчас!

Разве ты до сих пор не понял, что через эту проблему Господь преподает тебе урок? Если ты не усвоишь его, то с тобой случится другая неприятность, потому что здесь Бог говорит тебе:

- Вопрос не в том, чтобы разрешить твою проблему, а в том, чтобы ты понял, что сейчас ты должен усвоить слово «смирение», слово «любовь», слова «прощение», «милостыня», ты должен изменить свой характер. И если ты все это не усвоишь сейчас, то придут другие страдания, благодаря которым ты усвоишь эти вещи позже.

Таковы тайны жизни.

Один человек приходит и говорит:

- Я хочу, чтобы вы занялись с моей проблемой, хочу, чтобы вы предложили мне решение!

А другой видит, что решение находится гораздо глубже, что так ситуацию не решить, что в нем самом есть черты, над которыми еще надо много работать. Они-то и мешают решению проблемы. Запомни: очаг проблемы не там, где ты думаешь. Ты ищешь в другом направлении. Поэтому будь терпеливым, доверься Богу, и Господь все устроит. Он указал нам смотреть на птиц, о которых не забывает, на цветы, о которых заботится… Само словосочетание «Промысл Божий» означает заботу, мудрость. Неужели Он не премудрый? Неужели Он не знает и мельчайших подробностей? Неужели Господь не любит ли нас? Он любит тебя. То, что ты испытываешь боль и страдание не означает, что Он тебя не любит.

Стоматолог тебе помог, вылечил твои зубы, ты снова весело смотришь на жизнь. Но что предшествовало этой радости? Страх, мучения, боль и кровь. И в конце ты говоришь:

- Большое спасибо! Вы прекрасный врач!

Это мы говорим дантисту, не так ли? Но ведь этот хороший человек заставил нас чувствовать боль. Но он знает, что делает. Мы должны научиться такому же доверию к Богу, быть с Ним до конца откровенными, взывая к Нему:

- Боже мой, мне больно, Боже мой, я не выдерживаю, мне очень больно, я скажу Тебе это!

Скажи это! Я не говорю тебе, чтобы ты обманывал Бога, говоря:

- Ах, как мне хорошо! Мне совсем не больно!

Для души необходимо испытать боль, необходимо пройти через это, раскрыть свои раны. И тогда все изменится к лучшему

Я не понимаю людей, которые, когда у них горе, не плачут. Ты что, не человек? И ты будешь плакать, и почувствуешь боль, и закричишь, и признаешь, что то, что ты переживаешь, является очень болезненным, почти невыносимым, но это благотворно, необходимо, без этого нельзя обойтись. Для души необходимо испытать боль, необходимо пройти через это, раскрыться, раскрыть свои раны. И тогда все изменится к лучшему.

Потому что через Крест придет радость всему миру. Через боль, которую ты переживаешь, придет счастье. Когда ты пройдешь через испытания, когда то, что тебя беспокоит, то, что ты считаешь самым важным в твоей жизни, наладится (через 5 месяцев или через 5 лет), обязательно придет что-то новое. Как будто Господь говорит тебе:

- Не протестуй, не кричи, возьми Меня за руку, когда Я собираюсь делать Свою работу, доверься Мне!

Этого доверия нам и не хватает. Крест требует доверия. У каждого из нас наступает момент боли, когда мы обнажаем себя, как Господь, Который был нагим на Кресте, но Он не боялся своей наготы, потому что это была нагота Адама до грехопадения, нагота невиновности. Христу нечего было бояться. У Него не было врагов. Он не чувствовал, что Ему необходимо обороняться и тем более атаковать. Он сдался. Ты можешь это сделать? Ты можешь сдаться? Кому? Богу, людям, которые находятся рядом с тобой, в твоей семье... Чтобы это произошло, необходимо доверить свою жизнь Богу, Который обязательно приведет ее к чему-то хорошему.



Не прячься, Христос не постеснялся быть нагим на Кресте. Он распростер Свои руки, Он Весь стал объятием, Он взошел с земли на Крест, потому что Крест - не земля, а возвышение, Крест находится между землей и небом. Представь: ты находишься на самой грани с распростертыми руками, голый, уязвимый для каждого, кто смотрит на тебя; он может приблизиться к тебе, ударить, посмотреть, полюбопытствовать… И тогда ты начинаешь понимать и говоришь:

- Я должен преодолеть то, что люди думают обо мне! Сейчас, когда я распят, когда мне больно, я не должен думать о том, что они говорят, как смотрят на меня, что думают о моих проблемах... Только теперь я могу сказать: «Я такой, какой я есть!»

И тогда ты приходишь к слову «истина», к подлинности характера, к осознанию того, кто ты в действительности есть.

Боль, которую ты переживаешь, крест, который ты несешь, поможет тебе это сделать - убрать всю фальшь и явить свою внутреннюю ценность. И если истина существует, то ты увидишь, где она, увидишь, что она глубоко внутри тебя.

Христос стал объятием и сказал:

- Подойдите ко Мне, вы можете плевать на Меня, но можете и обнять Меня. Вы можете выплеснуть свою горечь и злобу на Меня, проткнуть Меня копьем, потому что Я незащищен и Я легкая добыча. Но если хотите, вы можете стать Моими друзьями, обнять Меня, поцеловать Меня, позаботиться обо Мне.

Необходима смелость, чтобы раскрыть руки, чтобы стать объятием, как стал Христос, будучи распятым

Необходима смелость, чтобы пойти и поговорить, например, со своим духовником, с близким человеком, с отцом, с матерью, со своей женой, со своим другом, с соседом, необходима смелость, чтобы раскрыть руки, чтобы стать объятием, как стал Христос, будучи распятым. В человеческих взаимоотношениях появляется крест, боль, мы не можем раскрыть себя, не можем сказать:

- Я тебя ревную! Хочу быть с тобой и боюсь тебя потерять! Я чувствую одиночество и неполноценность! На самом деле я тебя не очень сильно люблю, но очень нуждаюсь в тебе. Не могу жить без тебя, хотя не очень сильно люблю.

Ты не можешь признаться себе и своему ребенку, что причина, по которой ты не хочешь, чтобы он где-то учился, заключается совсем не в том, что это ему не подходит, а в том, что ты не хочешь потерять его, хочешь, чтобы он был рядом с тобой. В таких случаях мы начинаем лгать.

Боль, настоящая боль и настоящий крест связаны с этой «наготой», в которой мы раскрываем себя, чтобы стать настоящими, чтобы с достоинством и честностью относится к другим, к их силе. Мы ненастоящие, поэтому испытываем боль, не получая пользы от нее.

Все испытывают боль, и ты тоже. И я хочу показать тебе способ (не я, а Церковь через опыт святых), с помощью которого из боли может родиться что-то настоящее, сладкое и хорошее.

В человеческих отношениях почти всегда присутствует боль, но ты стесняешься, не осмеливаешься обнажить себя, подняться на крест. Ты говоришь:

- Как я раскрою руки? А если в меня бросят камень? Я хочу закрыть лицо руками, потому что если я этого не сделаю, то камень попадет мне в лицо!

Но Церковь говорит тебе:

- Не закрывай свое лицо, даже если будешь кричать: «Нет, я боюсь, мне стыдно и мне хочется плакать!»

А люди тебе говорят:

- Мужчины не плачут, женщинам тоже не следует плакать. Ты должен иметь сильный характер, потому что если ты плачешь, то люди подумают, что ты слабый. Если смиришься, они подумают, что могут тебя использовать.

И что это, если не обман? Не обман ли это, если ты показываешь одно, а чувствуешь другое? Христос на Кресте был настоящим, и ты увидишь, что когда через боль ты раскроешься, когда расцветет то, что таится в твоей исстрадавшейся душе, тогда ты сумеешь сказать правду. Ты не скажешь: «Уходи!», ты скажешь: «Я очень люблю тебя и хочу быть с тобой!»

Воскресение не приходит само по себе, необходимо попросить, чтобы оно наступило, необходимо перетерпеть эту боль

Скажи правду. Выскажись, раскройся, будь самим собой! Разве это не трагично, что супруги, женатые 20 лет, не знают друг друга, не раскрыли друг другу душу? Не раскрыли душевные объятия, так, чтобы раскрылась душа, чтобы другой человек понял, кто ты, что ищешь, на что надеешься. В человеческих отношениях постоянно появляются кресты, и мы не знаем, наступает ли воскресение. Воскресение не приходит само по себе, необходимо попросить, чтобы оно наступило, необходимо перетерпеть эту боль, пойти и сказать правду самому себе, своему близкому человеку, сделать это, отправить это послание. Я не говорю, что, когда ты это сделаешь, все станет идеально. Нет, могут быть шипы, но очень хорошо, когда другой человек знает, кто перед ним. Если найдешь в себе мужество сказать это, то другой человек должен быть совсем бездушным, чтобы не умилиться и не сказать в ответ:

- Знаешь, я такой же, как и ты. Я тоже чувствую боль, неуверенность, я боюсь, я ревную, я боюсь смерти.

Это состояние уже объединяет нас, объединяет истины, которыми мы делимся, объединяет наши души и наши шипы. И тогда мы идем ко Христу, Который превращает наши шипы в розы и говорит:

- Это прекрасно, когда я вижу вашу искренность и правдивость!

От большой боли человек становится настоящим и кричит. Это и есть тот самый крест Христов, от которого рождается любовь

Невозможно быть на кресте и обманывать. Когда взойдешь на крест, закричишь, заплачешь, вспотеешь, запачкаешься, будешь окровавленным; неприятная картина, но эта подлинная картина твоей души. Только так ты поймешь, что от большой боли человек становится настоящим и кричит. Это и есть тот самый крест Христов в человеческих отношениях, крест, от которого рождается воскресение, от которого рождается любовь, сладость и красота.

Продолжение следует...
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/806463.html

рассказы, Церковь, Православие

Previous post Next post
Up