Книга Памяти...Россия...

Sep 28, 2015 11:01

Продолжение...
начало тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/625402.html

Сегодня мы вспоминаем....

Княжну Марию Михайловну Дондукову-Корсакову (1827-1909), сестру милосердия и благотворительницу.



Мария Дондукова-Корсакова родилась 9 октября 1827 года. Она была второй дочерью камергера Высочайшего двора Михаила Александровича Корсакова и княжны Марии Никитичны Дондуковой-Корсаковой, передавшей мужу свой княжеский титул.

Семья князя состояла из пяти сыновей, Александра (впоследствии Наместника Его Величества на Кавказе), Николая, Алексея, Никиты и Владимира и пяти дочерей - Веры, в замужестве графини Сиверс, Марии, Ольги, в замужестве Регекампф, Надежды, в замужестве Янович, и Софии, в замужестве графини Гейден.

Молодая княжна Мария росла, окружённая родительским вниманием, роскошью и богатством. Она была болезненным ребёнком и в юности (17-18 лет) страдала болями в позвоночнике, потребовавшими лечения за границей. Под влиянием ли болезни, а, скорее всего, по причине природной склонности, уже в эти годы княжну более всего интересовала благотворительная деятельность. Любовь к Богу, привитая матерью, неизменно побуждала её к милосердию в отношении обездоленных.

В 1849 году, когда княжне исполнилось 22 года, её болезнь настолько обострилась, что правая сторона тела оказалась в параличе. Поражённый параличом организм молодой девушки восстановился. Княжна была уверена, что исцеление ей принесло причастие Св. Тайн и молебен в петербургском Казанском соборе у иконы Богоматери. После этого она приняла окончательное решение посвятить свою жизнь благим делам.

Первый полевой госпиталь был организован княжной Дондуковой-Корсаковой в 1851 году в селе Полоное Порховского уезда Псковской губернии.

После начала Крымской войны добилась аудиенции у Николая I и получила разрешение на перемещение госпиталя на театр военных действий. На деньги деда (князя Никиты Ивановича Дондукова-Корсакова) организовала второй полевой госпиталь, который отправила в распоряжение командующего (св. князя А. С. Меншикова). Под Браиловым госпиталь попал под сильный обстрел, и княжна была ранена в голову. Л. Н. Толстой упомянул её в «Севастопольских рассказах».

Очевидно, в связи с отменой крепостного права в 1861 году, у Марии Михайловны возникла идея создания общины сестёр милосердия в одном из родовых имений. По её мысли, такая община должна была стать «всем для всех». Семья сочувственно отнеслась к намереньям княжны, и ей было отдано под общину село Буриги Порховского уезда Псковской губернии (владения Дондуковых-Корсаковых). Там и основала Мария Дондукова-Корсакова в 1861-62 гг. свою общину сестёр милосердия.

При учреждении общины Мария Михайловна пожертвовала капитал в 40 тыс. руб. серебром, проценты от которого могли обеспечивать деятельность общины. Она заручилась поддержкой императрицы Марии Александровны, которая взяла общину под своё покровительство и пожертвовала в её пользу 3 тыс. рублей. По совету архиерея Псковской епархии Платона Мария Михайловна назвала общину в честь своей тезоименитой святой - Марии Магдалины.
Община преследовала широкие благотворительные цели для крестьян. Сёстры оказывали им медицинскую помощь, ухаживали за больными, обеспечивали лекарствами, обучали крестьян и их детей грамоте, заботились о младенцах в страдное время, содержали небольшой пансион для пожилых людей, помещаемых за плату.



(Псков, часовня во имя Вознесения Господня. Ее соорудила община сестер милосердия святой Марии Магдалины, основанная в 1861 году княжной Дондуковой-Корсаковой)

Долго добивалась княжна возможности посетить Шлиссельбургскую крепость. После очередного отказа обратилась с просьбой заключить в крепость её саму. В 1904 году она, после усиленных хлопот и целого ряда неудач, наконец, добилась доступа к политическим арестантам Шлиссельбургской крепости. Многократно посещая их, княжна сблизилась с Верой Фигнер, Николаем Морозовым и другими политическими заключенными, целыми месяцами жила в Шлиссельбурге, всячески стараясь облегчить участь заключённых и помогая им, чем только могла, хлопоча о них перед властями, по большей части, безрезультатно. Преследуя свою цель - религиозное обращение неверующих политических арестантов, - она вовсе не навязывала им своих верований, относилась с полной терпимостью и уважением даже к их неверию и вызвала с их стороны глубокое уважение и симпатию к себе. После отправления Веры Фигнер в ссылку в Нёноксу (Архангельской губернии, на берегу Белого моря) княжна, несмотря на свой возраст, трудность пути и условий жизни в пустынном посаде, провела у В. Фигнер несколько недель (1904). Благодаря хлопотам Дондуковой-Корсаковой в Шлиссельбургской крепости была построена церковь, которой раньше там не было.

Помимо благотворительных дел Мария Михайловна Дондукова-Корсакова занималась и литературными трудами, имеющими своей целью пробуждать дремлющую совесть читателя. Она вела дневник и записывала в форме рассказов свои непосредственные воспоминания от общения с заключёнными. Также Мария Михайловна вела обширную переписку, в том числе и с графом Л.Н. Толстым, о спасении души которого княжна молилась даже накануне своей смерти.

1909-й год был последним годом её жизни, она умирала от рака груди.

В начале июля она пожелала собороваться. Таинство елеосвящения было совершено Преосвященным Кириллом, викарием Гдовским. До последних дней жизни она диктовала письма с просьбами за обездоленных. Н.Д. Жевахов вспоминал последние слова, которые он услышал от неё: «передайте Ольге Дмитриевне, чтобы она включила в нашу записку и досрочных».

Последние дни Марию Михайловну каждый день навещал Преосвященник Кирилл Гдовский.

«Живо помню, - писала Е.А. Воронова, - одно из его последних посещений княжны; оно продолжалось долго, а состояние ее здоровья тогда было очень плохо, ожидали со дня-на-день ее отшествия к Господу. Я находилась в соседней комнате. Когда Владыко вышел наконец из комнаты болящей, лицо его имело светлое выражение. “Я молился по просьбе Марии Михайловны вместе с нею, сказал он, о Льве Николаевиче Толстом”».

Даже в такие минуты, когда Мария Михайловна испытывала предсмертные муки, ее самоотверженная душа не переставала заботиться о спасении чьей-нибудь души.

А муки ее плоти были тогда очень велики. Рана на груди разрослась до того, что проела ее насквозь, она лежала на сплошной ране, ребра обнажались. И при этом ни ропота, ни жалобы. Только в самые предсмертные свои часы, когда благословляющая рука митрополита Антония легла на ее исстрадавшуюся голову, ее холодеющие уста прошептали: “я очень страдаю”».

Скончалась Мария Михайловна Дондукова-Корсакова 15 сентября 1909 года в окружении родных и близких.

Из воспоминаний Н.Д. Жевахова: «Необычайную картину представляла собой ее квартира в день ее кончины. Вся в белом лежала она в гробу, усыпанном белыми цветами… Стены комнаты были сплошь задрапированы белой материей и эта обстановка так красиво и поэтично говорила не о смерти, а о воскресении. У гроба - любимый образ Спасителя, кисти знаменитого в свое время Макарова.

Ее последнею волею было, чтобы отпевали ее в церкви Литовского замка…

Торжественная архиерейская служба среди ярко освещенного храма и пробивавшихся лучей солнца и кроткий лик покойницы, утопавшей в белых одеждах и белых цветах, вызывали какое-то необычайное чувство благоговейного сознания, что это не обычная смерть, а настоящий переход в лучшую жизнь истинно верующей души, соединение с Христом, которому покойная так радостно послужила всю жизнь. Эта мысль нашла прекрасное выражение в надгробной речи архиепископа Антония Волынского, подчеркнувшего значение личного подвига, степень своего личного участия в нем, высоту личной жертвы…

И, может быть, не один из присутствовавших на отпевании усопшей княжны, глядя на покойницу подумал со вздохом: - она давала всем все - и ничего, ничего не брала от окружавших ее, ничего не просила для себя… ».

Тело Марии Михайловны Дондуковой-Корсаковой перевезли в село Буриги Псковской губернии и похоронили в ограде церкви при основанной ею общине сестёр милосердия.

***

Георгия Андреевича Пономарёва - командира 242-го танкового батальона 28-й гвардейской танковой бригады 43-й армии Калининского фронта, гвардии капитана.



Родился 7 апреля 1914 года в деревне Ольгино Ржаксинского района Тамбовской области в семье крестьянина. Русский. Образование неполное среднее. Работал помощником машиниста в депо железнодорожной станции Ртищево Саратовской области.

В Красной Армии с 1936 года. В 1939 году окончил курсы младших лейтенантов. Служил командиром танкового взвода на Дальнем Востоке.

Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. Был командиром танковой роты, батальона. Воевал на Западном и Калининском фронтах. Участвовал в битве под Москвой, в обороне города Клин, в боях за город Ржев, в Духовщинской и Смоленской наступательных операциях. Член КПСС с 1943 года.

Командир 242-го танкового батальона 28-й гвардейской танковой бригады гвардии капитан Пономарёв отличился в Смоленской наступательной операции. В августе-сентябре 1943 года его экипаж уничтожил 7 противотанковых пушек, 5 автомашин, до 120 солдат врага. В бою 28 сентября 1943 года за город Рудня Смоленской области атаковал артиллерийскую батарею противника и обеспечил быстрое продвижение пехоты к окраине города. Вёл бой в горящем танке. Погиб в этом бою.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Пономарёву Георгию Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Похоронен в городе Демидов Смоленской области.

Имя Героя носил колхоз в дерене Ольгино Ржаксинского района.

Приказом Министра Обороны СССР от 29 марта 1965 года Герой Советского Союза Г.А.Пономарёв навечно зачислен в списки личного состава 346-го гвардейского ракетного полка РВСН СССР. В связи с расформированием воинской части приказом Министра обороны СССР от 5 марта 1998 года навечно зачислен в списки личного состава одного из ракетных полков 23-й гвардейской ракетной дивизии (г. Канск Красноярского края).

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалью «За отвагу».

***

Николая Васильевича Маркина - заместителя командира эскадрильи 274-го истребительного авиационного полка (278-я истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт) старшего лейтенанта.



Родился 30 сентября 1920 года в селе Большие Можары ныне Сараевского района Рязанской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 8 классов, аэроклуб.

В 1938 году был призван в Красную Армию. В 1940 году окончил Энгельсское военное авиационное училище. Служил на Дальнем Востоке. Член ВКП(б) с 1942 года.

На фронтах Великой Отечественной войны с апреля 1943 года. В составе 274-го истребительного авиационного полка 278-й истребительной авиационной дивизии воевал на Северо-Кавказском и Южном фронтах.

К сентябрю 1943 года заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Маркин совершил 85 боевых вылетов, в 35 воздушных боях сбил 16 самолётов противника. Как отмечалось в наградном листе: "...на Северо-Кавказском фронте с 19 апреля 1943 г. по 20 июня 1943 г. произвел 48 боевых вылетов, провел 21 воздушный бой, сбил 6 Ме-109,1 ФВ-190, 1 Ю-88 и Ю-87... На Южном фронте с 7 сентября 1943 г. произвел 37 боевых вылетов, провел 14 воздушных боев и лично сбил 4 Ю-87 и Хе-111..."

28 сентября 1943 года в воздушном бою с группой до 20 Ю-88, прикрытых 6 Ме-109, геройски погиб (так указано в наградном листе). По данным донесения о безвозвратных потерях - "не вернулся с боевого задания 27 сентября".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1943 года за образцовое выполнение заданий командования по прорыву сильно укрепленной полосы немцев и освобождение города Мелитополя и проявленные мужество и геройство старшему лейтенанту Маркину Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени (20.05.1943), Красной Звезды (18.05.1943), медалями.

Его имя носят улица в родном селе.

Продолжение следует...
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/697858.html

книга Памяти, Россия, герои

Previous post Next post
Up