Архимандрит Илия (Раго) - путь из католичества в православие...(ч.1)

Sep 20, 2015 11:01

...безусловно, люди высокой духовной жизни есть и за пределами Православия. Но настоящие Божии люди есть только в Православии!

(Архимандрит Илия (Раго))

Архимандрит Илия (Раго): «Я опытно пережил истинность Православия»

Разговор с французом, чьи поиски Бога и святости привели его к служению духовника в православной женской обители.

Архимандрит Илия родился в семье практикующих католиков и с детства искал ответ на вопрос, как стать святым. Поиски привели его сначала в Румынию, потом на Афон, где он провел год у ног старца Эмилиана. На родину, во Францию, он вернулся с тем, чтобы основать православный монастырь...



(Архимандрит Илия (Раго))

Шансы стать Папой таяли на глазах...

- Отец Илия, каким был ваш путь в Православие?

- Я не всегда был православным: до 30 лет исповедовал веру отцов. Родился я в религиозной семье истовых, как у нас говорят, практикующих католиков. С малых лет я уже искал возможности прикоснуться к святости, так как уже тогда понял: чтобы познать Бога, нужно самому в ту или иную меру стать святым.

- А как становятся святым в католичестве?

- Меня этот вопрос тоже интересовал с детства. Я даже донимал им своих школьных учителей, мы с ними беседовали на теологические и духовные темы. И к какому выводу я пришел? Чтобы стать святым в католичестве, нужно стать, во-первых, священником, потом епископом и, наконец, Папой. Если ты стал Папой - ты непогрешим. А я в школе был учеником весьма посредственным, так что шансы стать Папой таяли на глазах...

Но вопрос святости для меня был на самом деле прагматическим: как познать Бога? Если Ты, Господи, существуешь, - а я в это свято верил, - значит, мы можем Тебя познать! Все, что происходит в моей жизни дальше, убеждает меня: если Бог хочет, чтобы что-то реализовалось, то ничто человеческое, даже весь ход предыдущей истории, этому уже не в силах помешать.

За три года до того, как я уже было намеревался все-таки стать католическим священником, в моей жизни произошло духовное вмешательство, в результате которого я оказался в монастыре Преображения Господня в Обазине. Здесь католические монахи в поисках подлинного духовного опыта обратились к византийской богослужебной традиции.



(Монастырь Преображения Господня в Террасоне)

- Значит, католик перешел в Православие через Византию?

- Да, но это уже был не тот пышный обряд, каким его застали посланцы князя Владимира в Святой Софии Константинопольской. Я очутился в очень бедном монастыре, это был четвертый год его существования. Монахи жили в шалашиках. Нас было пятеро. Здесь я впервые увидел на лицах отблески света, какие, мне казалось, можно встретить разве что на иконах византийского письма. Для вас, в России, это нормально, а в современной Франции найти себя вдруг среди святых - ошеломляет. У нас тоже 1000-летняя, как и в России, история православного исповедания Христа, и уже тогда, в 1970-х, мы чаяли вновь обрести свои православные корни.

- Но вы обрели их все-таки не в Русской Православной Церкви, пусть и Зарубежной, а в Константинопольском Патриархате?

- Когда встал вопрос о присоединении к Православию, мы, к сожалению, из-за политической зыбкости режима в вашей стране тех лет не могли себе позволить присоединиться к Русской Православной Церкви. Мы часто об этом жалеем, потому что именно русские эмигранты вновь спустя столетия просветили Францию православной верой.

Эмиграция - это своего рода пусть и вынужденное, но отшельничество, уход от мира, очищение. Если бы не было русского исхода после революции в 1917 г., лично я не стал бы православным священником[1]. То, что произошло в России начала XX века, отразилось на моей жизни так, что я воспринимаю эти исторические перипетии не иначе как Промысл Божий обо всем мире.

В России, конечно, происходило ужасное: кощунства, убийства, разорение храмов и монастырей - но по молитвам Новомучеников Бог, принимая их жертву, даже последствия этих жутких злодеяний обратил в радость всему миру ко спасению многих людей.

Драма самоуничтожения

- Злодеяния и сейчас происходят повсеместно: на Украине, в Сирии, вообще на Ближнем Востоке. Многие задаются вопросом: как Бог попускает это?

- Виноват не Бог, а мы сами. Даже если я не воюю ни с кем напрямую, но негатив распирает меня изнутри, я уже создаю напряжение, которое, конденсируясь из множества таких же ментальных заторов, прорывается затем в этот мир военными конфликтами. Гибнут люди. Мы Священным Писанием предупреждены, что этот мир будет деградировать и деградировать.

- В чем же тогда смысл жертвы Новомучеников?

- Своей жертвой они свидетельствуют: все, что говорит Евангелие, - правда. Бог не безучастен! Он сделал и делает все, чтобы нас из этой драмы самоуничтожения извести. Весь Ветхий Завет говорит о том, что для этого было необходимо, а Новый Завет - о том, что Господом уже сделано для нас. Бог настолько тронут тем, что происходит на земле, что посылает Сына Своего Единородного в человеческом теле все эти муки пройти.

Христос Телом Своим умирает на Кресте. Как можно уверовать в то, что Он воскрес, не испытав потрясения от того, что Он умер? После всех трагедий Господь дарует воскрешение и нам. Новомученики осуществляют этот великий переход, собственно Пасху Царства.

Во всех обстоятельствах важно помнить, что Бог после Своего Воплощения - тоже Человек, пусть и Богочеловек, но Он нашими глазами видит все наши страдания. И если мы веруем в Него - преображает нас.

Даже если мы совершили ошибку, упали, Он проводит нас через испытания. Наша сила в том, чтобы покаяться, тогда нас вытолкнет в новый опыт: внутренний, исторический.

Как монахи-цистерцианцы жили на Афоне

- Как вы все-таки перешли из католичества в Православие?

- Однажды мой игумен отец Плакида (Дезей) отправил меня в Румынию на один месяц одного. А Бог меня привел там к старцам: архимандриту Клеопе (Илие), его все знают, а также к отцу Богиану (Софиу) из Бухареста и уехавшими потом на Афон отцам Петро и Паули. В общении с ними стало очевидно: Истина, искомая мною, - это жизнь с Господом, такая, какой она открылась мне в их сердцах. Так просто я и узнал Православие. Тогда уже я твердо решил, что стану православным. Еще не знал, когда это произойдет, но уже не сомневался: это то, что мне нужно.



(Архимандрит Плакида (Дезей))

- В то время вы уже присутствовали на православных литургиях?

- Конечно, я до сих пор помню литургию в одном из монастырей Бухареста: Божия милость открыла мне тогда глаза и позволила увидеть то, чего я прежде никогда не видел. У меня такие же глаза, как у всех: я могу увидеть только то, что могу увидеть. Но, оказывается, Бог может нам открывать Себя. В тот момент я пережил опытно: православная вера истинна, это, если можно так сказать, самый центр Богопознания, все остальное - около. Безусловно, это был полученный мною ответ от Бога на мою детскую интуицию и все мои последующие искания и терзания. Теперь все, чего я смутно чаял и, как мог, себе представлял, нашло свое ясное подтверждение.

Обо всем этом я, вернувшись во Францию, рассказал своему авве, и через год он предпринял такое же путешествие, которое совершил я. Он пообщался со всеми теми же старцами, с которыми ранее встретился я.

- Можно ли сказать, что старцы есть только в Православии?

- Прекрасный вопрос, но на него очень трудно ответить. Если вы хотите, чтобы я ответил из глубины своего сердца и моего, может быть, ограниченного кругозора, то и тут я должен признать: безусловно, люди высокой духовной жизни есть и за пределами Православия. Но настоящие Божии люди есть только в Православии! Я знаю очень многих католиков, которых невозможно ни в чем упрекнуть. Жизнь их безукоризненна. Они любят Бога и очень глубоко знают духовную традицию. Но только у православных старцев ощутима харизма жизни Духа Святого в Церкви, есть живое общение во Христе. Здесь это не интеллектуальный багаж и предчувствие, а сама жизнь. Замечательных людей полно и в других конфессиях. Но это люди - и только. Скорее их можно назвать пророками. А зачем ждать, что обетования осуществятся когда-то, если Царство Божие в силе уже пришло в Православии?

__________________________
Примечание:
[1] - Схиархимандрит Плакида (Дезей) был знаком с известными русскими богословами-эмигрантами архимандритом Киприаном (Керном) и Владимиром Лосским, которые во многом определили его путь в Православие. Впервые присутствовал на православной литургии в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже.
(по материалам: http://agionoros.ru)

Продолжение следует...
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/662860.html

католицизм, Праведники, Православие

Previous post Next post
Up