Продолжение...
Преподобномученик Адриан Ондрусовский
Преподобномученик Адриан (в миру дворянин Андрей Завалишин) - владелец богатого имения (Андреевщины) в 9 верстах от монастыря преподобного Александра Свирского († 30 августа/12 сентября 1533 г.). Во время охоты на оленя в 1493 году он случайно встретил преподобного Александра Свирского и после этого часто приходил к нему слушать наставления. Впоследствии он доставлял хлеб его сподвижникам. Оставив имение, он постригся в Валаамской обители с именем Адриан. Через несколько лет, по благословению преподобного Александра Свирского, преподобный Адриан поселился в уединенном месте на полуострове Ладожского озера. Там был построен храм в честь святителя Николая Чудотворца. Напротив поселения иноков, в дремучем лесу острова Сала (дебрь) укрывалась шайка разбойников под предводительством Ондруса. Встретившись с преподобным, атаман потребовал, чтобы иноки покинули свое место. Преподобный Адриан, не имея у себя денег, чтобы предложить выкуп за место, обещал атаману ходатайствовать за него перед Богом. Разбойник смеялся над преподобным, но тот так долго и смиренно умолял его, что атаман смягчился и сказал: «Живите».
Этот атаман вскоре попал в плен к другой шайке, прятавшейся неподалеку на каменистом Сторожевском мысу. Несчастный знал, что после страшных истязаний его ожидает смерть, и горько раскаивался в прежней жизни. Вдруг он увидел перед собой преподобного Адриана, который сказал: «По милосердию Господа, для Которого просили у тебя пощады пустынному братству, ты свободен», - и исчез. Атаман увидел себя без оков на берегу и никого вокруг. Пораженный, он поспешил в обитель преподобного Адриана и нашел всех подвижников на псалмопении. Оказалось, что преподобный не выходил из обители. Разбойник пал к ногам настоятеля и просил принять его в братию. Оставленный в обители, он окончил жизнь в покаянии. Также раскаялся и разбойник другой шайки. По молитвам преподобного Адриана он принял постриг с именем Киприан. А впоследствии основал на месте притока обитель и прославился чудесами.
По святости жизни преподобный Адриан был известен самому царю Иоанну Грозному, поэтому обитель получала вклады. Преподобный был приглашен для восприятия от купели св. крещения дочери Иоанна Грозного Анны, в августе 1549 года. Когда святой старец возвращался из Москвы в свою обитель и уже недалеко был от нее, близ селения Обжи злые люди напали на него и убили; злодеи надеялись найти у него деньги и не нашли ничего.
Братия долго и напрасно ожидали его возвращения; спустя два года в одну ночь явился преподобный Адриан нескольким старцам Ондрусовой пустыни, рассказывая о страдальческой своей кончине, указал место, где злодеи скрыли его тело и повелел перенести оное в обитель. На другой день, 17 мая, братия обрели его нетленное тело в болоте и предали погребению у стены церкви в честь святителя Николая. В скором времени стали чтить его память как святого. В акте 1659 года сказано: «Милостиво преподобного отца нашего начальника игумена Адриана дан вклад в дом Пречистыя Богородицы и чудотворцу Адриану» (Юрид. акты, № 128).
Император Александр I, обозревая в 1819 году Олонецкую губернию, пожелал поклониться преподобномученику Адриану, взял в проводники крестьянина и без свиты отправился ко гробу преподобного. Здесь долго молился он со слезами, а потом прислал в обитель церковные сосуды и богослужебные книги. В 1828 году мощи преподобного Адриана перенесены в новый каменный храм Введения Богоматери. В рукописном Олонецком требнике под 17 числом мая замечено: «Сей день перенесения мощей преподобного отца нашего Адриана, игумена Николаевского монастыря, на Ладожском озере, на Ондрусовом острове, в Олонецком уезде, новаго чудотворца, а память его празднуется 26 августа».
Андрусова пустынь была основана учеником прп. Александра Свирского прп. Адрианом Андрусовским в первой половине XVI века на каменистом полуострове восточной части Ладожского озера. При жизни прп. Адриана были построены две церкви - введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца. После установления в Карелии советской власти Андрусова пустынь была закрыта, на ее бывших землях организовали советское хозяйство имени Володарского. Никольская церковь попала в список памятников архитектуры Карело-Финской ССР, но это не спасло ее от варварского разрушения. При советской власти от храмов практически ничего не осталось, сохранились лишь руины Введенского (летнего) и Никольского (зимнего) храмов, фундаменты монастырской ограды с башнями и шести жилых зданий.
(Никольский Адриано-Андрусовский мужской монастырь, восстанавливается)
В 2011 году началось возрождение монастыря на исторической территории Андрусовой пустыни. К настоящему моменту построены два братских корпуса, начато строительство третьего. В одном из них теперь находятся домовый храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и братская трапезная. Ведутся раскопки руин Введенского и Никольского храмов. Над местом, где под спудом почивают мощи прп. Адриана Андрусовского, сооружена часовня с ракой. Для хозяйственных и бытовых нужд построены подсобные помещения. Произведен ремонт (осушение и выравнивание) ведущей к монастырю лесной дороги.
В обители постоянно проживают шесть человек братии, четверо из них иеромонахи, регулярно совершается Литургия. Монастырь существует и развивается на частные пожертвования. По мере распространения информации о подвижнических условиях жизни насельников понемногу увеличивается число прихожан из поселка Ильинский и близлежащих населенных пунктов.
(братия монастыря)
Молитва преподобному Адриану, игумену Ондрусовскому, Олонецкому чудотворцу
О преподобне отче Адриане, угодниче Божий, пустынный жителю, послушниче Христов! Ты убиение от нечестивых человек по наущению вражию претерпел еси, но Господь Бог деснаго стояния Своего со святыми тя сподоби. Сего ради к раце честных мощей твоих припадаем и молим тя усердно: буди молитвенник ко Господу Богу о нас грешных, святыми твоими молитвами сохрани нас от всякаго зла, огня, глада, потопа и всякия болезни и внезапныя смерти, и умоли Господа Бога даровати нам оставление грехов, деснаго же стояния и нас сподобити, да непрестанно прославляем Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Священноисповедник Георгий Коссов, пресвитер
Память 26 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родились 4 апреля 1855 года в с. Андросово Дмитровского уезда Орловской губернии в семье священника.
По окончании сельской школы поступил в Орловскую духовную семинарию. В старших классах семинарии сделался духовным сыном оптинского старца о. Амвросия.
После окончания семинарии Георгий пошел учительствовать к себе на родину, в Дмитровский уезд. Работал учителем, заведующим земской школой.
Женился на сироте-бесприданнице, Александре Моисеевне.
В декабре 1884 года был рукоположен во священника к Преображенскому храму села Спас-Чекряк, в один из самых отдаленных приходов глухой части Болховского уезда Орловской губернии.
Приход был очень бедный, всего 14 дворов, так себе хуторок маленький. Церкви там настоящей не было, а стояла ветхая, покосившаяся часовенка, щелевками сбитая, где и отправлялось богослужение, и так в ней было холодно, что даже Св.Дары в Чаще замерзали... Обширный церковный дом требовал капитального ремонта.
Ночью по прибытии начались "страхования": ясно слышался какой-то вой и шум; кровать, на которой лежал о.Георгий, кто-то качал из стороны в сторону. Наконец он был выброшен какой-то силой из кровати на пол, причем голос снова проговорил: "лучше уходи отсюда, все равно мы тебя выживем". Смущенный о. Георгий обратился за советом к прп. Амвросию Оптинскому, и тот ответил:
"темная сила не имеет никакой силы над человеком, если не будет попущения для его вразумления и исправления, и верующий человек, а тем более иерей не должен ее бояться. Ему известно, чем и как побеждаются козни диавола". А на жалобу о невозможном состоянии храма в селе Чекряках, прп. Амвросий сказал только одно: "а ты строй новый, большой и каменный".
Вернувший, о. Георгий стал служить ежедневно (к неудовольствию псаломщика). "Страхования" больше не повторялись. Небольшой приход стал прирастать жителями соседних сел. Прихожане понемногу стали привязываться к своему пастырю и ценить его служение. Тогда он в беседах с народом обратил внимание на печальное состояние, в котором находится храм, и на необходимость выстроить новый. Его слово нашло отклик в сердцах прихожан. На общем их собрании было решено выстроить новый, более обширный храм, притом каменный. Был послан в разные города сборщик для получения доброхотных даяний верующих, кроме специального сбора в храме, который проводился во время каждого богослужения, нашлись и жертвователи, приносившие о.Георгию иногда значительного размера суммы.
Хозяйственную деятельность батюшка начал с того, что устроил небольшой кирпичный завод. На нем работали прихожане. Для приезжих был выстроен из собственного кирпича страннический дом - подобие гостиницы.
Еще в 1885 г., при отсутствии подходящего здания, о. Георгий обучал 50 мальчиков в доме, снимаемом им под школу. Затем священник при¬обрел этот дом и устроил в нем школу грамотности, преподавал в ней Закон Божий и светские дисциплины. В 1894 г. в Спас-Чекряке была построена кирпичная одноклассная церковно-приходская школа на участке земли, пожертвованном им же и госпожой Всеволожской. На следующий год Орловский епархиальный училищный совет решил открыть в селе первую в епархии второклассную церковно-приходскую школу, новое здание которой было освящено 22 октября 1896 г.
О. Георгий в школе для мальчиков устроил интернат на 80 человек (всего училось примерно 130), библиотеку на 500 книг, две мастерские: слесарно-токарную и столярную, образцовую пасеку на 30 ульев (на пчеловодческой выставке в Волхове была получена почетная грамота); купил землю при школе и развел на ней огороды и фруктовый сад из 400 деревьев. Для обучения батюшка, следивший за достижениями науки, купил даже электрическую машину.
Второклассная школа в Близне, рядом со Спас-Чекряком, которой заведовал батюшка Георгий, стала образцовой. В дальних деревнях прихода им были организованы еще несколько церковно-приходских школ: в деревнях Сиголаево (1898), Шпилево (1898) и Меркулове, в которых о. Георгий был попечителем и законоучителем. На обучение крестьян шли доходы двух-трех имений. В 1902 г. были возведены новые кирпичные школьные здания.
К 1903 г. был построен приют для девочек - невиданное дотоле место спасения сироток со всей России. Приют был освящен 27 июня 1903 года. Сюда поступали по боль¬шей части круглые сироты, девочки из крайне бедных семей, от трех лет и старше. Трехэтажный красивый кирпичный дом, построенный столичным зодчим, был рассчитан на 160 детей, в первый год их было около 30. На первом этаже располагалась столовая, чайная, кухня, башмачная мастерская, на втором - приемная для посетителей (зал), классы, ткацкая мастерская, квартиры начальницы, ее помощницы и учительниц, в верхнем - спальни и гардеробная. В светлом зале - «молельне» находились два большие киота с боковыми маленькими отделениями, куда девочки помещали свои простые иконы - родительское благословение. Когда девочке исполнялось 14 лет, батюшка заказывал кованый сундук и все годы до выхода из приюта «набивал его добром» - будущим приданым. К мудрому пастырю пришли верные сподвижники - педагоги и воспитатели. Так, паломницей в Спас-Чекряк приехала княжна Ольга Евгеньевна Оболенская и осталась воспитательницей приюта, потом заведующей.
В 1905 г. освятили во имя Преображения Господня главный престол нового каменного храма. Старая церковь была аккуратно разобрана и на ее месте построен еще один, маленький, храм. В нем почиталась икона Божией Матери «Утоли моя печали».
Кирпичный дом самого о. Георгия отличался скромностью обстановки. Крылечко, как у русских теремов XV-XVI вв., вело в прихожую. Далее находилась комната, совмещавшая зал и столовую. «Посредине стоял большой квадратный стол, в дальнем углу фисгармония, в простенке очень большие часы с завывающим боем, диван с продавленными пружинами, несколько стульев и душистая герань на широких подоконниках». Далее дверь вела в небольшую, «весьма бедную» комнату батюшки, где он принимал посетителей, сидя в большом кресле с очень высокой спинкой.
О.Георгий стал известен за пределами Болховского уезда. К нему скоро стали обращаться за советом и утешением интеллигентные люди, причем некоторые из них приезжали издалека, например из Москвы. Известны случаи исцелений больных и получения помощи в беде по молитвам о.Георгия. Высоко чтил подвижника св. Иоанн Кронштадтский и выговаривал орловским паломникам, зачем они ездят к нему, когда у них есть такой благодатный, святой батюшка, заслуживший своей богоугодной жизнью любовь Господа.
(источник сщисп. Георгия Коссова в Спас-Чекряке)
Осень 1918 г. красноармейцы приехали за батюшкой, чтобы забрать его в тюрьму. Но увидев его необыкновенную кротость, смирение и любвеобильность, несколько даже растерялись: как такого человека арестовывать. А о.Георгий благодушно давал им наказ: выполнить то, за чем пришли, а испугавшуюся матушку успокоил: "Я вернусь".
В уездной Болховской тюрьме не ведали, что делать с новым знаменитым арестантом, как же записать его во враги народа? На свои средства содержал сиротский дом, несколько школ, кирпичный завод, больницу, всегда помогал крестьянам. Люди его любили и стеной были за него. Власти выпустили его из тюрьмы, опасаясь народного гнева.
В село стали посылать всяких уполномоченных, разные комиссии. Устраивали обыски, описывали вещи священника, ставили на особый учет прихожан. Власти преобразовали батюшкино хозяйство в сельхозартель. Из Орла пришло распоряжение, чтобы новых сироток в приют не брать, а тем, которым исполнилось 18 лет, искать себе новое пристанище.
Зачастили в село и обновленцы, искушая о.Георгия благами. Но священник решительно отказался стать на ложный путь обновленцев. Тогда обновленцы, стали писать на него доносы, что батюшка настраивает народ против власти.
В 1922 г. в село прибыла комиссия по изъятию церковных ценностей и потребовала сдать все изделия из серебра и золота. Ценностей у священника не оказалось, тогда его обвинили в укрывательстве, арестовали, отправили уже не в уездную тюрьму, где могли проявить какое-либо снисхождение, в губернскую.
В тюрьме начались бесконечные допросы священника о якобы сокрытом золоте. О.Георгий давал смиренные и кроткие ответы. Порой тюремные служители получали от него пророческие предсказания. И пребывали в опасении и недоумении, как поступить с ним? Желая унизить его сан, служители тюрьмы давали о.Георгию выполнять грязные унизительные работы. Но другие арестанты сами стремились их сделать, всячески ограждая полюбившегося им батюшку от утеснений. Власти не смогли предъявить батюшке улик его виновности и снова были вынуждены его отпустить.
О. Георгий вернулся в Спас-Чекряк и продолжил свое служение. В страшную пору гонений он ободрял своих прихожан:
"Главной причиной людских бед является наша грешная жизнь и отступление от Бога. Но это пройдет. Скорбями и страданиями Россия очистится от грехов и обратится к Богу. Царица Небесная не оставит наш народ и будет молить за нас Сына Своего нашего Спасителя Иисуса Христа. И Господь Бог смилуется и простит грехи наши и даст людям спокойствие и благоденствие. Когда это случится, вновь явится икона Казанской Божией Матери и будет прославлена в третий раз".
Жизненные невзгоды и неустанные пастырские труды подорвали здоровье священника. Начались боли в желудке, печени. Болезнь сковывала так, что не было сил встать на ноги. По откровению от Бога о.Георгий знал свой смертный час, ожидал его спокойно, вспоминая с благодарностью великие благодеяния Божии, явленные ему.
Скончался 8 сентября 1928 года в селе Спас-Чекряк, где и был похоронен у алтаря.
Супругу о. Георгия, Александру Моисеевну, ее брата, учителя школы в Чекряке Михаила Зернова и дочь Елену с тремя детьми и мужем изгнали из Чекряка и сослали на север.
В 1936-1940 гг. была разобрана на кирпич Преображенская церковь, после войны такая же участь постигла школьные здания (сохранились только больничный корпус, используемый под жилье, развалины амбара и погреба). Но продолжали совершаться благодатные знамения по молитвам у могилы или колодца, которые власти приписывали невежеству народа. Последовало запрещение служить панихиды на могиле. Ее не раз срывали и заравнивали вокруг землю. Но паломничество не иссякало. В 1959 г., несмотря на запрещение, православные люди насыпали могильный холм, на котором в начале 1980-х гг. установили памятник и оградку.
(могила священноисповедника Георгия Коссова)
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Святые мощи исп. Георгия были обретены 9 декабря 2000 года, когда после четырехдневных раскопок был найден гроб в дубовом саркофаге, а в нем - останки батюшки, митра (ранее не было известно, что он был награжден ею), крест в правой руке, Евангелие в латунном окладе.
Тропарь
глас 4
От юности взявши ярем свой / и Господу пламенно в священстве послуживши/, священноисповедниче Георгие, / тем у Господа сподобился Божественного прославления. / Подвиги и чудесы Твои мы, вспоминая / молим святе Георгие / неотступно буди с нами, любящими Тя, / верно и свято чтущими память Твою.
Кондак
глас 6
Чудесы и подвиги украшенный / святое житие оставил еси нам в память / мы же с любовию верно чтуще Тя, / молим покрывай нас от всех бед и напастей / святою своею любовию / священноисповедниче Георгие.
Молитва священноисповеднику Георгию Коссову
О, преблаженне отче наш Георгие! Призри ныне от горния славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехи многими, твоея помощи и утешения умильно просящих. Темже молим тя, отче святый, испроси и нам у Бога благоприятное и спасительное время на покаяние. Да отпустит Всемилостивый Господь народу нашему грехи за предание и убиение Царя, Помазанника Божия, за осквернение и разорение храмов Православных, за поругание всякия святыни земли Русския. Вемы яко осуетихомся умом и сердцем предахомся непотребным и лютым страстем, благочестие презрехом, паче же бесовское нечестие возлюбихом. Простри убо ныне молитвенно руцы твои ко Владыце всех и Господу, и испроси щедродательную Его милость да избавит нас от беззаконий наших, от всяких бед и скорбей за еже на ны пришедших, от расколов и ересей и от гонений иноплеменников на Церковь Православную. Веруем, отче всеблаженне, яко аще Христовою любовию возлюбил еси ближния твоя еще на земли тебе бывшу, кольми паче любиши вся ны и на небесех ныне водворяяся. Умоли, священноисповедниче наш Георгие, купно со всеми Мученики и Исповедники, Господа Бога Царя Сил, да подаст и нам грехов прощение, да процветет в России вера Православная и водворится паки ликование праведных.и да возстанет из забвения престол православных царей. Не презри убо молений наших, изливаемых ныне пред тобою, и вознеси я ко всещедрому Богу, яко кадило благовонное, да твоими ходатайствы почиет благодать Его во граде нашем, идеже почитаются преславное имя и многоцелебные мощи твои. Темже сохраняеми твоим предстательством, мирно и благочестно да поживем в веце сем, да никтоже во уповании своем на тя посрамлен будет, и да обрящем благодать и милость Господа нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Священномученик Виктор Элланский, пресвитер
Священномученик Виктор Васильевич Элланский родился 16 сентября 1874 года в селе Плоское Остёрского уезда Черниговской губернии в семье священника. По окончании в 1914 году Киевской Духовной академии был рукоположен во иерея к одному из храмов Киева. Являлся одним из близких помощников митрополита священномученика Владимира (Богоявленского). В 1924 году отец Виктор был арестован, приговорен к 3 годам ссылки. Вернувшись после ее окончания в Киев, возобновил служение, был возведен в сан протоиерея. Вторично арестован в марте 1929 года и был заключен в киевский дом предварительного заключения. В октябре приговорен к 3 годам ссылки, которую отбывал в Иркутской области.
После окончания срока ссылки священнику Виктору Элланскому было запрещено проживать в 12 областях страны. В январе 1934 года он поселился в городе Мичуринске Тамбовской области, получил благословение Тамбовского и Мичуринского архиепископа священномученика Вассиана (Пятницкого) служить в храмах епархии. В Мичуринске отец Виктор проявил себя как ревностный пастырь, часто служил, причем не только в городе, но и в окрестных селах. В марте 1935 года священник был арестован, заключен в тюрьму Мичуринска. На состоявшемся в тот же день допросе его обвинили в «антисоветской агитации», которая заключалась в том, что священник «говорил верующим о недолговечности советской власти и предсказывал ее скорую гибель». Отец Виктор виновным себя не признал и пояснил: «Всякая власть является данной Богом, я, как человек, глубоко верующий, признаю советскую власть как власть, данную Богом». 18 декабря 1936 года выездной сессией спецколлегии Воронежского облсуда священник Виктор Элланский был приговорен к 5 годам тюремного заключения. Впоследствии тюремное заключение было заменено на лагерное, и 15 апреля 1936 года он прибыл в Карагандинский ИТЛ где, работал счетоводом в лагерном пункте «Алихан».
В 1937 году отец Виктор был арестован в лагере, обвинялся в том, что «среди лагерников проводил к/р агитацию пораженческого характера, заявляя: «Советская власть скоро будет уничтожена Богом»... Наряду с ведением к/р агитации Элланский проводил и богослужения, группируя вокруг себя бывших попов. Будучи религиозным до фанатизма на Троицу пел тропарь Троицы и др.» Священномученик виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал.
Расстрелян 8 сентября 1937 года по приговору тройки УНКВД по Карагандинской области от 31 августа. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.
Священноисповедник Николай (Могилевский) Алма-Атинский, митрополит, обретение мощей
Священноисповедник митрополит Николай (в миру Феодосий Никифорович Могилевский) родился в Екатеринославской губернии в семье псаломщика в 1877 году в день Святой Пасхи. Закончил Семинарию и служил псаломщиком и учителем. В 1904 году стал послушником Ниловой пустыни, очень скоро был пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха. Поступил в Московскую Духовную Академию, был рукоположен в игумена и назначен инспектором Полтавской Семинарии. Революция застала отца Николая в сане архимандрита и в должности настоятеля Елецкого Успенского монастыря в Иркутске.
В 1919 году архимандрит Николай был рукоположен во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. А через несколько лет он был назначен епископом Тульской епархии. В 1924 году владыку арестовали в Москве в группе архиереев, и некоторое время он провел в тюрьме. В 1927 году он стал епископом Орловским, но был вынужден уйти на покой. В 1932 году владыка был арестован в Орле. На допросах в ГПУ святитель Николай дал следующие показания: "Антисоветская деятельность моя была проявлена в следующем виде: я принимал у себя и оказывал приют репрессированным Сов. властью за антисоветскую деятельность. Так, я предоставил квартиру и материальную помощь. Я пересылал деньги через близких родственников находящимся в ссылке... Оказывая материальную помощь, я считал их страдальцами за веру, укреплял их морально, укреплял их способность бороться за дело религии. Из мест заключения духовенства я получал известия об их жизни и, в свою очередь, сообщал о своей. …я болел душой за закрытие Сов. властью монастырей...".
Священноисповедника приговорили к 5 годам концлагерей. Через четыре месяца после вынесения приговора владыку отправили в Мордовию в город Темников, оттуда в Чувашию в город Алатырь и, наконец, в Саров.
После освобождения из лагеря епископ Николай какое-то время не получал назначения на кафедру. В этот период по вызову Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) он часто приезжал в Москву для исповеди митрополита Сергия и помощи в делах Патриархии. В 1941 году владыка Николай был возведен в сан архиепископа и в том же году арестован и отправлен в ссылку в Казахстан на 5 лет. В ссылке владыка стал жить в городке Челкар, который представлял из себя несколько глинобитных домов. Чтобы не умереть с голоду, владыка собирал милостыню. Так он прожил до осени 1942 года.
Ослабленный голодом и тяжелыми условиями жизни, владыка был так истощен, что, однажды потеряв сознание, упал на дороге. Его подобрал один татарин, отвез в больницу и каждый день приносил ему пару лепешек, несколько яиц и немного сахара. Когда святитель смог вставать на ноги, его должны были выписать из больницы, но идти ему было некуда. И тогда за ним пришел тот самый татарин и забрал святителя из больницы. Когда появилась возможность служить, владыка начал совершать богослужения в доме одной женщины, потерявшей на войне мужа и двух сыновей. Затем жителям Челкара удалось выхлопотать разрешение и построить молитвенный дом. Владыка служил в собственноручно сшитом холщовом облачении, иерейским чином. Он также крестил, венчал, отпевал усопших. В 1943 году Патриарх Сергий направил в Совет по делам Русской Православной Церкви заявление, в котором просил об амнистии 26 священнослужителям, в числе которых был и архиепископ Николай. Но освобождения из ссылки так и не последовало. Только в 1945 году владыка Николай был назначен на Алма-Атинскую кафедру, через 10 лет он получил свою последнюю церковную награду - возведение в сан митрополита. В том же 1955 году в канун празднования Иверской иконы Божией Матери святитель скончался.
Митрополит Николай (Могилевский) был прославлен в сонме новомучеников и исповедников веры православной на Архиерейского Собора 2000 года.
8 сентября 2000 года по благословению архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия (Кутепова) честные мощи святителя-исповедника Николая были обретены на городском кладбище и перенесены в Никольский собор г. Алма-Аты.
(Никольский собор Алма-Аты)
(рака с мощами священноисповедника митрополита Николая Могилевского)
Тропарь святому священноисповеднику Николаю (Могилевскому)
глас 7
Яко светозарное светило, / лучами Божественных дарований сияющее, / яви тя Солнце Правды Христос Бог наш, / тьму безбожия и злонравия далече отгоняюща, / и зарями богопознания осияюща вопиющих верно: / Радуйся, святе Николае, / Христов исповедниче и Казахстанский чудотворче.
Кондак святому священноисповеднику Николаю
глас 8
Избранный от Предвечнаго Архиерея и Церкви Зиждителя, / данный Казахстану ходатаю изрядный и заступниче пречудный, святителю Николае, / ублажая подвиги и труды твоя, / любве ради Господа тобою подъятыя, / восхваляем дивнаго во святых Своих Бога нашего, / давшаго тебе благодать величия Своего / и научившаго нас любовию пети тебе: / Радуйся, святе Николае, / Христов исповедниче и Казахстанский чудотворче.
Величание святому священноисповеднику Николаю (Могилевскому)
Величаем тя, Христов исповедниче, святителю Николае, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.
Мученики Димитрий Морозов и Петр Богдан
Мученик Дмитрий Михайлович Морозов родился в 1875 году в деревне Мельниково Яранского уезда Вятской губернии. С 1911 по 1914 год он служил в армии. 27 ноября 1936 года Дмитрий Михайлович был арестован по обвинению в участии в «контрреволюционной группе церковников», а 27 марта 1937 года особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 5 годам ИТЛ. Мученик находился в заключении в тюрьмах городов Яранска Кировской области и Кирова, позднее - города Петропавловска Северо-Казахстанской области. 16 мая 1937 года он был переведен в Ортауское отделение Карагандинского ИТЛ.
Мученик Петр Васильевич Бордан родился в 1895 году в селе Слободзея Херсонской губернии. Известно, что с 1915 по 1917 год он служил в Царской армии. Как он жил дальше мы не знаем, но 4 февраля 1936 года он был арестован за то, что отказался вступать в колхоз. Петр Васильевич был приговорен к 3 годам исправительно-трудового лагеря и отправлен отбывать наказание в Ортаусское отделение Карлага НКВД (Карагандинская область, Казахстан).
7 августа 1937г. уполномоченному Карлага на Дмитрия Морозова и Петра Бордана поступил рапорт, в котором говорилось: «...з/к Морозов и з/к Бордан... работы никакой не делают, но занимаются систематически а/с агитацией. Считают, что советская власть антихристова, построена на насилии, а надо служить только Богу. Пели: «Боже, Царя храни», «Спаси, господи, люди Твоя» и другие молитвы. В лагере не работают, заявив, что на антихриста они работать не будут. Бордан в своих суждениях осторожнее, но путем умелого психологического подхода был вызван на откровение о том, что в советских учреждениях работать из религиозных убеждений не будет. С утра до вечера Морозов и Бордан демонстративно занимаются церковной службой в присутствии других заключенных. Заявляют: «Эту власть Бог послал в наказание за наши прегрешения. Время последнее: аэропланы, радио, автомобили и др. - выдумка дьявола и антихриста. Все изобретения в области техники направлены на уничтожение людей. Можете не работая жить, мы 9 месяцев жили не работая и с помощью Божией не умерли». Из-за них до 6-7 человек не выходят на работу».
22 августа 1937 года мученики Бордан Петр Васильевич и Дмитрий Михайлович Морозов были арестованы. 31 августа 1937 года Особой тройкой УНКВД по Карагандинской области Петр Васильевич Бордан и Дмитрий Михайлович Морозов были приговорены к расстрелу и 3 сентября расстреляны.
Мученики прославлены в лике святых Архиерейским юбилейным Собором РПЦ в 2000 году.