Христос посреди нас!
В рождестве девство сохранила еси,
во успении мира не оставила еси, Богородице,
преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,
и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. (Тропарь).
Наверняка не христиане удивляются и недоумевают:
странные они, православные- смерть Матери их Бога для них Праздник!
Отчего же для нас, православных это большой Праздник?
Из Евангелия мы помним, что Господь оставил Богородицу на попечение своего любимого ученика - апостола Иоанна. И из церковного предания нам известно, что Богородица после Распятия Спасителя жила в Иерусалиме - в доме его родителей.
Когда царь Ирод начал гонения на христиан, то Богородица вместе с ап. Иоанном удалились в Эфес, а позднее вновь вернулись в Иерусалим.
Однажды, во время молитвы у Гроба Господня (а по преданию Матерь Божья ходила к нему каждый день) к Богородице явился Архангел Гавриил. Он сказал: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время». Так он сообщил Деве Марии, что Ее земные дни сочтены.
Перед своей кончиной Матерь Божья хотела увидеть апостолов, которые разошлись по разным странам проповедовать Слово Божье и Сам Святой Дух собрал их у её ложа.
По успению Богородицы все собравшиеся наблюдали, как Сам Господь Иисус Христос в Славе сходит с Небес и забирает Пречистую её душу.
После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. За этим и застал их опоздавший к погребению апостол Фома, именуемый Близнец. Он, этот апостол всегда опаздывал. Так его не было в комнате, когда остальным апостолам от одиннадцати впервые явился Воскресший Господь. Так он опоздал и в этот раз.
Он был так опечален и так плакал, что другие апостолы отворили камень гробницы, чтобы Фома тоже мог проститься с Матерью своего Бога. Когда это случилось, то все пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, - остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание. Никто не мог понять произошедшего...
Тайна раскрылась в этот же день позднее, когда все апостолы собрались за обеденным столом.
В этот момент им явилась Богородица в окружении ангелов и сказала: «Радуйтесь! - ибо Я с вами во все дни».
И действительно, великий повод для радости! Если в своей земной жизни Божья Матерь могла помогать только избранным людям, только тем, которые проживали в Иерусалиме или приезжали в этот город, то теперь Богородица раскинула свой спасительный Покров на всех людей Земли. Все мы теперь имеем её первой заступницей пред её Сыном и Богом нашим.
Это приобретение мы и празднуем в сей день и радуемся, по призыву Пресвятой Девы Марии.
Радуемся и величаем:
Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего,
и всеславное славим Успение Твое..
Существует православное предание (о нем я писал чуть выше), что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба.
С тех пор Церковь празднует это событие. В нем все - воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это и день Ее рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше ангельских чинов, день свидетельства о том, что обетования Господни непреложны, о жизни и о чуде Воскресения…
Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, в день Успения Богоматери (с 595 г.) праздник сделался общецерковным. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V вв. присоединяется и другая - обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).
Гробница Богородицы
Пречистое тело Матери Божией было погребено, как Она и просила, в гробнице где ранее были похоронены её родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Гробница Богородицы находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). В V веке на месте погребения был возведен храм. Существует предание, что ранее св. равноапостольной Еленой здесь была построена базилика. В 614 г. храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась.
(Гробница Богородицы, вид от северного входа в кувуклию. Красным покровом покрыт православный престол, установленный над священным ложем)
В 681 году гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого Вселенского Собора. По преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.
Сейчас над гробницей стоит пещерная церковь Успения Богородицы.
(Церковь Успения Богородицы в Гефсимании, фасад XII века)
Храм принадлежит грекам и армянам. Именно сюда по традиции перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы по тому же пути, каким некогда апостолы несли на погребение тело Божией Матери.
Почитание Успения Пресвятой Богородицы на Руси
Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утверждал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии († 453; память 10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме. В 866 г. русский флот подошел к Константинополю, и город был осажден язычниками. Император и Патриарх Константинопольский молились всю ночь во Влахернском храме, а затем погрузили погребальную ризу Богоматери в море. Внезапно поднялась буря и разметала русские корабли в разные стороны. Русь потерпела поражение, которое знаменовало победу христианства.
Именно это событие способствовало особому почитанию русскими Богоматери, ее Успения и риз. Богоматерь стала покровительницей русского воинства, а праздник Покрова, посвященный ризам Богоматери,- праздником, который до XIX в. праздновался только в России. Сам Влахернский монастырь, Покров и Успение приобрели особое «военное», «защитное» значение для Руси. Вот почему со времен святого князя Владимира главные храмы главных городов Руси оказались посвящены именно празднику Успения Пресвятой Богородицы: соборный Киевский храм, Десятинная церковь. Так же и строительство Софийских соборов, воспринятое от Византии, постепенно перешло в традицию строительства соборов в честь Успения. Примечательно, что первая княжеская церковь в Киеве, воздвигнутая святым равноапостольным князем Владимиром после крещения Руси, - Десятинная - была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так же и строительство Софийских соборов, воспринятое от Византии, постепенно перешло в традицию строительства соборов в честь Успения Божией Матери. Среди знаменитых Успенских храмов и монастырей сегодня можно назвать Свято-Успенские Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Пюхтицкий Успенский женский монастырь, Успенские соборы во Владимире, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Успенский храм Новодевичьего монастыря.
(Успенский кафедральный собор в Московском Кремле)
Еще раз всех с Праздником!
Храни нас всех Господь и Матерь Божья!
С любовью,
рб Дмитрий