Продолжение...
Праведный Евдоким Каппадокиянин
Праведный Евдоким, уроженец Каппадокии (Малая Азия) жил в IХ веке в царствование императора Феофила (829-842). Он был сыном благочестивых христиан Василия и Евдокии, знатных родом и известных императору. Праведная жизнь святого Евдокима целиком была направлена на угождение Богу и помощь ближним. Дав обет безбрачия и целомудрия, он избегал разговоров с женщинами и не смотрел на них; только со своей матерью, которую глубоко чтил, он вел душеполезные беседы. За добродетельную жизнь император назначил святого Евдокима правителем Харсианской области. Исполняя свои обязанности как Божий слуга, праведный Евдоким управлял людьми и судил их справедливо и с кротостью, заботился о бедных, о сиротах и вдовах, был защитником обижаемых. Личные христианские подвиги, которые он нес втайне, были известны только Богу.
Своей беспорочной жизнью Евдоким угодил Богу, и Господь призвал его в 33-летнем возрасте. Лежа на смертном одре, святой Евдоким завещал положить себя во гроб в тех одеждах, в которых застанет его смерть. Потом он выслал всех из комнаты и просил Господа в молитве, чтобы кончину его никто не видел, как никто не видел его тайных подвигов при жизни. Домашние похоронили его, как он завещал им. Сразу же после кончины праведного Евдокима от гроба его стали совершаться чудеса, многие больные исцелялись, слава о чудных исцелениях росла.
Через 18 месяцев из Константинополя, куда после смерти святого переселились его родители, пришла поклониться мощам мать святого Евдокима. Она приказала снять камень, откопать землю, открыть гроб, и все увидели лицо святого, светлое, как живое, совсем не тронутое тлением. Великое благоухание исходило от него. Гроб с мощами вынесли из земли наверх. Святого переодели в новые одежды. Мать хотела взять мощи сына в Константинополь, но Харсианские жители не дали увезти дорогую для них святыню. Однако через некоторое время иеромонах Иосиф, живший и служивший при гробе святого, все же увез мощи святого Евдокима в Константинополь. Там они были положены в серебряной раке в церкви Пресвятой Богородицы, построенной родителями праведника.
Тропарь праведному Евдокиму Каппадокиянину
глас 4
От земли воззвавый тя к Небесным селением/ соблюдает и по смерти невредимо тело твое, святе Евдокиме:/ ты бо в целомудрии и чистом жительстве, блаженне,/ жительствовал еси, не осквернив плоти.// Темже со дерзновением моли Христа Бога спастися нам.
Кондак праведному Евдокиму Каппадокиянину
глас 2
Вышних желая, с вышними совокупляяся,/ и колесницу огненную, Божественными восхожденьми добродетелей, совершил еси душу,/ преблаженне Евдокиме,/ на земли пожив, яко безплотен,// Зиждителю всех благоугодил еси.
Мученица Иулитта Кесарийская (Каппадокийская)
Святая мученица Иулитта жила в Кесарии Каппадокийской в царствование императора Диоклитиана (284-305). Один из язычников отнял у нее все имение и, когда Иулитта обратилась с жалобой в суд, ее противник донес судье, что она христианка. Судья предложил святой отречься от Христа, за что обещал восстановить справедливость и вернуть ей беззаконно отнятое имущество. Святая Иулитта решительно отвергла коварные условия, и за это она была сожжена на костре в 304 (или 305) году. Святой Иулитте посвятил Похвальное Слово Святитель Василий Великий через 70 лет после ее мученической кончины.
Преподобномученик Дионисий Ватопедский
В 1822 г. инок Дионисий был отправлен на о. Крит. Святой преподобномученик был замучен турками за то что отказался отречься от православной веры.
Сщмч. Василий (Преображенский), епископ Кинешемский, новомученник
(епископ Василий Кинешемский (Преображенский)
Я поначалу сомневался, писать ли об этом святом угоднике Божьем, так как в календаре на 2013 год в святцах его имя отсутствует, а секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский) по этому вопросу поясняет так:
"Архиерейским собором 2011 года нашей комиссии было дано поручение... : разработать полный список новомучеников, с указанием фамилии каждого, места его служения, места смерти и так далее. Это очень важно было сделать, потому что до этого они числились в нашем календаре только под именами, а точные данные читателю приходилось каждый раз выяснять отдельно. Мы подготовили этот список..., и передали его на рассмотрение Святейшего Патриарха. Святейший Патриарх ознакомился с этим списком и принял решение передать его в Издательский отдел Московской Патриархии таким, каким мы его теперь видим. Тот календарь, который мы теперь имеем, является церковным документом, который благословил Святейший Патриарх Кирилл", - ответил игумен Дамаскин на поступивший из зала вопрос о разночтениях в календарях 2012 и 2013 года.
«Мы имеем новый, исправленный церковный календарь. Если мы люди церковные и понимаем, что такое церковная иерархия, то мы должны воспринимать этот новый календарь как тот церковный документ, которым мы должны руководствоваться», - подчеркнул игумен Дамаскин.
(источник:
http://www.pravmir.ru/igumen-damaskin-orlovskij-obyasnil-ispravleniya-v-cerkovnom-kalendare-na-2013-god/)
Однако, календарь - календарем, пусть и документ, изданный по благословению святейшего Патриарха, но деканонизации не состоялось, т.к. такой процедуры в канонах не прописано.
Вот разъяснение, которое дал протоиерей Владислав Цыпин, профессор, доктор церковной истории, магистр богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, преподаватель Московской Духовной академии, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви:
«Невключение имен некоторых святых в календарь совершенно определенно не является деканонизацией. Речь идет о том, что стали доступны некоторые документы, которые ставят определенные вопросы. Нужно провести исследование этих сведений, соответствуют ли они действительности? Пока проверка не проведена, имена решили не включать в календарь…
… Если говорить о мощах тех святых, имена которых не включили в календарь - они останутся мощами, никуда не денутся. Можно ли будет служить перед ними молебны - это зависит от решения священноначалия»
(источник:
http://www.pravmir.ru/protoierej-vladislav-cypin-v-kanonax-net-dazhe-slova-dekanonizaciya/#ixzz3AG5dOF2H).
Раз нет запрета, то можно.
Василий (Преображенский) (1876 - 1945), епископ Кинешемский, священноисповедник
Память 31 июля, 5 октября в день обретения мощей, Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также Воронежских, Ивановских и Полтавских (Укр.) святых.
Епископ Василий (Преображенский Вениамин Сергеевич) родился в 1876 году в г. Кинешма Костромской губернии (ныне Ивановской области) в семье священника.
Родители его, люди благочестивые и набожные, проводили свою жизнь почти по-монашески. Лишь по необходимости, они выходили из дома, за стены которого не проникали ни новости, ни сплетни, ни праздные разговоры. Это отсутствие житейской суеты привило мальчику сосредоточенность. Он получил высшее светское и высшее духовное образование, защитил диссертацию, получив степень магистра богословия. Однако жизнь свою он хотел устроить, как светский человек. Но Бог готовил ему иную судьбу.
Однажды он договорился с товарищами отдохнуть и покататься на лодке. По неизвестной причине лодка перевернулась, и все находившиеся в ней стали тонуть. Вениамин взмолился, прося Господа сохранить ему жизнь, обещая полностью посвятить себя служению Православной Церкви. В этот момент он увидел толстую длинную доску и, ухватившись за нее, выплыл. Все остальные, бывшие с ним, погибли.
Вскоре Вениамин начал много проповедовать в разных храмах. Занимался он и миссионерской деятельностью, зачастую пешком ходил по селам, собирал людей, толковал им Евангелие. В 1920 году, в возрасте 45 лет, Вениамин был рукоположен в сан священника, а через год принял монашеский постриг с именем Василий и был поставлен во епископа Кинешемского. Архиерейскую хиротонию его совершили митрополит Костромской Серафим (Мещеряков), митрополит Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев), архиепископ Нерехтский Севастиан (Вести).
Рукоположенный во епископа, он усилил свои подвижнические труды. Отказавшись от какой бы то ни было собственности, святитель поселился на окраине города в маленькой баньке, стоявшей на огороде одной вдовы. Проповеди святителя собирали множество людей. Святитель Василий творил дела милосердия: так, когда разразился в Нижнем Поволжье голод, и оттуда стали вывозить детей-сирот в детские дома, он в проповедях призывал прихожан взять этих детей к себе, и сам, подавая пример, снял дом, в котором поселил пять девочек, и приставил к ним воспитательницу - благочестивую христианку.
По его молитвам совершались чудеса исцелений как от душевных, так и от телесных недугов.
4 марта 1923 года владыка Василий был назначен епископом Иваново-Вознесенским.
22 марта 1923 года уполномоченный по секретным делам следственно-оперативной части Иваново-Вознесенского ГОПГУ писал о нем следующее: «...в связи с обновленческим движением... открыто заявил, что никогда не примкнет ни к какому обновленческому движению, а будет строго соблюдать данную им ранее клятву... Учитывая местные обстоятельства, где обновленческое движение протекает весьма слабо... реакционный епископ Василий… является крайне вредным человеком в смысле развития обновленческого движения церковной жизни, являясь ярым сторонником патриарха Тихона. Кроме того, из последних материалов видно, что им ведется работа среди молодежи по созданию христианских кружков, последние имеют связь с центром. Поэтому, дабы парализовать его усиленное стремление к поднятию религиозных чувств среди масс (среди которых он пользуется большим влиянием) полагал бы епископа Василия выслать из пределов Иваново-Вознесенской губернии в одну из отдаленных местностей РСФСР».
На епископа Василия было заведено дело. Перехватывалась его переписка, даже сказанные им проповеди записывались специально поставленными людьми и затем приобщались к делу. Результатом этого явилась высылка епископа Василия в Зырянский край сроком на два года. Основным обвинением против владыки было то, что он создавал православные духовные кружки, которые духовно сплачивали верующих, помогая им хранить свою душу во время натиска безбожного государства на провозглашенную им же свободу совести. Вернувшись из ссылки в июле 1925 года в г. Кинешму, епископ Василий повел прежнюю деятельность, восстановил и связи с бывшими кружками. Ближайшими помощниками его были священник Николай Панов и Екатерина Александровна Книшек.
«Для предотвращения укрепления реакционной тихоновщины» епископу Василию было предложено оставить пределы Кинешмы. В июле 1927 года он выбыл в Кострому, откуда поддерживал связь со своими духовными чадами. С появлением Декларации митрополита Сергия (Страгородского) и членов его Синода епископ Василий встал в оппозицию, присоединился к митрополиту Агафангелу Ярославскому, благословив своих последователей в Кинешме следовать его примеру.
19 ноября 1928 года коллегия ОГПУ постановила: «Преображенского Вениамина выслать через ОПОГПУ на Урал, сроком на три года, считая срок с 12.10.1928 г.».
Епископ Василий и его ближайшие духовные чада были признаны виновными в том, что, «являясь руководителями церковных организаций, прикрываясь религией, вели антисоветскую агитацию с целью возбуждения верующих против углубления социальной революции. Не ограничиваясь духовным закрепощением отсталых слоев верующих, особенно женщин, вовлекали их в кружки и сестричества, использовали при этом национальные предрассудки, материально поддерживали активных церковников, сосланных за антисоветскую деятельность».
(епископ Василий Кинешемский (Преображенский)в тюрьме, 1933)
Вернувшись из ссылки, владыка два года провел в Орле, откуда власти выслали его в Кинешму. Сразу же по приезде он и его келейник, верно сопутствующий ему во всех этих переносимых от безбожных властей гонениях, были заключены в тюрьму. Хотели их приговорить к смертной казни, но не нашли повода. На пять лет их заключили в лагеря: святителя Василия в лагерь, находящийся неподалеку от Рыбинска, его келейника - под Мурманск. По окончании срока лишь два года пробыл уже стареющий епископ на свободе. Снова арест. Сначала Ярославская тюрьма, затем Бутырская в Москве. После 8 месяцев заключения - 5 лет ссылки в Красноярский край, в село Бирилюссы. 31 июля 1945 года святитель скончался.
В августе 1993 года Святейшим Патриархом Алексием было благословлено его местное почитание как святого.
В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви епископ Василий (Преображенский) был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.
Мощи и почитание
18 октября 1985 года обретены были честные останки святителя и перевезены в Москву.
В июле 1993 года мощи епископа Василия были перенесены во Введенский монастырь города Иванова. В августе того же года патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание святого. 13 августа во Введенском монастыре был отслужен первый молебен святителю Василию Кинешемскому.
11 июня 2012 года в Иваново прибыл секретарь Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский) c распоряжением за подписью патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что он, игумен Дамаскин должен принять из Введенского монастыря города Иваново мощи святителя Василия Кинешемского и передать монастырю мощи священномученика Владимира Введенского. По просьбе сестер монастыря данное распоряжение было продублировано указом епископа Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа. Игумен Дамаскин принял в Введенском монастыре мощи святителя Василия и передал этой обители мощи священномученика Владимира. При этом представители Ивановской митрополии не присутствовали. Затем игумен Дамаскин с мощами святителя Василия покинул пределы Ивановской области с тем, чтобы доставить святыню в то место, которое будет для нее определено патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Тропарь
глас 8
Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, архиереев богодухновенное удобрение, Василие премудре, ученьми своими вся просветил еси, цевнице духовная. Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак
глас 3
Мужество твое, святителю Христов Василие, возславим, и чистоту веры превозносим, и дару словес твоих удивляемся, яко от небес приял еси Божественную благодать наставляти и защищати стадо Христово.
Священномученик иерей Владимир
(Холодоковский Владимир Павлович, +13.08.1937)
Священномученик Владимир - Владимир Павлович Холодоковский - родился в ноябре 1895 года в городе Каменск-Уральский Шадринского уезда Пермской губернии в семье государственного чиновника (коллежского регистратора). Образование будущий священномученик получил в Екатеринбургской паломнической школе, которую окончил в 1912 году. С 1912 по 1918 год Владимир служил псаломщиком в Вознесенской церкви села Завьяловское (Екатеринбургский уезд, Пермская губерния - ныне Свердловская область, Талицкий район). В 1916 году он обвенчался с Анной Васильевной и в 1918 году был рукоположен в сан диакона к церкви села Тимохинское (Камышловского уезда Пермской губернии). У отца Владимира был собственный дом в деревне Фролы, недалеко от Тимохинского. В годы гражданской войны район, в котором он служил, переходил несколько раз от красных к белым и обратно. Местное население разделилось на сторонников красных и сторонников белых. С обеих сторон было ужасающее ожесточение.
В это время Святейший Патриарх Тихон обратился с посланием к православным христианам и пастырям Церкви: "...Не мстите за себя,...но дайте место гневу Божию... Помните завет святого апостола: Блюдите себя от творящих распри и раздоры, уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях... Посвящайте все свои силы на проповедь слова Божия, истины Христовой, особенно в наши дни, когда неверие и безбожие дерзновенно ополчились на Церковь Христову".
Руководствуясь словами Святого Патриарха, причт храма, к которому относился отец Владимир, пытался остановить междоусобицу во вверенном приходе, но безуспешно. Весной 1918 года территория района была занята армией адмирала Колчака (Чехословацким корпусом), однако период свободы от большевиков был недолгим. Летом 1919 года войска адмирала Колчака стали отступать. Зная о том, что пастырям, которые оставались на территории, переходившей после поражения белых войск под контроль Советов, большевики устраивали жестокую расправу, отец Владимир эвакуировался, отступив с белыми до Новосибирска. В Новосибирске (тогда он назывался Новониколаевск) отец Владимир служил в Покровской церкви, но 17 марта 1920 года он возвращается обратно на место своего служения в село Тимохинское.
В декабре 1920 года отец Владимир был рукоположен в сан иерея и определен к Николаевской церкви села Тупицинское (в некоторых источниках Тупицыно). После перевода, с 1925 по 1927 год, он служил в церкви села Юрмытское. В 1927 году эта церковь перешла к обновленцам и в ней стал служить обновленческий священник В.Д.Яворский. Отец Владимир, отрицательно относившийся к "живоцерковникам", часто говорил своим чадам: "Власть понуждает нас к обновленчеству, но пусть меня на куски растерзают, не пойду в раскол!" Ему пришлось вернуться в село Тупицынское, где прихожане были готовы защищать тихоновскую церковь и батюшку от обновленцев.
В конце октября 1929 года в местное отделение ГПУ поступило заявление с просьбой "принять срочные меры к священнику Холодковскому, так как он в проповедях агитирует против Советской власти и из-за этого в селе невозможно вести работу с крестьянами". Меры были приняты, и 1 ноября 1929 года отец Владимир был арестован и отправлен в Шадринский Исправдом. 26 декабря 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к 5 годам концлагерей. Где он отбывал это наказание, мы не знаем. Известно, что лагерный срок он отбыл полностью, а в 1935 году, после освобождения, состоялось возвращение пастыря на место своего служения в село Тупицинское.
(с. Тупицыно Пышминского городского округа. На месте разрушенного в годы лихолетия Никольского храма установлен Крест. Молебен в день Николы Зимнего)
Отец Владимир вновь стал служить в Николаевской церкви. Когда в 1936 году власти попытались закрыть храм, будущий священномученик созвал собрание верующих и по окрестным деревням стали собирать подписи в защиту церкви. "Батюшка призывал <…> к терпению, говорил, что "безбожная власть не навечно, нужно терпение, и наступит время, когда снова будет царство религии", - вспоминали некоторые люди.
На таком материале стало собираться новое дело на священника Холодоковского.
В деле 1937 года есть показания об отце Владимире. В них свидетельствуется, что после лагеря он говорил своим прихожанкам: "Вы, старушки, ходите в Церковь. Церковь забывать не надо, не надо забывать и Бога. Божие Слово не умрет. Вот меня сколько ни мучили, сколько ни терзали, но я с Божией помощью вернулся невредимым. Ведь как Богу будет угодно, так Он и сделает, Он всемогущ".
То, что для нас является свидетельством глубокой веры и бескомпромиссным выполнением пастырского долга, для богоборческой власти являлось самым тяжелым преступлением. Отец Владимир был арестован в начале июля 1937 года, в это время в его семье было уже шестеро детей: три сына и три дочери.
В одном из доносов, на материале которого основывалось следствие, говорилось: "Поп Холодковский систематически ведет антисоветскую деятельность, умышленно срывает проведение массовых выступлений среди школьников, разваливает колхозную дисциплину". При оглашении обвинения было прибавлено: "Во время тайных исповедей священник Холодковский запрещал верующим вступать в колхозы".
Приведем выписку из показаний отца Владимира Холодковского на допросе:
"...В силу религиозных убеждений я не согласен с безбожием и остаюсь непримиримым с ним, ведя активную борьбу с безбожием путем богослужения, исполнения таинств и обрядов для верующих. Глубоко убежденный, что существует Господь, как Творец всего видимого и невидимого, это же самое внушал и верующим".
Несмотря на то, что к арестованным применяли "незаконные методы ведения следствия", т.е. пытки, отец Владимир держался стойко, с достоинством, никого не оговорил и виновным себя не признал.
Тройка при УНКВД СССР по Челябинской области приговорила священника к высшей мере наказания. 13 августа 1937 года в 17 часов священник Владимир Холодоковский был расстрелян.
В 2006 году священномученик Владимир Холодковский был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской; в 2010 году - причислен к Собору Екатеринбургских святых.
Священномученик иерей Иоанн
(Румянцев Иван Иванович, +после 1937)
Священник Иван Иванович Румянцев родился в 1889 году в селе Карчино Костромской губернии. С 1914 года по 1923 год служил диаконом в Решемском монастыре. В 1923 году был рукоположен в сан священника. После закрытия монастыря служил в храме села Воскресенского Кинешемского района. Впервые был арестован в 1929 году. На вопросы следователя он отвечал:
- В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, подтверждаю, что нахожусь в общении с епископом Николаем Голубевым. Вошел в общение с ним по своему желанию, от верующих своего прихода я никакого давления на это не имел и даже думаю, что они об этом не знают. Декларацию митрополита Сергия я читал, но верующим ее не разъяснял, и они совершенно не знают о ее существовании. Сам я лично декларацию не могу принять, ибо не нахожу возможным согласиться с призывом митрополита Сергия радоваться радостям и успехам безбожной власти, ибо это противоречит моим религиозным убеждениям.
Коллегия ОГПУ приговорила о. Иоанна к трем годам заключения в концлагерь. Вернувшись в 1933 году на родину, он поселился в селе Воздвиженском Наволокского района Ивановской области. В феврале 1936 года отец Иоанн был снова арестован. На суде он держался мужественно и твердо, виновным себя не признал. На этот раз его приговорили к 5 годам исправительно-трудового лагеря. Точной даты мученической кончины священника Иоанна Румянцева мы не знаем, но приблизительно в 1937 году он скончался в лагере, не вынеся бесчеловечно жестоких условий содержания заключенных.
Мученик Максим Румянцев
Празднование также в Соборе Ивановских святых (7 июня)
Максим Иванович Румянцев родился в середине пятидесятых годов XIX столетия в деревне Вандышки Кинешемского уезда Костромской губернии в крестьянской семье. Родители его умерли, когда Максиму едва минуло десять лет, и он поселился в доме брата Егора и его жены Елизаветы, где прожил до пятнадцати лет, а в пятнадцать лет ушел странствовать. Где и как странствовал Максим - неизвестно, но вернувшись почти через тридцать лет на родину, он знал службу церковную наизусть, хотя оставался неграмотен; во время странствий он принял подвиг юродства, Который не оставлял до самой кончины.
Вернувшись в родную деревню, Максим Иванович жил то у брата в баньке, то в благочестивом семействе Груздевых, почитавших блаженного за прозорливость, то в семействе Кочериных, а то где придется, куда Бог приведет.
Ходил Максим Иванович круглый год босиком и в одних и тех же, надетых одна на другую, рубахах. Если кто-нибудь дарил ему сапоги, то он совал в них бумагу, чтобы неудобно было ходить, а потом все равно отдавал. В бане никогда не мылся, а как войдет в баню в грязных рубашках, в тех же самых рубашках и выйдет.
Однажды священник Николай Житников, с которым блаженный вел близкую дружбу, уговорил его попариться в бане. Отец Николай остался ждать, а Максим Иванович ушел в баню и исчез.
"Что же это он так долго? Куда это он пропал?" - недоумевал о. Николай. Вошел он в баню и видит: сидит Максим Иванович на полке красный, как свекла, во всех своих рубахах.
- Да что же ты, Максим Иванович, в одежде сидишь? - спросил он.
- Так ты же мне сам велел париться, а не мыться, - улыбаясь ответил блаженный.
В деревне многие, особенно поначалу, смеялись над ним, а мальчишки, бывало, пускали в него камни. Но благодушно все это переносил блаженный, помня, что все подвизающиеся за Христа гонимы будут.
К тому времени, когда он поселился в деревне после многолетнего подвига странничества и юродства, он достиг берегов блаженного бесстрастия, и Господь начал открывать ему Свою благую волю о других людях.
Уныние и грусть овладели Андреем Груздевым, когда пришла ему пора идти на войну 1914 года.
- Прощай, Максим Иванович, может, не вернусь, - сказал он, подойдя к юродивому.
- До свидания, сладкий барин, - ответил Максим Иванович. Многими чудесами засвидетельствовал Господь блаженного, так что не осталось у Андрея сомнения: он вернется живым. И вернулся.
Дочь его. Веру Груздеву, Максим Иванович называл Христовой невестой. «Верно, ты, Вера, замуж не выйдешь», - говорила ей мать. И действительно, она осталась девицей.
Максим Иванович никогда не говорил человеку прямо, а всегда как бы о себе. Пришел как-то к Максиму Ивановичу священник Григорий Аверин, и блаженный сказал ему:
- Вот Максима Ивановича скоро заберут. Скоро заберут - да это ничего. Умрет Максим, и прилетит соловей, но не сядет на могилку и не пропоет.
Вскоре о. Григорий был арестован и в лагере расстрелян.
Если и говорил блаженный о событиях прямо, то лишь тогда, когда иначе было нельзя.
Как-то сидел Петр Кочерин со своими друзьями на завалинке. И Максим Иванович тут же. Вдруг посреди разговора Максим Иванович говорит:
- Вот, дымок пошел.
Но никто не обратил на это внимания. Максим Иванович через некоторое время настойчивее произнес:
- Дымит. Дымит.
Но опять никто на его слова не обратил внимания, и тогда Максим Иванович уже в голос закричал:
- Да пожар же!
Тут все вскочили. Забежали за дом. И точно. За домом полыхало гумно.
Духовно близкие отношения Максим Иванович вел с епископом Кинешемским Василием.
- Многих я видел подвижников, молитвенников и духовных людей, - говорил о нем святитель, - но этот ближе всех к Богу.
Владыка Василий ходил к блаженному Максиму Ивановичу пешком. И когда бы он ни задумал прийти, Максим Иванович всегда заранее знал о его посещении. Однажды он предупредил о его приходе хозяйку, и она бросилась убирать в избе.
Но не успел святитель войти, как блаженный сам указал ему место:
- Ты, владыко, здесь на пороге садись.
- Да как же так! - всплеснула руками хозяйка. - Я уже и скамеечку вытерла...
- А ему тут... тут... Садись, садись здесь! - настойчиво повторял блаженный, показывая на порог.
Святитель не стал возражать.
Это было незадолго до ареста епископа.
Зная службу на память, он на Пасху пел ее всю дома. Сядет против окон и радуется.
- Смотри, - скажет хозяйке, - ангельская душенька, как солнышко играет.
А сам смотрит не на солнце, а на святые иконы.
Незадолго до своего ареста Максим Иванович пришел к о. Николаю Житникову и сказал:
- Отец Николай, давай багаж собирать.
И действительно, вскоре они оба были арестованы.
Председателем первого в тех местах колхоза был Василий Сорокин, а сын его, Владимир, работал в колхозе трактористом. Оба они не любили блаженного и писали доносы властям, чтобы те арестовали его.
И, наконец, зимой 1928 года к дому, где тогда жил Максим Иванович, подъехали сани с возницей-милиционером.
Случившийся тут Андрей Груздев спросил:
- За что вы его арестовываете?
- Да нам не жалко, - ответил милиционер, - он нам не мешает, но на него уже третье заявление подано, чтобы его арестовать. Так что собирайся, Максим Иванович, поехали.
Собирать Максиму Ивановичу было нечего, никакого имущества у него не было, сел он в сани, и они отправились. По дороге им встретилась женщина, которая, узнав блаженного, спросила:
- Куда это ты, Максим Иванович, поехал?
- К Царю на обед, - ответил блаженный.
В Кинешемской тюрьме Максима Ивановича подвергли жестоким мучениям, попеременно держа то в жаре, то в холоде. Но недолго он здесь пробыл и был переведен в другой город. Здесь блаженный оказался вместе с о. Николаем Житниковым, который явился свидетелем его кончины, и написал из заключения кинешемцам, что блаженный Максим умер как великий праведник.
Об этих и других Новомученниках и исповедниках Российских более подробно Вы можете прочитать тут:
http://pstgu.ru/news/martir/2014/08/13/54810/