Сегодня Православная Церковь чтит память:
Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Пророка Михея (из 12-ти пророков) (VIII в. до Р. Х.); Перенесение мощей прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского (1091).
Прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского (XI); сщмч. Маркелла, епископа Апамейского (ок. 389).
Сщмч. Василия (Богоявленского), архиепископа Черниговского, и с ним прмч. Матфея (Померанцева), архимандрита, и мч. Алексия Зверева (1918); сщмч. Владимира Цедринского, пресвитера (1918); сщмчч. Владимира Смирнова, Николая Толгского, пресвитеров, прмч. Елевферия (Печенникова), схиархимандрита, прмцц. Евы (Павловой), игумении, Евдокии (Перевозниковой), монахини, и мч. Феодора Захарова (1937); прписп. Александра (Уродова), архимандрита (1961).
Икон Божией Матери: Нарвская; «Беседная».
Святые дня, молите Бога о нас!
Преподобный Феодосий Киево-Печерский, игумен, перенесение мощей
В восемнадцатый год после блаженной кончины преподобного Феодосия (+1074; память 3/16 мая) по воле Божией совершилось перенесение его нетленных мощей из пещеры в лаврскую церковь. В 1091 году братия святой, великой и чудотворной Печерской лавры, собравшись вместе со своим игуменом Иоанном, единодушно решили раскрыть место погребения преподобного Феодосия и перенести его святые мощи в соборный Успенский храм. «Следует нам, братия, - говорили они, - всегда иметь перед глазами нашими честную раку наше го отца и всегда приносить ему достойное поклонение. Неудобно ему пребывать в другом месте кроме монастыря и своей церкви, потому что он основал ее и собрал иночествующих». Найти святые мощи было поручено преподобному Нестору Летописцу, который впоследствии описал их обретение.
За три дня до праздника Успения Пресвятой Богородицы игумен Иоанн отвел преподобного Нестора к пещере преподобного Феодосия. Осмотрев пещеру, они определили место, где нужно копать. Игумен обители запретил преподобному Нестору сообщать братии о раскопках, пока святые мощи не будут обретены. В помощь ему отец игумен разрешил взять, кого он захочет. Сам блаженный Нестор о себе так свидетельствует: «Глубоким вечером я взял с собою двух братьев, мужей чудной жизни - более же никто не знал. Когда пришли в пещеру, то, сотворив молитву с поклонением, приступили немедля с пением псаломских песен к делу. Копать начал я; после продолжительного труда я вручил заступ другому брату. Так копали до полуночи и не могли обрести мощей святого. Тогда мы начали скорбеть и плакать; сначала думали, что свя¬той не благоволит нам явить себя, эту мысль сменила другая: не копаем ли мы в другой стороне. И затем стали копать с другой стороны. Наступало утро, ударили в колокол к заутрени, а мы все, не переставая, копали. Вдруг чувствую, что достиг гроба; великий страх напал на меня и я начал восклицать: “Господи, помилуй меня ради преподобного Феодосия”. Сейчас же послал к игумену сказать: “Прииди, отче, изнести честныя мощи преподобнаго”. Когда пришел игумен, я еще прокопал землю и мы увидели святые мощи, нетленно почивающие. Все составы были целы, лицо светло, очи закрыты, уста сомкнуты, головные волосы прилипли ко главе. Возложив мощи на одр, мы вынесли их из пещеры. Открытие святых мощей преподобного Феодосия было ознаменовано дивными знамениями и чудесами. Ночью, когда раскапывали могилу преподобного, многие видели необычайный лучезарный свет над пещерой Феодосия, распространявшийся над Великой лаврской церковью, куда были перенесены его святые мощи».
Чудесное знамение видел в эту ночь епископ Владимирский Стефан, который в 1074-1078 гг. был игуменом Печерского монастыря. Он находился тогда в Киеве в Кловском монастыре и знал о скором перенесении святых мощей преподобного Феодосия. Когда епископ Стефан увидел ночью над пещерой большое зарево, то подумал, что начали перенесение без него. Тотчас он сел на коня и вместе с Климентом, игуменом Кловского монастыря, отправился к пещере преподобного. Когда они приблизились к пещере, то увидели над нею множество свечей, но, подъехав совсем близко, не видели уже ничего.
В эту ночь в монастыре Печерском бодрствовали два брата, сторожа, когда игумен тайно с неизвестным им братом перенес честные мощи преподобного; и смотрели они прилежно по направлению к пещере. Когда ударили к утрене в церковное било, они заметили, что три столпа в виде как бы светозарных дуг, постояв над пещерой преподобного Феодосия, переместились наверх Великой церкви, куда преподобный имел быть перенесен. Это видели и другие из иноков, идущих к утрене в церковь; видели и в самом городе многие из благочестивых граждан.
14 августа, к празднику Успения Пресвятой Богородицы, собрались епископы - Переяславский Ефрем, Владимирский Стефан, Черниговский Иоанн, Юрьевский Марин и Полоцкий Антоний, а также игумены многих монастырей с иноками и множеством православных мирян. Четные мощи преподобного Феодосия были перенесены с подобающими почестями в приготовленное место на правой стороне притвора Успенского собора обители.
Во время перенесения святых мощей шествие останавливалось для отдыха. Мощи были поставлены на пень дерева. Позднее на этом месте был построен храм во имя преподобного Феодосия, он был расположен так, что пень оказался на месте престола.
От гробницы преподобного Феодосия происходили исцеления болящих, во множестве притекавших к святым мощам. И через 18 лет по перенесении честных мощей преподобный Феодосий Собором Русской Церкви был причислен к лику святых и память его торжественно празднуется с того времени всей Русской Церковью. «Радуйся, отче Феодосие, - поет она,- наша похвала и велелепие! Лавра твоя хвалится тобою и до окраин вселенной славно имя твое».
Тропарь преподобного Феодосия
глас 8
Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие,/ к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру/ и, украсив житие твое пощением и светлостию,/ в молитвах, яко безплотен, пребывал еси,/ в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ин тропарь преподобного Феодосия
глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереев богодухновенное удобрение,/ Феодосие премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Феодосия
глас 3
Звезду Российскую днесь почтим,/ от востока возсиявшую и на запад пришедшую,/ всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны/ содеянием и благодатию монашескаго устава,// блаженнаго Феодосия.
Ин кондак преподобного Феодосия
глас 8
Наследник отцев был еси, преподобне,/ тех последуя житию и учению,/ обычаю и воздержанию,/ молитве же и предстоянию./ С нимиже, имея дерзновение ко Господу,/ прощение согрешений и спасение испроси вопиющим ти:// радуйся, отче Феодосие.
Величание преподобному Феодосию
Ублажаем тя, преподобне отче Феодосие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
Молитва преподобному Феодосию, Печерскому чудотворцу
О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Феодосие, изрядный слуго Пресвятыя Богородицы, во имя Ея святое обитель пречудну на горах Печерских соорудивый, и в ней чудес множеством просиявый! Молим тя со усердием многим, молися за нас ко Господу Богу, и испроси от него великия и богатыя милости: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, благочестие непоколебимое, душ и телес здравие, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедродательныя Его десницы, но в славу имени Его Святаго, и во спасение наше. Сохрани, угодниче Божий, предстательством твоим святым страну нашу, Церковь Православнороссийскую, град твой, и Лавру твою невредимыми от всякаго зла, и вся люди притекающия на поклонение к честному твоему гробу и пребывающия во святей обители твоей, осени Небесным твоим благословением и от всяких зол и бед милостивно избави. Наипаче же в час кончины нашея покажи нам многомощное твое покровительство: да избавимся молитвами твоими ко Господу власти лютаго миродержца и сподобимся наследити Царство Небесное. Яви нам, отче, благосердие твое и не остави нас сирых и безпомощных, да выну славословим дивнаго во святых Своих Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.
Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский
(прпп. Ефрем и Аркадий Новоторжские)
Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский происходил из города Вязьмы от простых благочестивых родителей, с детства научивших его молитве и послушанию. Кроткий, проницательный, добрый и целомудренный юноша избрал своим подвигом юродство Христа ради. Он питался подаянием, спал, где придется, - в лесу, на церковной паперти. Блаженная беззаботность и близость к природе придавали облику юного Аркадия особую одухотворенность и отрешенность от житейской суеты. В церкви, углубившись в молитву, святой Аркадий часто плакал слезами умиления и духовной радости. Его советы были точны, предсказания сбывались, обличения вразумляли. Опытный наставник, преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец (память 28 января), помогал юному подвижнику избегать духовных опасностей в прохождении трудного и редкого в то время подвига юродства. После того как вязьмичи стали свидетелями нескольких чудес, совершенных по молитвам блаженного Аркадия, он, избегая человеческой славы, удалился в верховья реки Тверцы. Здесь преподобный Аркадий разделил труды своего духовного наставника преподобного Ефрема Новоторжского, участвуя вместе с ним в основании храма и обители в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (+ 1015; первое перенесение святых мощей - 1072; общая память 2 мая).
Поступив в новоустроенный монастырь, преподобный Аркадий принял монашество и взял на себя подвиг полного послушания духовному отцу - преподобному Ефрему. Преподобный Аркадий никогда не пропускал Литургии и являлся к заутрене первым, вместе со своим наставником. После преставления преподобного Ефрема (28 января 1053) преподобный Аркадий продолжал подвизаться по заветам своего старца, пребывая в молитве, посте и молчании. По прошествии нескольких лет (по некоторым данным, 13 декабря 1077) он также мирно отошел ко Господу. В 1594 году в одной из церквей города Вязьмы был устроен придел во имя преподобного Аркадия.
Совместное празднование преподобным Аркадию и Ефрему Новоторжским было установлено при митрополите Дионисии в 1584 - 1587 годах. Мощи преподобного Аркадия, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июля (ранее в этот день совершалась память) 1677 года в каменном склепе Борисоглебского собора города Торжка. 14 августа 1798 года их положили под спудом, в каменном гробу, служившем ранее местом упокоения преподобному Ефрему. В 1841 году на левой стороне Борисоглебского соборного храма был устроен придел в честь преподобного Аркадия. Торжественное празднование 300-летия со времени обретения святых мощен преподобного Аркадия состоялось в городе Торжке в 1977 году.
(Новоторжский Борисоглебский монастырь. Здесь под спудом покоятся мощи прп. Аркадия)
Тропарь преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского
глас 4
От духовнаго наставника, отца преподобнаго Ефрема, наставляемь,/ послушания добрый рачителю, отче Аркадие,/ от мирскаго мятежа удалился еси/ и, инок быв изрядный,/ добрым подвигом ревнуяй,/ от Христа Бога приял еси венец славы Небесныя;/ и ныне вкупе с преподобным отцем Ефремом у Престола Вьшшяго предстоя,/ о нас молися, избавитися нам от всех бед и скорбей/ и спастися душам нашим.
Кондак преподобного Аркадия
глас 2
К глубинам Божественнаго разума вперив ум свой,/ в Небесныя обители востекл еси,/ и равноангельно житие, отче Аркадие, на земли пожил еси,/ и во всем повинулся еси духовному своему настоятелю и наставнику, преподобному отцу Ефрему,/ и ныне, вкупе предстояще у Престола Владыки Христа,/ молися непрестанно о всех нас.
Молитва преподобному Аркадию Вяземскому и Новоторжскому
Небеснаго вертограда Христова юная лозо, Церкви Православныя похвало превознесенная, града и обители нашея крепкое забрало и утверждение, всех с верою и любовию притекающих к тебе тихая отрада и утешение, преподобне и богоносне отче наш Аркадие. Во дни тяжких зол, обышедших страну нашу, к тебе, яко к молитвеннику благодатному и скорому помощнику, усердно прибегаем и усердно просим тя: пролей теплое твое ходатайство ко Всемилостивому Спасу, да милостив будет к неправдам нашим, да утвердит миром и любовию страну нашу, град сей, обитель сию и вся грады и веси наши от всякаго злаго обстояния, от глада и пагубы и междоусобныя свары добре да сохранит; Церковь же Свою святую да избавит от лютаго гонения, от смертоносныя и душегубительныя язвы неверия, да укрепит и возрастит ю; всех же нас от обидящих и ненавидящих нас да свободит и вся полезная к временному житию и спасению вечному дарует твоим предстательством и заступлением, да тако прославится тобою пречестное и великолепое имя С вятыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Священномученик Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский, и с ним прмч. Матфей (Померанцев), архимандрит, и мч. Алексий Зверев (1918)
Священномученик Василий, архиепископ Черниговский и Нежинский (в миру Богоявленский Василий Дмитриевич) родился в февраля 1867 года в селе Старое Сеславино Тамбовской губернии в семье священника.
В 1888 году он окончил Тамбовскую Духовную Семинарию. После рукоположения в сан иерея в 1890 году отец Василий служил в церкви села Овсянки Тамбовской епархии. В 1896 году он поступил в Казанскую Духовную Академию, которую закончил в 1900 году. В 1907 году отец Василий был удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему: «Вторая книга Маккавейская. Опыт исагогического изследования».
В 1908 году, после кончины супруги, он принимает монашеский постриг и вскоре назначается ректором Черниговской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1909 году состоялась его хиротония в епископа Сумского, викария Харьковской епархии. На Черниговской кафедре Владыка состоял с 12 мая 1911 года до 6 мая 1917 года.
В 1917 году, по распоряжению Временного Правительства были уволены все члены Святейшего Синода, кроме архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского). В их числе был и Владыка Василий, который, будучи обвинён «в приверженности старому строю», был отправлен на покой как «не соответствующий революционному духу времени». Он был переведён в Николаевскую Теребенскую пустынь Тверской епархии; затем некоторое время управлял Московским Заиконоспасским монастырём.
Святитель участвовал в деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви, откуда в 1918 году был командирован в Пермь расследовать арест и убийство священномученика архиепископа Андроника (память 7 июня).
После произведения следствия Владыка с другими членами комиссии выехал из Перми, однако их поезд был остановлен между Пермью и Вяткой. В вагон ворвались красноармейцы, убили членов комиссии, а тела их выбросили из поезда. Самого Владыку сбросили с Камского моста в реку. Произошло это 14 (27 н. ст.) августа 1918 года. Тело Владыки похоронили местные крестьяне, но когда к его могиле начались паломничества, большевики выкопали тело священномученика и сожгли его.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Преподобномученик Матфей (Померанцев), архимандрит
Память 14 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
В миру Померанцев Михаил Владимирович, родился около 1881 года.
В 1902 году поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1906 году со степерью кандидата богословия.
В марте 1906 года назначен преподавателем Орловской духовной семинарии.
С 10 февраля 1908 года - преподаватель Орловского женского епархиального училища.
С 19 июня 1908 года - помощник смотрителя Камышинского духовного училища Саратовской губернии.
С 3 сентября 1911 года - преподаватель Олонецкой духовной семинарии.
В 1911 году рукоположен в сан иеромонаха в Киеве.
С декабря того же года - заведующий церковно-приходским школами при Киево-Печерской Лавре.
С марта 1914 года - помощник смотрителя Осташковского духовного училища Тверской губернии.
С 28 октября 1916 года - смотритель того же училища.
8 февраля 1917 года был назначен ректором Пермской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
Член Поместного собора 1917-1918 по избранию от монашествующих. По воспоминаниям участникам Собора его называли "любимчиком Собора"
По поручению Собора был одним из участников расследования обстоятельств убийства митрополита Владимира (Богоявленского), в рамках расследования ездил в Киев, сделал на Соборе по этому поводу доклад.
Когда Священным Собором была образована Комиссия для разработки вопросов, связанных с гонениями на Православную Церковь то в ее состав вошел и архимандрит Матфей. Он был инициатором на Соборе многих предложений, в частности, по его заявлению был рассмотрен вопрос о "так называемом большевизме в Церкви", и он был докладчиком и автором проекта.
Когда в августе 1918 г. архимандрит Матфей обратился в Соборный Совет с завлением "о разрешении ему отпуска по служебным делам в Пермь", в заявлении он также указал, что "если найдено будет желательным участие его в Следственной Комиссии по делу ареста Архиепископа Андроника", то он присоединится к ней, Святейший Патриарх Тихон сделал заявление, "что выбывший в Пермь по указанному делу архиепископ Василий признавал присутствие архимандрита Матфея полезным при исполнении означенного поручения". В Перми архимандрит Матфей присоединился к Соборной Комиссии, начавшей расследование обстоятельств убийства. Советское правительство дало согласие на расследование и даже предоставило комиссии отдельный вагон.
27 августа 1918 года на обратном пути, между Пермью и Вяткой, за мостом через реку Каму, в вагон, где ехала делегация Собора во главе с архиеп. Василием (Богоявленским), ворвались красноармейцы, вывели членов делегации из поезда и расстреляли. Материалы расследования и средства, собранные на нужды Собора, были похищены. Местные крестьяне нашли тела мучеников и похоронили их. На могилу началось паломничество, власти вырыли тела и сожгли.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
Мученик Алексий Зверев
Память 14 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился в 1867 или 1868 году в крестьянской семье, окончил начальное училище.
Служил миссионером в Московской епархии.
В 1917 г. избран делегатом от мирян Московской епархии на Поместный Собор 1917-1918 гг.
Был направлен в Пермь в составе комиссии Собора для расследования обстоятельств убийства сщмч. Андроника (Никольского), архиеп. Пермского.
27 августа 1918 года на обратном пути, между Пермью и Вяткой, за мостом через реку Каму, в вагон, где ехала делегация Собора во главе с архиеп. Василием (Богоявленским), ворвались красноармейцы, вывели членов делегации из поезда и расстреляли. Материалы расследования и средства, собранные на нужды Собора, были похищены. Местные крестьяне нашли тела мучеников и похоронили их. На могилу началось паломничество, власти вырыли тела и сожгли.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
Пророк Михей Морасфитянин
Пророк Михей, шестой из 12-ти малых пророков, происходил из племени Иудова и был родом из города Морасфи, к югу от Иерусалима, почему и называется Морасфитянином. Свое пророческое служение начал около 778 г. до Рождества Христова и проходил его почти 50 лет при царях иудейских Иоафаме, Ахазе и благочестивом праведном Езекии (721-691 гг. до Рождества Христова, память 28 августа). Он был современником пророка Исаии.
Обличения и предсказания пророка Михея относились как к Иудейскому, так и к Израильскому царствам. Он предвидел бедствия, грозившие Израильскому царству при его разрушении и Иудее при нашествии царя Сеннахерима Ассирийского. Ему же принадлежит пророчество о рождении Спасителя мира: «И ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили, исходи же Его из начала от дний века» (Мих.5,2). Из слов пророка Иеремии (Иер. 26, 18-19) видно, что иудеи побоялись убить пророка Михея. Мощи его были обретены в IV в. по Рождестве Христовом в Варафсатии по откровению епископу Елевферопольскому Зевину.
Преподобноисповедник Александр (Уродов), архимандрит
Память 14 августа, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Соловецких и Вятских святых .
В миру Орудов Георгий Андреевич, родился 23 апреля 1876 года в семье крестьянина села Невежкино Чембарского уезда Пензенской губернии. Окончив земскую школу, был назначен певчим в свою приходскую церковь. 17 марта 1895 года окончил земскую школу.
В 1901 году, отправившись в путешествие в город Саров, он остановился в Санаксарском монастыре. Здесь он решил посвятить свою жизнь иноческим трудам и поступил в монастырь послушником.
30 августа 1911 года был пострижен в монашество с именем в честь благоверного князя Александра Невского.
8 сентября того же года был рукоположен в сан иеродиакона в Тамбове епископом Тамбовским Кириллом (Смирновым).
22 июля 1913 года был рукоположен во иеромонаха тем же преосвященным.
Когда ему едва исполнилось тридцать лет, стал казначеем монастыря.
20 июля 1915 года на тайном голосовании был избран братией в настоятели Санаксарского монастыря.
Был возведен в сан игумена архиепископом Тамбовским Кириллом.
Новый игумен старался вернуть монастырь к тому строгому уставу, по которому жила обитель при преподобном Феодоре Санаксарском. Не всем это нравилось, часть братии во главе с казначеем отцом Венедиктом стали писать на настоятеля доносы архиерею и светским властям (впоследствии обвинения против отца Александра не подтвердились).
На гребне бунтарских революционных настроений в конце февраля 1918 года часть монастырской братии во главе иеромонахом Владимиром, поддерживаемая большевиками, учинили бунт в обители. Они сместили игумена Александра с должности настоятеля и заточили его в неотапливаемую келью.
27 марта 1918 года отец Александр был арестован по постановлению военно-революционного трибунала. На допросе он виновным себя не признал, и трибунал постановил выслать его из монастыря.
Игумен Александр перешёл в Казанскую епархию, где архипастырствовал его духовный наставник преосв. Кирилл (Смирнов).
В июле 1920 года иг. Александр был назначен настоятелем Свияжской Макариевской пустыни.
7 апреля 1922 года назначен наместником Семиезерной пустыни с возведением в сан архимандрита. Невзирая на гонения, в том же году он стал активным участником борьбы с обновленчеством в Казанском крае, а Семиезерная пустынь его трудами превратилась в центр этой борьбы.
Он также был против изъятия церковных ценностей, осуществлявшегося властями. Он открыто отказался платить налоги за использование под церковь помещения, так как "соввласть не имеет права брать деньги за монастырские помещения."
В 1922 году привлекался к ответственности по делу об изъятии церковных ценностей.
При закрытии монастыря в 1928 году был арестован. Обвинен в ведении антисоветской пропаганды и агитации. Виновным себя не признал и 30 октября 1928 года был приговорен к трем годам концлагеря.
Был заключен в Соловецкий лагерь сроком на три года, по истечении которых был отправлен в ссылку на Урал до 30 октября 1934 года. Вел переписку со своим духовным отцом митрополитом Кириллом (Смирновым).
После ссылки оказался в Вятской епархии.
5 августа 1935 года назначен настоятелем храма в село Сретенское Котельнического района Кировской области.
В том же году был перемещен настоятелем в Петропавловскую церковь села Соболево (ныне Санчурского района Кировской области). Служил здесь до 30 ноября 1937 года, не поминая за богослужением заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).
Когда церковь закрыли, он остался жить в небольшом домике возле храма. В 1937 году, не снимая сана, поступил на работу в Санчурское лесничество рубщиком леса, где проработал до 1950 года. При этом он тайно исполнял монашеское правило и совершал богослужения у себя на дому. Затем, проживая в селе Соболеве на покое, окормлял паству, совершая по праздникам богослужения в Петропавловской церкви. К нему обращались за духовной помощью жители не только этого села, но и окрестностей; почитали его как старца и прозорливца. Жил он тихо, молитвенно, никто не слышал, чтобы он хоть на кого-то повысил голос. Местные жители вспоминают: "Он жил так, что у него и на койке-то ничего не было. Только фуфайка была. И вот хоть укутывайся, хоть в голову клади..."
Долгое время он относился к числу "непоминающих". Лишь в 1955 году архимандрит Александр признал избрание патриарха Алексия (Симанского) и воссоединился с Патриаршей Церковью, написав письмо правящему архиерею Кировской епархии архиепископу Вениамину (Тихоницкому) с просьбой о монашеском погребении после его смерти.
Скончался 14 августа 1961 года, достигнув глубокой старости. Духовником отца Александра был игумен Димитрий (Роженцов), совершивший его отпевание при огромном стечении народа.
Почитание
Известны чудотворения, совершавшиеся по молитве отца Александра как при жизни, так и после кончины. Долгое время его могила была почитаема в округе. Но в селе, в котором он был похоронен, оставалось всё меньше жителей, и постепенно почитание праведника в этом краю угасало.
Однако о невинно изгнанном настоятеле вспомнили в возрождавшейся с начала 1990-х годов Санаксарской обители. Иеромонах Дамаскин (Орловский), исследователь житий новомучеников Российских, давно знал о почитаемой могиле архимандрита Александра. Вместе с ним группа санаксарских монахов отправилась обретать мощи праведника. Обретение состоялось утром 18 сентября 2001 года, после чего они были торжественно перевезены в обитель. Вскоре после перенесения обретенных мощей монастырь подал о нем материалы в комиссию по канонизации.
(Санаксарский монастырь. Здесь покоятся мощи присп. Александра Уродова. В этом же монастыре почивают многие святые, кто носил такую славную фамилию как Ушаков)
Постановлением Священного Синода от 6 октября 2001 года архимандрит Александр был причислен к лику святых как преподобноисповедник и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Тропарь преподобноисповеднику Александру (Уродову)
глас 5
В страданиях веры ради Христовы мужески подвизался, / изгнание, заточение и лишения претерпел еси, / сего ради светильник Премудрости Божия явился еси. / Мы же яко исповедника тя почитаем, / Александре преподобне, / и умильно взываем ти: / Господеви молися // о спасении душ наших.
Кондак преподобноисповеднику Александру (Уродову)
глас 4
Чистотою душевною божественнее вооружився, и непрестанные молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовские ополчения, Александре отче наш, моли непрестанно о всех нас.