Продолжение...
Преподобномученик Макарий Каневский, игумен, перенесение мощей
Преподобномученик Макарий Каневский жил в XVII веке. Это было тяжелейшее время для православных людей Западной Руси. Жизненный подвиг, совершенный преподобномучеником, был подвигом защиты православной веры в условиях неравной изнурительной борьбы, когда защищать можно было только будущее Русской Православной Церкви, поскольку то, что сохранялось от проносящегося урагана унии, сносилось татарскими набегами.
Святой Макарий родился в 1605 году в городе Овруче, на Волыни, в знатной семье Токаревских, известных ревнителей Православия. Родители воспитали мальчика в страхе Божием, любви к молитве и храму. В 1614-1620 гг. святой обучался при Успенском Овручском монастыре и по смерти родителей, «Спаса Христа измлада возлюбивши», стал иноком этого монастыря, начав свое служение с меньшего монастырского чина - послушника. Молитва и чтение святоотеческих творений стали любимым замятием постриженного молодого инока.
В 1625 году инок Макарий, с благословения архимандрита, оставляет Успенский монастырь и направляется к епископу Пинскому Авраамию, который определяет его в
Купятичский (Купятицкий) Пинский монастырь. Там преподобный настолько прославился подвижнической, добродетельной жизнью, что вскоре (в 1630 году) был рукоположен епископом Лазарем (Барановичем) в сан иеродиакона, а через два года - в иеромонаха.
Слава об образцовом монашеском житии иеромонаха Макария распространилась за пределы Купятичского монастыря, и в 1637 году братия Симоновского Брестского монастыря обратилась с просьбой к игумену Купятичского монастыря Илариону (Денисевичу) отпустить к ним в настоятели святого Макария. Но иеромонах Макарий был необходим и купятичскому игумену, и в том же году он послал его к Киевскому митрополиту Петру Могиле для вручения собранных братией денег на перестройку Киевского Софийского храма и для испрошения помощи на постройку и обновление разрушившейся монастырской церкви. Увидя в иеромонахе Макарии преданного сына Церкви Божией, митрополит выдал ему универсальный лист для сбора пожертвований, а в 1638 году назначил его настоятелем Каменецкого Воскресенского монастыря (Гродненская область). До ограбления и захвата монастыря униатами в 1642 году преподобный Макарий руководил братией этого монастыря. В суровое время братия Купятичского монастыря призвали в игумены преподобного Макария, который удерживал этот монастырь до 1656 года. С 1656 по 1659 гг. преподобный Макарий возглавлял Пинский монастырь. В 1660 году в сане архимандрита, «ко спасению вечному православные люди приводя», святой Макарий руководил братией родного Овручского Успенского монастыря.
Это было тяжелое время для православных христиан Западной Руси. Католическая Польша старалась навязать православному народу унию и латинство. Более девяти лет продолжалась непрерывная борьба с латино-поляками в Овруче. Униаты и монахи-доминиканцы неоднократно нападали на обитель преподобного, грабили церковное имущество, наносили побои и оскорбления братии. Но угодник Божий Макарий не падал духом и ободрял братию надеждой на небесное заступничество. «Повторяйте, повторяйте чаще слова пророка Давида, - говорил он, - Господь просвещение мое и Спаситель мой! Кого убоюся?.. Аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю» (Пс. 26, 1-3). И сердца иноков укреплялись твердой верой и надеждой на Всесильного Бога.
Во время нападения на обитель в 1671 году униаты призывали святого Макария перейти в унию, но «веры православныя неустрашимый защитниче» мужественно отвечал: «Какое общение возможно для нас с вами? Вы оставили правила Вселенских Соборов, приняли предания лжи и вместо того, чтобы быть под Главою Церкви Иисусом Христом, преклонились перед земным властителем - римским папой». Разъяренные поляки, подстрекаемые иезуитами, разорили город и обитель и разогнали всех иноков. Преподобный Макарий покинул монастырь, в котором не осталось ни одного монаха, и отправился для духовных подвигов в Киево-Печерскую лавру. Здесь он провел в подвигах два года. Но такой ревностный защитник Православия нужен был не только в Киеве. Митрополит Киевский Иосиф (Нелюбович-Тукальский) назначил архимандрита Макария настоятелем Каневского монастыря. Там угодник Божий, муж высокой праведной и духовной жизни, поучая всех «истинней вере и житию богоугодному», прославился многими чудесами и благодатным даром прозрения. Множество убогих, бедных, больных и скорбящих людей приходи¬ли к нему в обитель, где получали духовный совет и исцеление.
Однажды святой Макарий исцелил ослепшего жителя города Канева. «Веруй и молись Тому, Кто дал зрение слепому, - сказал он, - иди к навечерию Богоявления Господня и молись». Во время богослужения, когда преподобный читал слова молитвы на освящение воды: «Велий еси Господи и чудна дела Твоя», слепой увидел мелькнувший возле глаз луч света и внезапно прозрел. В благодарность Богу исцелившийся построил храм в честь святого Богоявления. Известен случай, когда преподобный Макарий «ленивого и неблагонравного сына жены благочестивыя» добрым советом и молитвой обратил к покаянию. «Читай одну молитву “Отче наш”, - говорил преподобный юноше, - и в ней найдешь все - и свет богопознания, уроки для жизни, и утешение, и силу для духа; прочесть эту молитву со вниманием, думаю не тяжело». Молитва так понравилась юноше, что он стал часто читать ее и вскоре стал честным и добродетельным человеком.
За два года до блаженной кончины преподобный Макарий предсказал о разорении Канева и своем страдальческом завершении жизни. Он неустанно призывал твердо и безбоязненно исповедовать святое Православие: «Приять венец нетленный нельзя иначе, - говорил святой, - как совершая законно подвиг свой. Да не отступят православные от святой веры, но да стремятся с терпением на предстоящий подвиг, памятуя непрестанно Господа Иисуса».
В 1672 году в Каневском монастыре нашел приют сын Богдана Хмельницкого Юрий. Гетман Дорошенко, ходатайствовавший перед митрополитом Иосифом о назначении преподобномученика Макария, неоднократно посещал Каневского настоятеля и в 1675 году перешел в русское подданство, отказавшись от подданства Турции, по-видимому, не без совета преподобномученика Макария.
4 сентября 1678 года турки и татары напали на Канев и ворвались в монастырь. С крестом в руках преподобный бесстрашно встретил варваров на паперти храма. Татары стали жестоко бить его, требовали указать, где спрятано монастырское золото и имущество. «Мое золото на Небе, а не на земле», - отвечай святой старец. Нечестивые захватчики стали избивать его палками, ломали руки и ноги железными орудиями и сдирали с него кожу. Но святой Макарий, призывая Сладчайшего Иисуса, терпеливо переносил мучения. «Стопы моя направи на путь мирен, к Тебе, Боже, - восклицал он, - ибо сего желает и в сем скончавается душа моя».
Через два дня (7 сентября 1678 года) мучители отсекли преподобному Макарию голову и бросили тело на площади. Христиане тайно ночью внесли святого в монастырскую церковь. Но враги подожгли храм, и все скрывавшиеся в нем погибли от огня и дыма. Когда захватчики ушли из монастыря, то уцелевшие жители города нашли тело преподобномученика нетленным. Словно живой, в одной власянице, с крестом на груди и с крестом в руках лежал преподобный. 8 сентября 1678 года христиане погребли его святые мощи под жертвенником храма.
В 1688 году при перестройке монастырской церкви был открыт гроб преподобного и в нем обнаружено его нетленное благоухающее тело. В связи с опасностью нападения на Каневскую обитель 13 мая 1688 года святые мощи были перенесены в новопостроенный храм Михайловского Переяславского монастыря, а после его закрытия почивали с 4 августа 1786 года в Переяславском Вознесенском монастыре Полтавской губернии.
В 1942 году мощи были перенесены в Троицкую церковь города Черкассы, а с 1965 года находятся в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы того же города.
Память преподобномученика Макария совершается дважды: 7/20 сентября - в день преставления и 13/26 мая - в день перенесения святых мощей.
Тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневского
глас 4
Христу, нас ради с Небес сошедшему,/ последовал еси в подвизех твоих,/ Макарие, отче наш./ Егоже моли о нас, ублажающих тя,/ прощение прегрешений даровати нам,/ любовию же и смирением сердца наша озарити/ и спасти души наша.
Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневского
глас 4
Божественным желанием весь сам себе от юнаго возраста Господеви возложив,/ явился еси светильник светлый граду твоему,/ поучая всех истинней вере и житию богоугодному,/ священно-мучениче Макарие, Овручская похвало./ Сего ради, яко агнец непорочный, гонимый от распрелюбивых врагов,/ возшел еси во обитель Каневскую,/ идеже, яко пастырь добрый, душу твою положил еси за овцы твоя./ И ныне ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих/ мы, грешнии, со умилением притекающе,/ дар исцеления приемлем, многострадальне:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всем, чтущим тя, всякое исполнявши требование,/ моляся Христу Богу спастися душам нашим.
Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневского
глас 8
Ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих,/ преподобномучениче Макарие,/ мы, грешнии, притекающе, дар исцеления приемлем:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всех, чтущих тя, всякое исполнявши требование,/ молящеся Христу Богу спастися душам нашим.
Кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневского
глас 4
Нетленною красотою смиреннаго жития твоего/ Бога на земли прославил еси/ и Божественный веры чистоту/ сохраняти люди научил еси,/ страдальческими же подвиги кончину прием,/ от Бога прославлен явился еси,/ преподобномучениче Макарие, отче наш.
Ин кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневского
глас 2
Постническое и равноангельное житие твое/ страдальческими уяснил еси подвиги/ и Ангелом совсельник, Богоблаженне, явился еси, Макарие,/ с нимиже Христу Богу моляся не престай/ о всех нас.
Молитва преподобномученику Макарию
О преславный преподобномучениче Макарие, скорый помощниче и теплый заступниче всех, притекающих к тебе, предстательством своим пред Господом умоли Спаса нашего, да обратит души наша к покаянию и исправлению, да дарует мир отечеству нашему и всей земли и да поможет всем нам твердыми быти в вере Православней и делех благих, да отженет от нас дух злобы и лукавства и братолюбие вселит в нас, и да приносим во всем житии нашем плоды духовныя: любовь, благость, милосердие, веру нелицемерную, кротость и воздержание, и да, распявше на земли плоть нашу со страстьми и похотьми и духом живуще и ходяще, сподобимся жизни вечныя в веце грядущем, и, райския сладости присно наслаждающеся с тобою и со всеми святыми, прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Святой Георгий Константинопольский
Святой исповедник Георгий пострадал за почитание святых икон в Константинополе в первой половине IX века. Император Феофил принуждал святого Георгия отречься от поклонения святым иконам, но мужественный исповедник отказался исполнить повеление, объявив нечестивому императору, что, поклоняясь святым иконам, мы поклоняемся их Вечному Первообразу. За ослушание император приказал отнять и разграбить имущество святого Георгия, а самого его с веревкой на шее влачить по улицам Константинополя и ввергнуть в темницу. После этого святой Георгий был отправлен в ссылку, с женой Ириной и детьми. Претерпев в ссылке много скорбей, святой исповедник Георгий скончался.
Преподобный Евфимий Иверский
Преподобный отец наш Евфимий был родом грузин (иверец) из области Тао. Отец его, именитый и богатый, по сердечному влечению к равноангельной жизни, оставил богатство и славу мира и в духе нищеты Христовой, шествуя крестным путем жизни под именем Иоанна, принятым в пострижении, удалился из Грузии в Константинополь. Между тем Евфимий, бывший в то время еще в младенческих летах, оставался на родине со своим дедом, под старческим руководством которого и воспитывался в правилах строгой христианской нравственности. Впрочем, и дед недолго оставался с ним в Грузии: взяв с собой Евфимия, он отправился тоже в Константинополь, чтобы найти там сына своего Иоанна и убедить его возвратиться в отчизну.
Так и случилось: он отыскал Иоанна и со слезами упрашивал его пойти домой. Но Иоанн не только не соглашался на это сам, но даже и сына своего Евфимия не хотел отпускать от себя. Поэтому огорченный старец должен был войти с сыном своим в большой спор: Иоанн желал оставить его при себе, а отец Иоаннов не хотел расставаться с любимым своим внуком ни под каким видом, так что наконец это дело дошло до сведения царствовавшего тогда Никифора.
Пораженный трогательным спором о дитяти между его отцом и дедом, Никифор приказал представить к нему всех троих. Когда они предстали и перед лицом царя возобновили спор об отроке, Никифор решил так: чтобы ни тот, ни другой не оставлял его при себе против собственной его воли, но чтобы поручили это суду Божию, - то есть к кому отрок пойдет, пусть при том он и будет. Надобно заметить, что Евфимий почти и не видал хорошенько и не знал своего отца. Когда таким образом оставили отрока на собственную его волю, он бросился к своему отцу, которого, как сказано, и не видал, и не знал до настоящего часа, - так что этим растрогал, удивил и привел в слезы всех бывших там. Тогда блаженный Иоанн принял сына своего как будто прямо от Бога, и потому, как дар Божий, немедленно посвятил его служению Господу, облек в иноческую одежду и озаботился образованием его в науках внешних, в большей или меньшей мере нужных для инока.
Прекрасные способности и чрезвычайное прилежание Евфимия скоро усовершенствовали его внешнее образование, а между тем неуклонное шествие по крестным стезям христианского самоотвержения под строгим и бдительным руководством отца привлекло на него благословение свыше, так что он сделался наконец приятелищем Святого Духа.
Может быть, сколько, с одной стороны, занятия классические, столько, с другой - строгие лишения плоти даже в существенных ее требованиях, изнурили жизненные его силы, и он заболел тяжко. Но и здесь Господь не оставил его: предстательством и помощью Пресвятой Госпожи нашей Богородицы Евфимий сперва оправился от болезни, а наконец и совершенно освободился от нее. Такая очевидная милость Божия и заступничество Пренепорочной Девы Богородицы были новым для него побуждением и возлагали на него священный долг - более прежнего посвятить себя подвижническим трудам и преуспеянию во всех делах благочестия. С помощью благодати Божией он, действительно, был для своего времени светлым образцом иноческой жизни, достойным не только подражания, но и удивления. Чтобы удостовериться в этом, довольно рассказать об одном обстоятельстве.
Однажды пришел к нему еврей - поговорить о вере. Блаженный Евфимий никак не хотел вести с ним беседу подобного рода, почитая пустословием отъявленным врагам Христовым излагать и объяснять божественные таинства веры. Впрочем, из уважения и почтительности к своему отцу, много убеждавшему его к беседе с евреем, наконец согласился на это. Когда начал он приводить еврею различные изречения и предсказания Ветхого Завета о Божественном Мессии, Господе нашем Иисусе Христе, Которого отвергли евреи, - слушавший его еврей онемел, невольно убеждаясь в справедливости его слов и не находя им со своей стороны никаких возражений. Однако этот отверженец, пристыженный святым Евфимием, вместо того чтобы принять к сердцу глаголы святой истины, по упорству, свойственному неверным, дерзнул произносить нечистыми своими устами хулу на Господа нашего Иисуса Христа. «Да онемеют уста, хулящие Господа Бога нашего!», - воскликнул тогда святой Евфимий, воспламенившийся божественной ревностью. И в то же мгновение еврей онемел, ринулся оземь, и из богохульных его уст начала клубиться пена. В таком ужасном положении на другой день нечестивец испустил преступный свой дух. Это чудо привело всех в страх и ужас, и по всему Константинополю пронеслись слава и молва о святом Евфимии.
Конечно, по-мирски, событие подобного рода и человеческая слава могли бы другого осуетить и привязать к жизни среди столицы. Но блаженный Евфимий, как и все истинные подвижники, глубоко чувствуя и зная, что окруженный славой мира чуждается славы Божией и воспринимает награду свою от людей, как птица от пут, понесся из Константинополя, как узник из темницы, в сопутствии своего отца на Святую Гору Афонскую и поселился в Лавре преподобного Афанасия. Афанасий с любовью принял их, и так прошло еще некоторое время. Между тем божественный Афанасий видел прозорливыми духовными очами, что святой Евфимий за сердечную чистоту был избранным сосудом Святого Духа, и потому начал убеждать его к принятию священства. Долго не соглашался на это смиренный Евфимий, отзываясь из-за собственного своего недостоинства и важности священного сана. Однако, наконец, как истинный послушник, отдал себя в волю святого Афанасия и принял рукоположение. В этом высоком сане Евфимий возвысился более прежнего тайными подвигами, прилагая воздержание к воздержанию и добродетель к добродетели, так что впоследствии, чувствуя силы и благодать Всесвятого Духа, принял на себя труд - перевести все Священное Писание на грузинский язык. Кроме того, составил он много полных высокой мудрости книг и своих собственных произведений, возобновил многие храмы и больницы, и таким образом возвеличил Святую Гору с ее пустынями, придав им еще большую красоту. Нужно признаться, что сердечную его доброту и христианскую внимательность ко всем и каждому, неподражаемое его смирение, с каким он служил четырнадцать лет больному своему родителю и великому Афанасию, невозможно описать языком человеческим.
Когда же преподобный Афанасий отошел ко Господу, блаженный Евфимий по просьбе и желанию братства принял управление священной Лаврой. Впоследствии и вся Святая Гора избрала его своим правителем, потому что он был в деятельности неусыпен и бдителен, и слово священных уст его, исполненное мудрости и утешения, источало для всех врачевство духовное. Впрочем, он недолго оставался в своем звании: любовь к строгому безмолвию влекла его в уединение. Поэтому, избрав для Лавры вместо себя игуменом родственника своего Георгия, он погрузился в пустыню, и только Бог знал и видел тайные его подвиги и молитвенные труды. Но так как не может, по слову Писания, укрыться город, стоящий на верху горы (МФ. 5:14), то и жизнь святого Евфимия не утаилась от ведения человеческого: Сам Бог прославил его и явил дела его, как увидим это из нижеследующего.
Однажды преподобный Евфимий прибыл в Солунь, где был весьма ласково принят тамошним епископом - мужем весьма благочестивой жизни. Епископ был близко знаком с одним из Солунских евреев, которого он постоянно убеждал к принятию христианской веры, но тот ни под каким видом не соглашался. В бытность преподобного у епископа, упомянутый еврей пришел к нему и по-прежнему был убеждаем к верованию во Христа. Но вместо того чтобы принять убеждения архипастырские если не с уважением и покорностью, то, по крайней мере, со скромностью и молчанием, еврей, считая слова епископа за пустословие и шутку, дерзко отзывался о христианской вере. Слыша это, епископ просил святого Евфимия поколебать мудрыми своими убеждениями упорство еврея, но преподобный, как истинное чадо кротости и смирения Иисуса Христа, говорил, что это относится более к обязанности и долгу епископа и что он считает себя в этом случае человеком посторонним. Впрочем, когда епископ стал настоятельно просить его, послушный Евфимий отверз уста свои, исполненные благодати и силы Святого Духа, и все возражения еврея относительно христианской веры опроверг ясными свидетельствами Ветхого Завета, и изложил на основании пророческих слов все истины Евангелия так, что обезоруженный израильтянин должен был наконец со стыдом умолкнуть.
После этого, кипя негодованием на святого Евфимия, так пристыдившего его при всех, он не вынес движений огорченного сердца и, вместо возражений, на доказательства святого о Божественности Иисуса Христа дерзнул произнести хулу на Него. Тогда, строго воззрев на него, святой Евфимий сказал: «За то, что ты смел произнести хулу на Творца и Владыку всех, Господа Иисуса, да умолкнут уста твои, беззаконный!» И еврей онемел, упал на землю, и богохульные уста его и глаза исказились. Такое чудо чрезвычайно ужаснуло всех находившихся там евреев и христиан. Припав к ногам преподобного, они просили сжалиться над евреем и исцелить его. Преподобный, насколько строгий к хулителям имени Христова, настолько же и сострадательный к бедствующим, послушал их и, осенив еврея знамением животворящего креста, исцелил его. Тогда еврей громогласно исповедал, что Иисус Христос есть истинный Бог, Творец всего, Обладатель всякого дыхания и крестился с домашними своими и со всеми евреями, находившимися там и видевшими это чудо. Впоследствии уверовало во Христа много и других евреев, слышавших об этом. Исцелившийся в благодарность пожертвовал святому большое количество серебра, но он отказался и повелел этот дар раздать нищим.
У иноков Святой Горы издавна и доныне соблюдается обычай - на праздник Преображения Господня восходить на самую вершину Афона для всенощного бдения и Литургии. Однажды вместе с братией взошел наверх и святой Евфимий. Братия окружила его и усердно просила, чтобы он совершил Божественную литургию. Послушный пресвитер уважил просьбу братии и приступил к священнодействию. Когда на Литургии он возгласил: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще», а братья воспели: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» - внезапно облистал всех чрезвычайный свет, гора потряслась в своем основании. Пораженные иноки пали ниц на землю. Преподобный же Евфимий стоял неподвижно, осияваясь дивным светом и имея вид огненного столпа. После этого чуда преподобный более прежнего прославился всюду.
В то время отошел ко Господу архиепископ Кипрский. Греческий император Василий отправил послов с собственноручным письмом к преподобному Евфимию, убедительно прося его принять пастырский жезл управления Кипрской Церковью. Но преподобный и слышать не хотел о таком иерархическом достоинстве, говоря, что при своем недостоинстве он не только не может управлять другими, но сам требует постороннего водительства по крестным стезям иноческой жизни. Так он был смиренномудр, зная, что смиренномудрие есть мать всех добродетелей.
Впрочем, при всеобщем к нему уважении и славе, которой славил Бог Своего угодника, завистливый враг - диавол, всегдашний противник добра, не вынося постоянного уничижения и побед, которыми преподобный низлагал и сокрушал гордую его шею, избрал своим орудием одного из иноков для того, чтобы убить Евфимия. Несчастный, забыв свои строгие обеты и ужасные последствия сатанинского замысла, увлекаясь только завистью к доброй славе Евфимия, решился на убийство и, скрыв под одеждой нож, взошел на башню, где была келия преподобного. Но Бог не дал жезла грешника на жребий праведника. Послушник святого, заметив у убийцы нож, прежде чем тот успел ворваться в дверь, запер келию и не позволил ему войти.
Неудача взбесила несчастного: в неистовстве своем он поразил ножом блаженного ученика преподобного и, бросившись бежать, в бешенстве, с бесчинным криком и воплем встретил другого ученика преподобного. Поразил и того ножом и вслед за этим был сам постигнут праведным судом Божиим: произнося хулу нечистыми своими устами, он ударился оземь и испустил дух. Между тем святой, благодатью Святого Духа узнав о том, что случилось по действию диавола с ранеными учениками, поспешно подошел к ним и облек их в великую схиму, после чего вскоре отошли они ко Господу.
Наглый же и зловонный пес - диавол, никак не терпя дел святого, снова побудил к убиению его одного садовника, который, придя к преподобному с ножом, поразил его, думая, что с одного удара убьет преподобного. Но хранимый Богом Евфимий не потерпел никакого вреда, потому что нож убийцы согнулся, а железо, потеряв свойственную ему твердость, умягчилось, как воск, рука же, посягнувшая на жизнь угодника Божия, осталась недвижимой и иссохшей. Пораженный таким чудом, садовник со слезами пал к стопам преподобного, искренне исповедал свой грех и трогательно умолял его о прощении и исцелении иссохшей руки. Незлобивый старец смиренно простил его и, помолившись Богу, даровал ему не только телесное, но и душевное здравие.
Но, излагая таким образом некоторые светлые черты из дивной жизни преподобного, что можем мы сказать надлежащим образом о сердечных качествах, а именно о милосердии, кротости и безгневии, о сострадательности ко всем и каждому, равно как и о постоянных его молитвенных подвигах, и о всех свойствах иноческого образа, которые возвышают человека над всем чувственным и видимым и прежде времени доставляют ему ангельское бесстрастие и божественную славу? Это выше всякого описания и человеческой речи. При всех этих, так сказать, сокровенных и внутренних свойствах преподобный Евфимий и по обстоятельствам внешним оставался для всей Святой Горы украшением и славой. Там, где нужда требовала каких-нибудь царственных пособий, то святогорские отцы просили его ходатайства перед императором, и он с удовольствием принимал на себя труд лично ходатайствовать перед ним и просить о нужном для Святой Горы. А император, зная его с давнего времени и постоянно слыша прекрасные отзывы о святой его жизни, с особенной внимательностью и чувством уважения принимал его просьбы и тотчас исполнял их.
Так случилось, когда на Святой Горе проявились некоторого рода нестроения. Святой Евфимий по просьбе отцов немедленно отправился в Константинополь, следствием чего были для Святой Горы желанный мир и тишина, а для самого преподобного - страдальческая кончина. Находясь там, он по необходимости отправился однажды на муле в сопутствии инока в часть города, называемую Платия. На одной улице сидел нищий и просил милостыню. Сострадательный Евфимий, не слезая с мула, хотел подать просившему что-нибудь, но бессмысленное животное, испугавшись движений нищего, одичало, понеслось вдоль улицы, и преподобный, не будучи в силах удержать его, был сброшен на землю и разбился смертельно.
Собрались христиане, подняли его и, едва дышащего, отнесли в дом, где он остановился. Преподобный недолго мог переносить убийственный удар и через несколько дней, 13 мая, мирно предал свою святую душу Господу. Так судил Господь преподобному Евфимию окончить подвижническую свою жизнь. А в проявление святости и дерзновения его перед лицом Своим тотчас прославил его: от священных мощей преподобного происходило много исцелений и чудес.
Впоследствии мощи его были перенесены на Святую Гору и положены в обители честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, обновленной преподобным Евфимием и прозванной потом Иверской во славу Отца и Сына и Святого Духа, Единого Божества и Царства. Аминь.
Тропарь Евфимию новому, Иверскому
глас 4
Постнически преподвизався на горе, умная врагов ополчения всеоружием креста погубил еси, всеблаженне, паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси, убив Копронима мечем веры и обоих ради венчался еси от Бога, преподобномучениче Евфимие приснопамятне.