Продолжение...
Преподобный Севастиан (Дабович), Джексонский
В разгар гражданской войны в США, в 1863 г., в порт Сан-Франциско с дружественным визитом прибыла русская Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Андрея Александровича Попова. Этот визит является одним из весьма примечательных событий в насыщенной истории русско-американских связей XIX века. Немаловажное значение он, как оказалось впоследствии, приобрел и для становления православного христианства и распространения влияния Русской православной церкви в Калифорнии и США.
На флагмане эскадры, корвете «Богатырь», находился иеромонах Кирилл из Тихвинского монастыря, который крестил детей русских и сербов поселенцев в Сан-Франциско, в том числе первого православного священника, родившегося в Америке, серба Йована (в монашестве - Севастьяна) Дабовича, будущего «апостола» сербского православия в Америке . Без всякого преувеличения С. Дабовича можно назвать одним из столпов раннего православия в Северной Америке.
Отец Севастьян родился 21 июня 1863г. в Сан-Франциско в семье Ильи и Елены Дабовичей, сербских иммигрантов из Герцоговины, поселившихся в Америке в 1853 г. Отец Севастьян был четвертым из семи сыновей четы Дабовичей. Как он утверждал в старости: «Я первый мальчик, рожденный сербскими родителями в Америке. Раньше меня родились только две девочки, мои двоюродные сестры, дочери моего дяди». С детства будущий миссионер отличался кротким и тихим нравом, любил посещать с матерью церковные службы и ни о чем другом, кроме как о служении священником, не мечтал. После окончания школы Йован прислуживал в русском соборе в Сан-Франциско во время церковных служб псаломщиком.
В 1884 г. его назначили в церковь Св. Михаила в Ситку. Во время пребывания на Аляске отец Севастьян решил продолжать свое духовное образование. Таким образом в 1885 г. он отправился в Россию, где три года обучался в духовных академиях в Санкт-Петербурге и Киеве. В 1888 г. в Санкт-Петербурге он был пострижен в монахи и получил имя Севастьян. 25 декабря того же года митрополит Новгородский Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский) рукоположил его во диаконы. Этим обстоятельством Дабович всегда очень гордился. В июне 1889 г. о. Севастьян вернулся в Сан-Франциско. Знание иностранных языков (кроме английского и сербского, он владел греческим и русским) сделало его своеобразным мостом между русским духовенством в Сан-Франциско и многонациональной паствой. Новый епископ Алеутский и Аляскинский Владимир (Соколовский-Автономов) назначил Дабовича заведовать службами, ведущимися на английском языке. В 1892 г. о. Севастьян подал прошение епископу Николаю (Зиорову) о том, чтобы тот доверил ему миссионерскую работу на Тихоокеанском побережье США. Так С. Дабович стал миссионером. Он совершил множество миссионерских путешествий по разным городам Калифорнии, Орегона, Вашингтона, Британской Колумбии, везде привлекая к себе православных людей и призывая их основывать церкви. В 1894 г. благодаря усилиям о. Севастьяна в городе Джексон (Калифорния) была открыта первая в западном полушарии сербская православная церковь Св. Саввы.
При поддержке Дабовича построили православные церкви в Портленде, Чикаго, Лос-Анджелесе. В 1894 г. С. Дабович вместе с А. Хотовицким (русским священником из Нью-Йорка) сопровождал епископа Николая (Зиорова) во время поездки того в Вашингтон на встречу с президентом США У. Маккинли. В 1905-1909 гг. С. Дабович исполнял обязанности руководителя сербской православной миссии с центром в Чикаго. В 1912 и 1917 г. дважды отец Севастьян отправлялся на поля сражений в Европу, где служил капелланом в сербской армии во время Балканских и Первой мировой войн. А вообще, по словам самого Дабовича, он пересекал Атлантику 15 раз, а Тихий океан - 9 раз.
Последние годы своей жизни о. Севастьян провел на родине предков, в Сербии, где и умер в Жичском монастыре 30 ноября 1940 г. в возрасте 77 лет. В последние годы жизни С. Дабович сильно тосковал по Сан-Франциско, где он родился. В одном из писем своему американскому корреспонденту Н. Муссичу он писал: «Мое тело все слабеет и слабеет. Мне бы хоть только один раз взглянуть на пролив Золотые ворота. Все мои лучшие детские воспоминания связаны с Сан-Франциско, с тем местом, где я был рожден». Последними словами о. Севастьяна были: «Я хочу только одного - Царства Небесного».
В 2007 г. останки С. Дабовича были перенесены из Жичского монастыря в церковь Св. Саввы в Сан-Франциско, в ту самую церковь, которая была основана в 1894 г. заботами о. Севстьяна. На его надгробии выбита надпись: «Первый американский сербский православный апостол. Святой апостол Севастьян, молись за нас!»
(по материалам:
http://histrf.ru/ru/uchenim/blogi/post-1841)
На прошедшем с 14 по 29 мая 2015 года в Белграде Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви было принято решение о канонизации новых святых и установлении дней их памяти.
(святитель Мардарий (Ускокович), епископ Американский и Канадский и преподобный Севастиан (Дабович) Джексонский)
К лику святых отныне причислены святые мученики Пребиловацские (память 24 июля/6 августа), святитель Мардарий (Ускокович), епископ Американский и Канадский (память 29 ноября/12 декабря), и преподобный Севастиан (Дабович) Джексонский (память 17/30 ноября).
Преподобный Аредий Лиможский (Aredius), игумен
(Св. Аредий, бюст-реликварий, Saint-Yrieix-la-Perche)
Память 25 августа (Галл.), 17 ноября (Галл.)
Аредий был жителем города Лиможа и происходил из весьма знатного в тех местах рода. Его отца звали Жокунд (Jocundus). Аредия передали королю Теодеберту II в возрасте 14 лет и включили в число придворных детей, живших при нём в Трире. В этом городе жил в то время святой епископ Никита. Увидев юношу во дворце короля, епископ заметил в его лице нечто благостное и велел ему следовать за собой, что тот и сделал.
Когда они начали беседовать о божественном, юноша испросил у блаженного епископа наставить его и упражняться с ним в чтений Священного Писания. После принятия пострижения, пребывая при епископе и ревностно отдаваясь занятиям, молодой Аредий был отмечен знаком обретения благодати Святого Духа - однажды из-под церковного свода во время пения псалмов в церкви слетел голубь и, легко покружив вокруг юноши, сел ему на голову. Как ни старался смущенный юноша отогнать голубя, тот вновь садился ему на голову или на плечо, не покидая его многие дни.
После смерти отца и брата Аредий возвратился на родину, дабы утешить свою родительницу Пелагию, у которой никого из близких не осталось, кроме этого ее отпрыска. Жили они в городе Аттан (Attanum, Attane). Аредий предавался постам и молитвам и попросил мать взять на себя заботы по дому: присмотр за прислугой, возделывание полей и уход за виноградниками.
Сам же он руководил возведением церквей в их имении, построил храмы в честь святых чьи мощи он изыскал. Некоторых из своих слуг он постриг в монахи и основал монастырь, в котором соблюдали устав не только Кассиана, но также и Василия и других игуменов, установивших порядок монастырской жизни. Его набожная мать заботилась о пище и об одежде для монахов.
К святому Аредию начали стекаться немощные, которым он возвращал здоровье, крестообразно возлагая на голову каждого руки. Кто бы ни приходил к нему, он возвращался от него исцеленным. О знамениях которые сотворил Господь его руками с помощью чудотворных мощей Юлиана-мученика и блаженного Мартина-исповедника, написано в книге св. Григория Турского "О Чудесах" со слов самого Аредия.
Однажды вечером, когда Аредий и его мать были на пути к базилике святого Юлиана-мученика, они пришли в сухое и бесплодное место, без единого ручья. Мать его сказал ему: "Сын мой, у нас нет воды, как мы сможем провести здесь эту ночь?". И он, простершись, очень долго молился Господу, затем, поднявшись, воткнул в землю прут, который был у него в руке, и, повернув его два или три раза вокруг своей оси, с радостным видом извлек его; и вскоре появилась такая сильная струя воды, что хватило питья не только им самим на эту ночь, но даже осталось вдоволь для лошадей.
В другой раз в дороге его застала дождевая туча. Он наклонил голову к шее лошади, на которой ехал, и простер руки с молитвой ко Господу. Когда он кончил молиться, облако разделилось на две части, и пролился сильный дождь; однако на Аредия и его лошадь не упало ни единой капли дождя.
Незадолго до своей кончины святой Аредий прибыл в Тур после праздника святого Мартина и, пробыв там немного, сказал, что ему недолго осталось жить в мире. Он удалился, воздавая благодарения Богу за то, что перед смертью сподобился облобызать могилу блаженного епископа. Придя в свою келью, он составил завещание, сделал необходимые распоряжения, отписал наследство епископам Мартину и Иларию. После этого он заболел и мучился дизентерией.
На шестой день его болезни одна женщина, в которую часто вселялся нечистый дух и которую святой не мог очистить от него, после того как руки у нее за спиной сами собой связались, стала кричать: "Бегите, горожане, ликуйте, люди, выходите навстречу мученикам и исповедникам, которые собираются на похороны Аредия. Смотрите, вот Юлиан из Бриуда, Приват из Манда, Мартин из Тура и Марциал из своего города. Вот и Сатурнин из Тулузы, Дионисий из города Парижа и прочие, что живут на Небесах и коих вы почитаете как исповедников и мучеников Божиих".
Когда она начала так кричать в начале ночи, хозяин связал ее, но никак не мог удержать. Порвав путы, она поспешила к монастырю, выкрикивая подобное. Вскоре преподобный муж испустил дух, получив истинное свидетельство того, что был принят ангелами. А эта женщина вместе с другой, тоже мучимой злым духом, на похоронах Аредия, как только его зарыли в могилу, очистились от порчи, наведенной врагом рода человеческого. Также, после похорон некая немая облобызала могилу преподобного и вновь обрела дар речи.
(храм Сент-Ирьи-ла-Перш (Saint-Yrieix-la-Perche))
Впоследствии его монастырь и селение были названы Сент-Ирьи (Saint-Yrieux) в честь преподобного. Мощи святого Аредия пребывают в бюсте-реликварии, находящемся в храме Сент-Ирьи-ла-Перш (Saint-Yrieix-la-Perche).
Святитель Григорий Турский, епископ
В миру Георгий Флоренций, родился около 540 года в Оверни. Происходил из знатной римской фамилии. Заботливо воспитанный св. Галлом, епископом Клермонтским, Григорий в 573 г. получил сан епископа Турского и благодаря своей учености, набожности и кротости приобрел всеобщее уважение. Он пользовался большим почетом у франкских королей Зигеберта, Гунтрама и Хильдеберта II и энергично защищал интересы церкви против Хильперика и Фредегунды. Григорий умер в 594 г., почитаемый народом как чудотворец и святой.
Главное его соч., "Historia Francorum" (в 10 кн., с автобиогр.), написанное на латинском языке, имеет громадное значение, служа главнейшим источником для истории Меровингов до 591 г. Подобно древним русским летописцам, Григорий смотрит на все факты с христианской точки зрения и описывает события просто, безыскусственно, без серьезного исторического понимания.
Его вера в чудеса и наивность выразились в его "VII libri miraculorum" - рассказах о разных мучениках, чудесах, особенно о св. Мартине, - и "Vitae patrum". Все его соч. изданы в Париже в 1522 г., и, в частности, в 1871 году в патрологии Миня (Migne).
Преподобный Вульфилаих Трирский (Wulfilaich ), столпник, иеродиакон, игумен
Память 21 октября , 17 ноября
Родом он был лангобард. Еще в детстве он узнал о святом Мартине Турском, навык обращаться к нему в молитвах и творить милостыню. Повзрослев, он ревностно принялся за науки, а затем меня обучался у игумена Аредия. Со своим наставником он предпринял паломничество в базилику святого Мартина, и был вдохновлен произшедшим после приезда чудесным умножением песка, привезенного с могилы святого.
Около 585 года Вульфилаих прибыл в Епосий (Eposium, впоследствии Ивуа (Yvois)) в Арденнских горах, в области города Трира, где поселился как отшельник. По примеру преподобного Симеона Столпника, он взошёл на столп, где переносил суровый климат Арденн, пребывая в молитве. Питьем и пищей ему служили немного хлеба и овощей, и в меру - вода. Язычники были так поражены его проповедями, обличавшими ложность идолопоклонства, что обратились ко Христу, и разрушили стоявшую там статую богини Дианы, которой они прежде поклонялись. Вначале обратившийся народ никак не мог повергнуть громадную статую, но святой испросил Божьей помощи, и после этого статуя рухнула как только люди потянули за веревки. Как только дело было завершено, происками дьявола преподобный Вульфилаих покрылся болезненными струпами, но в ту же ночь излечился, помазавшись елеем из базилики святого Мартина.
Святой намеревался продолжать свой подвиг, но епископы этой земли пришли к нему, убеждая сменить образ жизни и сойти жить вместе с собравшейся вокруг него братией. Он повиновался им, став игуменом обители, и не смел восстанавливать свой столп, когда он был разрушен по указанию епископа. Вульфилаих стал проповедовать в тех краях и воздвиг большую базилику в честь св. Мартина на вершине горы, приблизительно в восьми милях от крепости Ивуа (Епосий).
Преподобный Вульфилаих был погребён в построенной им церкви. Его мощи были перенесены 7 июля 979 года в расположенный неподалёку Кариньян (Carignan). В дальнейшем жившие в тех краях отшельники подчинялись монастырю Орваль (Orval). Ныне вблизи места его подвигов существует римо-католический монастырь святого Вульфилаиха в Маргю (Margut).
Преподобная Хильда (Hilda), игумения Уитбийская
Память 25 августа на перенесение мощей, 17 ноября
Была дочерью Херерика, племянника короля Нортумбрии Эдвина. Как ее двоюродный дед, стала христианкой около 627 года, благодаря проповеди святого Павлина Йоркского, когда ей было 13 лет.
Воодушевленная примером своей сестры Хересвиты, которая стала монахиней в Шелльском монастыре (Chelles) в Галлии, Хильда приехала в Восточную Англию, собираясь оттуда отправиться к своей сестре на континент. Однако, святой Айдан призвал ее остаться в родной стране, и после нескольких лет монашеской жизни на северном берегу реки Вир и потом в двойном монастыре Хартлпул (Hartlepool), где она с большим успехом настоятельствовала, Хильда со временем взялась за приведение в порядок двойного монастыря в Стренескальке (впоследствии Уитби) (Streaneschalch, Whitby).
Под управлением святой Хильды двойной монастырь в Стренескальке стал весьма знаменит. Там изучалось Священное Писание, не менее пяти монахов из братии стали епископами, включая таких святителей как Иоанн Беверлийский и Вильфрид Йоркский. Хильда приветила святого песнопевца Кедмона. В обители в 664 году прошел знаменитый Собор, который среди прочего утвердил способ вычисления Пасхи. Слава о мудрости святой игумении была столь велика, что из дальних и ближних мест монахи и венценосцы приезжали к ней за советом.
За семь лет до кончины святая заболела тяжкой болезнью, которая не оставила ее до конца земной жизни. Несмотря на это, она не пренебрегала ни одной своей обязанностью по отношению к Богу или своим духовным чадам. Святая мирно почила в Бозе после причащения Святых Таин, и звон монастырских колоколов был слышен чудесным образом даже в Хакнессе, в 25 километрах от Стренескалька. Там благочестивая монахиня Бегу увидела душу святой Хильды, возносимую на небо ангелами.
Почитание
Жизнь святой Хильды описана в книге святого Беды Достопочтенного «Церковная история народа англов». Почитание ее в лике святых с самого раннего периода подтверждается включением ее имени в календарь святого Виллиброрда начала VIII века.
(Преподобная Хильда (Hilda), игумения Уитбийская, витраж в соборе Gloucester Cathedral)
Гробница святой была разрушена во время датского нашествия около 800 года. Ее мощи вновь обретены в X веке и перенесены английским королем Эдмундом либо в Гластонбери, либо в Глостер, память чего совершается 25 августа.
Святую Хильду почитают одной из величайших жён Англии.
Святитель Максим III (+ 1482), патриарх Константинопольский
МАКСИМ III Философ (урождённый Мануил Христоним) - епископ православной церкви, Константинопольский патриарх с 1476 по 1482 гг. Прославлен как святой, память отмечается 17 ноября.
Уроженец Пелопенеса, Мануил стал великим экклезиархом (главным ризничим) в Константинополе. После 1453 г. это служение получило дополнительные функции скевофилакса (сосудохранителя). Занимая эту должность, Мануил периодически конфликтовал с патриархом Геннадием II Схоларием (1454-1456, 1463, 1464-1465 гг.) по экономическим вопросам. Пользуясь покровительством секретаря султана Деметриоса Кюрицеса, Мануил вместе с великим хартофилаксом (хранителем церковных бумаг) Георгием Галезиотесом более 20 лет влиял на церковную жизнь в Константинополе. Поддержал патриарха Иоасафа I (1464, 1465-1366 гг.) в критике ходатайства греческого философа Георгия Амируцеса о разрешении взять вторую жену, что вызвало гнев султана Мехмеда II Завоевателя (1432-1481 гг.), который приказал отрезать Мануилу нос.
В 1466 г. Мануил способствовал избранию патриархом Константинополя Марка II Ксилоракава, что вызвало конфликт с другими претендентами, которые способствовали отстранению от церковного управления Христонима и Георгия Галезиотеса. Однако вскоре Мануил снова обрёл милость Мехмеда II, а в 1476 г. сам был избран патриархом.
Поскольку он был мирянином, то вначале принял постриг с именем Максим, на другой день был возведён в сан епископа, а на третий - в сан патриарха митрополитом Гераклеи. Само же управление церковью Максимом III было периодом относительного мира и спокойствия. По предложению султана Максим III перевёл на турецкий язык Символ веры и написал к нему объяснение.
Для окончательного осуждения Флорентийской унии, которая так и не спасла Константинополь от турок, но изрядно смутила православный мир, патриарх Максим III в конце 1480 г. направил в Сирию, Египет и Палестину митрополита Смирнского (позже Эфесского) Даниила с приглашением в адрес Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской церквей прибыть на Константинопольский собор (1482-1484 гг.). Мануил Христоним, прозванный современниками философом, также известен своими литературными трудами, главным среди которых является «Монодия на падение Константинополя».
150 мучеников-философов обращенные св. Екатериной, в Александрии
(Философы Александрии, спор с вмч. Екатериной. 1428-30гг.Мазолино да Паникале. Церковь Сан Клименте, Рим. Фреска)
Екатерина - († 307?), вмц.Александрийская (память 7 декабря), одна из самых почитаемых святых в христианском мире.
Екатерина родилась в Александрии Египетской и принадлежала к царскому роду (была дочерью некоего имп. Константина, в ранних источниках не указано, какими землями он правил). Она отличалась редкой красотой и способностями к наукам: к 18 годам изучила риторику, философию, медицину, прочитала творения всех известных античных поэтов и историков и знала 72 языка !!!
В 307 г. цезарь Максимин Даза разослал приказ всем жителям окрестных земель собраться в Александрии для жертвоприношения языческим богам. В город стали стекаться люди, которые вели быков или несли птиц для жертвоприношений. Екатерина, увидев бесчинства, происходящие на празднестве, пришла во дворец, чтобы убедить императора в ложности языческой веры.
Царь был поражен ее красотой и, будучи сам не готовым к спору с ученой девой, созвал 150 искуснейших мудрецов-риторов, чтобы те убедили ее отречься от христианства. Перед диспутом, на который собралось множество народа, Екатерине. явился арх. Михаил, ободривший святую. В долгом споре дева сумела победить риторов, доказав им ничтожество языческих богов. Когда разгневанный император потребовал опровергнуть доводы Екатерины, все философы ответили, что не имеют аргументов против истины. После поражения в споре риторы были приговорены императором к сожжению на костре.
Перед казнью они приняли христианство. Их останки были найдены нетронутыми огнем, при виде этого чуда многие уверовали во Христа (по Димитрию Ростовскому, 17 ноября 307г).