Сегодня Православная Церковь чтит память:
Неделя 5-я Великого поста.
Прпп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители св. Саввы убиенных (796); перенесение мощей прп. Феодоры, царицы Арты (Греч.); прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста).
Святителя Мартина Брагского (580), святителя Кутберта, епископа Линдисфарнского (687); мч. Арчила II, царя Иверского (744; Груз.); свт. Вольфрама, проповедника, архиеп. Сенского (720; Нидерл.);
прп. Евфросина Синозерского, Новгородского (1612); мч. Мирона Критского (1793); мч. Лоллиона старшего; мц. Фотины (Светланы) Самаряныни, ее сыновей мчч. Виктора (Фотина) и Иосии; мцц. Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мч. Севастиана (ок. 66); мцц. Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии (Феодоры) (310); свт. Никиты Исповедника, архиепископа Аполлониадского (ок. 813-820); сщисп. Никодима (Милаша), еп. Далматинского (1915; Далмат.).
Сщмч. Владимира Пиксанова пресвитера (1918); сщмч. Василия Соколова, диакона (1938).
Святые дня, молите Бога о нас!
Мученица Фотина (Светлана) самаряныня, ее сыновья мученики Виктор, нареченный Фотином, и Иосия; и сестры мученицы: Анатолия, Фото, Фотида, Параскева, Кириакия, Домнина и мученик Севастиан
Это та самая жена-самарянка, с которой беседовал Господь у колодца Иакова (Ин. 4, 5-42).
О ней я уже кратко упоминал в своем рассказе о путешествии на Корфу и материковую Грецию (
http://filin-dimitry.livejournal.com/6217.html).
Во времена императора Нерона (54 - 68), проявившего чрезвычайную жестокость в борьбе с христианством, святая Фотина жила в Карфагене со своим младшим сыном Иосией и там безбоязненно проповедовала Евангелие. Ее старший сын Виктор храбро сражался в римских войсках против варваров и за свои заслуги был назначен военачальником в город Атталию (Малая Азия).
Градоначальник Атталии Севастиан при встрече со святым Виктором сказал ему: "Я знаю достоверно, что ты, твоя мать и твой брат - последователи учения Христа. Но я по-дружески советую тебе - подчинись воле императора, за это будешь получать имущество христиан, которых ты доставишь нам. Твоим же матери и брату я напишу, чтобы они не проповедовали Христа открыто. Пусть тайно исповедуют свою веру". Святой Виктор ответил: "Я сам хочу быть проповедником христианства, как мои мать и брат". На это Севастиан ответил: "О Виктор, все мы хорошо знаем, какие бедствия ожидают за это тебя, мать и брата твоего". После этих слов Севастиан вдруг почувствовал острую боль в глазах, изменился в лице и онемел.
Три дня пролежал он слепой, не произнося ни слова. На четвертый день неожиданно он громко произнес: "Только вера христиан истинна, нет другой истинной веры!" Находившемуся рядом святому Виктору Севастиан сказал: "Меня призывает Христос". Вскоре он крестился и тотчас же прозрел. Слуги святого Севастиана, свидетели чуда, крестились по примеру своего господина.
Слухи о происшедшем дошли до Нерона, и он приказал привести христиан к нему на суд в Рим. Тогда Сам Господь явился исповедникам и сказал: "Я буду с вами, и Нерон будет побежден, и все, кто служит ему". Святому Виктору Господь возвестил: "С этого дня имя тебе будет Фотин - "Светозарный", ибо многие, просвещенные тобой, обратятся ко Мне". Святого Севастиана Господь ободрил: "Блажен, кто совершит свой подвиг до конца". Святая Фотина, извещенная Спасителем о предстоящих страданиях, в сопровождении нескольких христиан отправилась из Карфагена в Рим и присоединилась к исповедникам.
В Риме император приказал привести к себе святых и спросил их, действительно ли они веруют во Христа. Все исповедники решительно отказались отречься от Спасителя. Тогда император приказал раздробить на наковальне кисти рук святых мучеников. Но во время истязания исповедники не чувствовали боли, а руки мученицы Фотины остались невредимы. Нерон приказал святых Севастиана, Фотина и Иосию ослепить и заключить в темницу, а святую Фотину с пятью ее сестрами - Анастасией, Фото, Фотидой, Параскевой и Кириакией - отправить в императорский дворец под надзор дочери Нерона Домнины. Но святая Фотина обратила ко Христу Домнину и всех ее рабынь, которые приняли святое Крещение. Обратила она ко Христу и волхва, который принес отравленное питье, чтобы умертвить исповедниц.
Прошло три года, и Нерон послал в темницу за одним из своих слуг, находившихся в заключении. Посланные сообщили ему что святые Севастиан, Фотин и Иосия, которые были ослеплены, стали совершенно здоровы, и их постоянно посещают люди, которые слушают их проповедь; сама темница превратилась в светлое и благоуханное место, где прославляется Бог. Тогда Нерон приказал распять святых вниз головой и в течение трех дней бить их по обнаженному телу ремнями. На четвертый день император послал слуг посмотреть, живы ли мученики. Но, придя на место пыток, посланные тут же ослепли. В это время Ангел Господень освободил мучеников и исцелил их. Святые сжалились над ослепшими слугами и своими молитвами к Господу возвратили им зрение. Прозревшие уверовали во Христа и вскоре крестились.
В бессильной ярости Нерон приказал содрать кожу со святой Фотины и бросить мученицу в колодец. Мученикам Севастиану, Фотину и Иосии отсекли голени, бросили собакам, затем с них содрали кожу. Страшные муки претерпели и сестры святой Фотины. Нерон приказал отрезать им сосцы, а затем содрать кожу. Изощренный в жестокостях император уготовал жесточайшую казнь святой Фотиде: ее привязали за ноги к вершинам двух склоненных деревьев, которые, распрямившись, разорвали мученицу. Остальных император приказал обезглавить. Святую Фотину вытащили из колодца и заключили в темницу на 20 дней.
После этого Нерон призвал ее к себе и спросил, покорится ли она теперь и принесет ли жертвы идолам. Святая Фотина плюнула императору в лицо и, посмеявшись над ним, сказала: "Нечестивейший слепец, заблуждший и безумный человек! Неужели ты считаешь меня столь неразумной, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам?!"
Услышав такие слова, Нерон снова велел бросить мученицу в колодец, где она предала дух свой Господу (+ ок. 66).
Молитва святой мученице Фотине
О, святая мученица Фотино! Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великю с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангелие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящия муки укрепил и угешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши, в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодезь брошена, душу свою Господу предала еси.
Услыши нас, святая Фотино, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь.
Преподобная Мария Египетская
Память 1 апреля (14 апреля н.с.) и в Неделю пятую Великого поста.
Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.
Случилось это так. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова.
Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут поняла она, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту.
Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.
Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала сердце свое чистым храмом Духа Святого.
Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз - идущей через реку Иордан, как по суше.
Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию святых Тайн. Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии там в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было, приблизительно, в 521 году.
Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния.
Тропарь преподобной Марии Египетской
глас 8
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу,/ приимши бо крест, последовала еси Христу,/ и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух Твой.
Кондак преподобной Марии Египетской
глас 3
Блудами первее преисполнена всяческими,/ Христова невеста днесь покаянием явися,/ Ангельское жительство подражающи,/ демоны Креста оружием погубляет./ Сего ради Царствия невеста явилася еси,// Марие преславная.
Ин кондак преподобной Марии Египетской
глас 4
Греха мглы избежавши,/ покаяния светом озаривши твое сердце, славная,/ пришла еси ко Христу,/ Сего Всенепорочную и святую Матерь/ Молитвенницу милостивную принесла еси./ Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление/ и со Ангелы присно срадуешися.
Величание преподобной Марии Египетской
Величаем тя, преодобная мати Марие, и чтим святую память твою, наставнице монахов и собеседнице Ангелов.
Молитва преподобной Марии Египетской
О великая Христова угоднице, преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребыв ающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли, спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающии. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящим - утешение, недугующим - исцеление, падшим - возстание, заблуждщим - укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам -заступление и отшедшим от сего жития - вечное упокоение, всем же нам в день страшнаго Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии мира услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь.
Преподобные Иоанн, Сергий, Патрикий и прочие в обители святого Саввы убиенные
В VIII веке окрестности Иерусалима подвергались частым нападениям сарацин. Был разрушен и пришел в запустение монастырь святого Харитона. Дважды сарацины пытались разграбить Лавру преподобного Саввы Освященного, но Промысл Божий хранил обитель. Лаврские иноки могли укрыться от варварских набегов в Иерусалиме, но они решили не покидать того места, где спасались много лет.
В конце Великого поста на неделе перед Вербным воскресеньем, 13 марта, сарацины ворвались в монастырь и потребовали отдать им все ценности. Получив от монахов ответ, что в монастыре нет ничего, кроме скудных запасов пищи и ветхой одежды, сарацины стали стрелять в насельников из луков. Тринадцать человек было убито и многие ранены, пылали монашеские келлии. Сарацины намеревались поджечь и монастырскую церковь, но, увидев вдали множество людей, решили, что это войска, посланные из Иерусалима. Сарацины поспешили удалиться, унося с собой то немногое, что им удалось награбить. После бегства врага отец Фома, искусный врач, стал оказывать помощь оставшимся в живых.
В Великий четверг 20 марта сарацины в еще большем количестве вновь напали на Лавру и стали истреблять иноков. Оставшиеся в живых были согнаны в церковь, чтобы под пыткой узнать от них, где спрятаны сокровища. Обитель была окружена, чтобы никто не мог спастись бегством. Варвары схватили святого Иоанна, совсем еще юного инока, бывшего попечителем странников. Его жестоко пытали, затем перерезали на ногах и руках сухожилия и стащили за ноги по камням с горы, содрав кожу со спины мученика.
Хранитель церковных сосудов, преподобный Сергий, скрыл священную утварь и пытался бежать, но был схвачен и обезглавлен. Нескольким монахам все-таки удалось скрыться вне обители, в пещере, но это заметил находившийся на горе страж и приказал всем выйти. Внутри пещеры преподобный Патрикий шепотом сказал братиям, бывшим с ним в пещере: "Не бойтесь, я один за вас выйду и умру, вы же сидите и молчите". Сарацин спросил, есть ли еще кто-нибудь в пещере, и преподобный ответил, что он был один. Его отвели в Лаврскую церковь, где оставшиеся в живых ожидали своей участи. Сарацины потребовали с них выкуп в 4000 златниц и священные сосуды. Монахи не могли дать такого выкупа. Тогда их перевели в пещеру преподобного Саввы, находившуюся в ограде монастыря, и перед входом в пещеру развели костер, в который подбрасывали навоз, чтобы заключенные задохнулись от ядовитого дыма. В пещере погибло восемнадцать человек, в том числе и преподобные Иоанн и Патрикий. Оставшихся в живых сарацины продолжали истязать, однако, ничего не добившись от них, покинули монастырь.
Поздно ночью в Великую пятницу скрывавшиеся в горах монахи вернулись в Лавру, отнесли тела убиенных преподобных отцов в церковь и в печали погребли их там.
Варвары, грабившие Лавру, были наказаны Богом. Они стали жертвой внезапной болезни, и все до одного погибли, а тела их стали добычей диких зверей.
Кондак преподобных отец, во обители святаго Саввы убиенных
глас 4
Земных и тленных наслаждение/презревше яве, преблаженнии,/ пустынное житие изволивше,/ мира же краснейшее, и пищи временный возненавидевше,/ отонудуже сподобистеся Небеснаго Царствия,/ с лики мученик и постник веселящеся./ Темже, чтуще память вашу,/ вопием вам прилежно:/ от бед нас, отцы, избавите.
Святые мученицы-девы Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона, Иулиания, Евфимия и Феодосия
Святые мученицы-девы Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона, Иулиания, Евфимия и Феодосия были схвачены в городе Амисе (на берегу Черного моря) во время гонения на христиан при императоре Максимиане Галерии (305 - 311). На допросе они исповедали свою веру и были за это подвергнуты жестоким мукам. Их раздели и били палками, отрезали сосцы, после чего, повесив, строгали по телу заостренными крюками. Наконец святые девы были сожжены заживо в раскаленной печи (+ 310).
Тропарь Мученицам
Агницы словесныя / Агнцу и Пастырю приведбстеся мучением ко Христу, / течение скончавше, и веру соблюдше. / Темже днесь радостною душею совершаем, досточудныя, / святую вашу память, / Христа величающе.
Никита Исповедник, архиепископ Аполлониадский
Святой Никита Исповедник, архиепископ Аполлониадский, отличался глубоким знанием Священного Писания, был благочестивым и милосердным человеком. В царствование императора-иконоборца Льва Армянина (813 - 820) он твердо стоял за почитание святых икон, был сослан и скончался в заточении.
Кондак преподобному Никите исповеднику епископу Халкидонскому
глас 8
Светлостию дел твоих просиял еси, преподобне,/ апостольскаго престола наследник был еси, Никите,/ и, яко солнце, облистал еси твоей пастве, отче,/ вся Божественных учений исполнь./ Темже зовем ти:/ радуйся, Халкидону удобрение.
Преподобный Евфросин Синозерский
Преподобный Евфросин Синозерский, в миру Ефрем, родился в Карелии близ Ладожского озера. В юные годы он жил при Валаамском монастыре, затем переселился в Новгород Великий. Прожив там длительное время, святой ушел в одну из Новгородских областей - в Бежецкую пятину. Он стал причетником в селе Долосском в 20 верстах от города Устюжны Железопольской. Пострижение преподобный принял в Успенском Тихвинском монастыре. В 1600 году он начал пустынножительство в диких болотах на берегу Синичьего озера. Поставив крест и выкопав пещеру, преподобный прожил здесь два года, питаясь только дикими растениями. Нечаянно его нашли окрестные жители, которые стали приходить к преподобному за наставлениями, а некоторые оставались при нем жить. В 1612 году, когда польские отряды грабили Россию, в его пустыни спасалось от разбоя множество людей. Однажды преподобный Евфросин предсказал, что поляки идут в пустынь, и советовал всем бежать. Многие не поверили ему. "Почему же ты не уходишь от этого святого места?" - спрашивали они. Старец отвечал: "Я пришел сюда умереть ради Христа".
Кто послушался святого и ушел из обители, спаслись, а те, кто остались, все погибли жестокой смертью. Среди насельников обители был и инок Иона. Устрашенный прозрением преподобного Евфросина, он хотел бежать вместе с прочими. Но преподобный Евфросин удержал его, воспламенив в иноке ревность к дому Божию и готовность пребывать в обители до смерти. "Брат Иона, - говорил преподобный, - зачем допускать в душу страх малодушия? Когда настает брань, тогда-то и нужно показать мужество. Мы дали обет жить и умереть в пустыни. Надо быть верным слову, данному пред Господом. В таком случае смерть вводит в покой. Другое дело - мирские люди: они не связаны словом, и им нужно беречь себя для детей".
После этого святой облекся в схиму и всю ночь провел в молитве. На следующий день, 20 марта, на обитель напали поляки. Преподобный в схимническом одеянии вышел из келлии и стал у водруженного им креста. Враги бросились к нему: "Старец, отдай нам имение монастыря". "Все имение этого монастыря и мое - в церкви Пречистой Богородицы", - ответил преподобный, разумея то некрадомое богатство, которое для верующих сокрыто в Боге. Не понявшие его захватчики бросились к храму, а один из них вынул меч и ударил преподобного Евфросина в шею. Шея была перерублена до половины, и святой старец пал на землю мертвым. Когда поляки, озлобленные тем, что ничего не нашли в церкви, вернулись, убийца преподобного, не довольствуясь тем, что святой был уже бездыханен, пробил ему голову боевым топором. Погиб и инок Иона.
(Троице-Благовещенская Синозерская пустынь. Часовня Евфросина Синозерского - Старая Пустынь, фото начала XX века)
Вместе с преподобным в обители остался также один благочестивый крестьянин, Иоанн Сума. Когда ворвались враги, он находился в келлии преподобного. Несмотря на тяжелые раны, полученные от иноземных захватчиков, Иоанн остался жив. По уходе поляков он пришел в себя и рассказал вернувшемуся сыну о том, что произошло. От них и узнали окрестные жители о разгроме обители и страдальческой кончине преподобного Евфросина. Тело преподобного было с честью погребено 28 марта. В тот же день погребли инока Иону и всех, кто погиб от меча. Спустя 34 года по кончине святого в его обители был возведен строителем Моисеем новый храм во Имя Пресвятой Троицы и колокольня с переходами. По благословению митрополита Новгородского Макария 25 марта 1655 года мощи преподобного Евфросина Синозерского были перенесены строителем Ионой под колокольню.
Тропарь преподобного Евфросина Синозерского
глас 4
От юности твоей вперив ум твой к Богу,/ блаженне Евфросине,/ мира же отвергся,/ вселился еси в пустыню непроходимую,/ и тамо, от Господа укрепляемь,/ в молитвах и пощениих доблественне пожил еси,/ и жизнь твою страдальчески/ убиением от сынов противления скончал еси,/ сего ради со преподобными и мученики венчался еси,/ с нимиже и ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы./ Сию моли, молим тя,/ оставление подати согрешений наших/ и даровати нам велию милость.
Ин тропарь преподобного Евфросина Синозерского
глас 1
От юности вперив ум свой к Богу,/ блаженне Евфросине,/ и бегая суеты мира сего,/ достигл еси в пустыню непроходимую,/ идеже Богу, тя укрепляющу,/ ангельское житие стяжав,/ поработал еси довольно Владыце своему Христу/ в пощении, и в молитвах, и во всенощных бдениях/ и сподобился еси дара Духа Пресвятаго,/ еже прорицати будущая,/ наставляя на стезю покаяния/ притекающих к тебе и послушающих тя./ Темже Всеблагий Бог, видя великую твою к Себе веру,/ нелицемерную любовь и несумненную надежду,/ дарова тебе не точию еже веровати в Него,/ но еже и страдати по Нем,/ егда от противных сынов в тойже пустыни кровь твоя нещадно излияся./ И доселе, яко Авелева, вопиет к Богу,/ свидетельствующу о сем нетлением мощей твоих./ На няже взирающе, умильно вопием:/ слава Христу, даровавшему тебе благодать толику,/ Егоже и моли о нас.
Кондак преподобного Евфросина Синозерского
глас 8
Подражая житию древних отцев,/ Богомудре отче Евфросине,/ красоту мира сего возненавидел еси,/ и, в пустыню вселився,/ веру Христову, якоже щит, в сердце твое приял еси,/ с неюже изшел еси, яко добр воин Царя Небеснаго,/ не на брань противу плоти и крове,/ но на брань противу козней невидимаго врага,/ и сего вознесенную гордыню,/ по данней тебе от Духа Святаго благодати,/ глубоким смирением твоим низложил еси,/ и от Небеснаго Мздовоздателя неувядаемым венцем победы венчался еси./ Сего ради, сошедшеся любовию, вопием ти:/ радуйся, отче Евфросине, пустынное украшение.
Святитель Мартин Брагский
(Король Ариамир с епископами Лукрецием, Андреем и Мартином Брагским. Миниатюра из Вигиланского кодекса, 976 год)
Святой Мартин родился в Паннонии не позже 515 года. Про ранние годы его жизни известно мало. Он, как ревностный проповедник, стал известен во время евангелизации Испании. К 550 году в Галисии, на северо-западе Пиренейского полуострова, он вводит монашеское общежитие, правила которого он мог узнать во время монашества в Палестине. Он известен как основатель монастыря в Думио (Dumium), иначе Мондонедо (Mondonedo), где он был епископом прежде своего избрания епископом Браги. Он совершил многочисленные поездки ради обращения ко Господу язычников и ариан-свевов, чьего короля он наставил на путь истинный. Венанций Фортунат сравнивает епископа Браги, ставшего известным духовным писателем, со своим патроном, святителем Мартином Милостивым, епископом Турским. В его трудах можно найти замечательные описания нравов разных краёв, которые он посещал с проповедью.
Прот. Иоанн Мейендорф:
Принеся с собой дух восточного монашества, святой Мартин Брагский способствовал, кроме того, появлению компетентной богословской литературы, направленной против арианства, которая постепенно выявила интеллектуальное превосходство кафолического духовенства над арианами и облегчила романизацию готской аристократии.
Святитель Кутберт, епископ Линдисфарнский
Кутберт (Cuthbert) (634 - 687), епископ крупнейшего монастыря Англии - Линдисфарна, апостол Нортумбрии, один из самых почитаемых православных святых Англии.
Святитель Кутберт родился приблизительно в 634 году в Северной Англии, неподалёку от нынешней границы Шотландии. Выходец из благородной английской семьи, в возрасте восьми лет он был принят на попечение кормилицей Кенсвитой (Kenswith), вдовой и монахиней.
В возрасте семнадцати лет он после божественного видения в 651 г. поступил в монастырь Мелроуз (Melrose), расположенный в Нортумбрии, современной южной Шотландии, и стал на долгие годы другом и соратником аббата монастыря - св. Эты. Вслед за своим игуменом вместе с другими монахами он отправился в Райпон (Ripon) в Йоркшире (Yorkshire), чтобы основать новый монастырь. После смерти приора монастыря (помощника игумена монастыря) в 661 во время эпидемии чумы Кутберт стал его преемником и предпринял миссию по окрестностям, помогая пострадавшим от чумы и являя чудеса.
На соборе в Уитби, где решался вопрос, следует ли продолжать придерживаться традиций Кельтской церкви или принять римскую практику, Эта и Кутберт примкнули к римской партии, хотя оба были воспитаны в кельтской традиции. После победы на соборе Эта и Кутберт перешли в Линдисфарн (Lindisfarne), остров у северо-восточного побережья Англии: первый в качестве аббата, второй - приора. В этом сане Кутберт всячески поддерживал введение строгих правил, проповедовал на юге, в Дареме.
Стремясь к отшельничеству, он в 676 удалился в Иннерфарн (Inner Farne, Внутренний Остров), где построил келью и молельню, целиком посвятив себя молитвам.
Молва о его святости разнеслась далеко за границами монастыря, и в Йорке, в пасхальное воскресение 685 года, вопреки своей воле Кутберт был хиротонисан во епископа. Хиротонию осуществили свт. Феодор Кентерберийский, и шесть других епископов. Двумя годами позже, в возрасте приблизительно пятидесяти трёх лет, св. Кутберт почил о Бозе 20 марта 687 года.
Благодать, обретённая Кутбертом, не оставила его тело вместе с его душой. После Его блаженной кончины всё, что принадлежало ему, было тронуто этой благодатью, будь то его ботинки, от которых пришло исцеление паралитику, или телячья кожа, исцелившая святого отшельника Фельгильда (Felgild), или даже сама земля, в которую легли мощи этого святого угодника Божия. В 698 году, когда через одиннадцать лет после его кончины монахи Линдисфарна решили открыть гроб свт. Кутберта, они нашли мощи неповрежденными, Тело выглядело живым, даже одеяния святого выглядели новыми. Монахи получили благословение епископа Эдберта (Edbert), чтобы облачить мощи в новые одежды вместо тех, которые были сняты. Меняя облачения, они говорили : "Смотрите, как прославлено бренное земное тело, в предчувствие куда большей приближающейся красоты! Ты, Господи, наделил великим могуществом дорогие кости Кутберта, наполняющие Церковь воздухом самого Рая". Мощи свт Кутберта были перенесены в собор г. Дарэма, где и были захоронены вместе с главой св. мч. Освальда, короля Нортумбрии.
Мощи святителя Кутберта были осквернены в 1537 во времена иконоборцев Генриха VIII, однако даже и к тому времени они были полностью нетленными. В наше время часть мощей и фрагменты епископского облачения свт. Кутберта были возвращены в музей Дарэмского собора, где они открыты для осмотра. Представляет значительный исторический интерес смешение разных языков в надписях на облачении; греческого, латинского, и рунического шрифтов; часть предметов была сделана в Византии.
(Даремский собор Христа, Девы Марии и св. Катберта (Durham Cathedral), Великобритания)
Свт. Кутберт - один из самых почитаемых православных святых Англии. Православный храм в г. Дарэм освящен во имя свт. Кутберта.
Святитель Вольфрам Сенский, Нидерландский архиепископ
Был офицером в армии Хлодвига II. Потеряв своего отца, он оставил двор, раздал своё добро бедным и передал свои земли монастырю Фонтенель (Fontenelle). В 682 он был избран епископом Сенса (Sens). Оттуда он отправился на проповедь во Фрисландию, где обратил ко Господу местного вождя. Перед кончиной Вольфрам вернулся в Фонтенель. Его святые мощи пребывают в в Аббевиле (Abbeville), где они особо почитаемы.
Мученик Мирон Критский
Пострадал от турок за непринятие ислама в 1793 году.
Есть и другой Мирон Критский, святитель, епископ Критский (+ ок. 350, память 8/21 августа).
Мученик Лоллион старший
Был забит насмерть.
Возможно, это тот же святой, что и мученик Лоллиан, поминаемый 15/28 июля.