>>">
Трубка, нос картошечкой, солидное брюшко, хитренький взгляд - таким изобразил капитана Врунгеля художник Константин Ротов в 1937 году.
Автор "Врунгеля" Андрей Сергеевич Некрасов успел за свою жизнь побыть рыбаком на Каспии, золотоискателем на Амуре, моряком на Азове и в Охотском море.
Директором Дальневосточного Китоловного Треста в 30-е годы был Андрей Вронский. Автор указывает на него как на прототип капитана Врунгеля.
"Андрей Васильевич Вронский говорил неторопливо, и голосом, и жестами подчеркивая мнимую значительность сказанного. Свою речь, украшенную множеством остро подмеченных подробностей, он к месту и не к месту пересыпал терминами, часто повторял "Да-с", "Вот так", а к слушателям обращался не иначе как "молодой человек". При работе над рукописью будущей книжки в ход пошли и россказни Вронского, и смешные случаи из дневников самого Некрасова, и разные небылицы, "которыми моряки развлекают друзей в свободное от вахты время", и забавные истории из детства (например, о прогулочном пароходике "Дарьяль", у которого от кормовой доски отвалились две буквы, и он превратился в "Дарью" - точно так же и яхта капитана Врунгеля из "Победы" стала "Бедой").
Судьба свела А. С. Некрасова с другим замечательным человеком - капитаном дальнего плавания, писателем, создавшим много интересных книжек, Дмитрием Афанасьевичем Лухмановым. От него он узнал о строительстве той самой яхты, которой не удалось выйти из отечественных вод под именем "Красной звезды", но которая стала прообразом яхты "Беда".
Д. А. Лухманов.
Работы в 20-е годы у Д. А. Лухманова на посту начальника Ленинградского морского техникума было много: занятия, учебные планы, ремонт здания... Да ещё по его инициативе, по его проекту курсанты во главе с Иваном Маном строят во дворе техникума маленькую, но вполне мореходную яхту, чтобы отправиться на ней в кругосветное путешествие. Яхту они - удивительно, но сумели построить практически полностью. С помощью общественности и ленинградской газеты "Красная звезда" приобрели материалы.
Лухманов взял за образец норвежский парусный лоцманский бот ("Колин Арчер"?).
Осенью 1925 года корпус был готов. Ещё год ушёл на достройку и испытания яхты. А вот с путешествием не получилось. Кругосветное плавание им запретили, так как испугались "отпускать мальчиков в безызвестное плавание на "скорлупке", как с горечью писал Д. А. Лухманов. Была, конечно, и политическая подоплёка.
"Красная звезда" стала учебным судном Ленинградского морского техникума. В 1929 г., участвуя в манёврах балтийского флота в качестве гидрографического судна, она вследствие навигационной ошибки была посажена на дамбу в петергофской гавани, получила пробоину и затонула...
"Красная звезда" в ремонте.
В 1931 г. яхту подняли и перевезли в яхт-клуб, где после ремонта она была перевооружена в тендер по эскизу Лухманова.
"Красная звезда" в учебном походе.
Яхта сменила хозяев и была приписана к к парусной секции ленинградского института инженеров водного транспорта, где стала прекрасной школой для подготовки будущих инженеров и капитанов. Один из них - Иван Ман. Внешность и характер матроса Лома списаны именно с него.
Иван Александрович Ман (1903-1982) стал известным капитаном, водил после войны в первые рейсы к Антарктиде дизель-электроход "Обь".
Д. А. Лухманов блестяще завершил свою карьеру судоводителя дальнего плавания знаменитым рейсом учебного барка "Товарищ" из Мурманска в Аргентину.
В книге капитан Врунгель предстаёт пожилым преподавателем морского училища. Нельзя сказать, что вид Врунгеля совсем совпадает с лухмановским образом. Эпизод, с неисправной корабельной рацией "Товарища" нигде подробно не описан, и мы не знаем, как выходил из положения капитан Лухманов. Когда такая же проблема случилось на "Беде", изобретательный Христофор Бонифатьевич принимал морзянку на больной зуб.
Яхта "Красная звезда" погибла во время бомбежёк Ленинграда в 1943 году от попадания зажигательной бомбы.
Отсюда:
http://samlib.ru/b/borisow_s_j/nekrasov.shtml "КиЯ", 1988 г. Н. Астратов. "Яхта капитана Лухманова".
взято
здесь=============
Там же, по ссылке в комментах интересное:
sir_nigel wrote:
Маленькое дополнение: Лом не только "списан" с Мана, но и "переведён": и то, и другое означает "человек, мужчина", только "Лом" по-французски (l'homme), а "Ман" по-немецки (Mann).
После войны, когда из Германии было организованным порядком вывезено множество трофеев, в том числе и спортивного имущества - и яхт тоже! - одна яхта была презентована Андрею Некрасову, который, естественно, нарёк её "Бедой".
"Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт..." Так и вышло. Довелось ей и тонуть, и гореть в результате замыкания мачтой высоковольтных проводов...
seleznev_ms wrote:
Про яхту Андрея Некрасова тоже есть немного в КиЯ, но без фото. Та "Беда", которая досталась А. Некрасову, принадлежала Еве Браун.==================
Причудливы судьбы кораблей и капитанов...