Честно скажу: Гибралтар я не помню. От слова "ни фига". Это было без малого сорок один год назад - что оттуда, что обратно туда. Какой-то берег неподалёку справа (обратно он был слева), высокое что-то там вроде такое торчит, зелёное типа горы, сверху солнце фигачит вовсю, вода волнушечками искрится, там и сям всякие кораблики, два "нимрода" кругами летают и сбрасывают гидроакустические радиобуи параллельно нашему курсу... Короче, связных воспоминаний почти ноль. Оба раза я торчал на том борту, который был обращён к северной стороне пролива, и на африканский берег не глазел. Не заинтересовал он меня тогда почему-то.
- Бедняга... ни малейших познаний в географии... Ты, похоже, никогда не обращал внимания на то, как устроен Гибралтар. Пролив узкий, как щёлка девственницы. Нам придётся смазать всю посудину вазелином, чтобы проскользнуть через него.
Click to view
Это один из самых напряжённых моментов. Что фильма, что книги. С той самой минуты, когда мы видим изменившееся лицо Старика, которому второй вахтенный Вихманн принёс недорасшифрованную радиограмму и который дорасшифровал её. И дальше - обсасывание ужасной новости в носовом торпедном отделении, у каюты командира и возле штурманского стола... Ну и собственно форсирование самого Гибралтара, от начала и до конца. Мы понимаем, что Гибралтар суть полная жопа и что Лодке выпало некое особое испытание, какое не выпадало другим лодкам, потому что Гибралтар - это жуткое, гиблое и проклятое место, которое хрен пройдёшь, и все об этом знают...
Хорошо сидеть на мягком диване, когда ты вооружён послезнанием. Вот статистика, подтверждённая самой историей, её документами, её хронологией. И вот какая выходит из этой статистики интересная и внезапная штука: оказывается, U-96, послужившая прообразом Лодки, была ЕДИНСТВЕННОЙ лодкой, которая в тот период времени НЕ СУМЕЛА пройти Гибралтар. А остальные 18 лодок (причём сентябрьские тут даже не считаем) нормально прошли.
Смотрим полный список лодок, которые прошли Гибралтар "вовнутрь".
Первой была U-26 (Клаус Эверт) в ноябре 1939 года. Причём туда и обратно. В течение одного похода.
Ладно, её можно не числить. Самое начало войны, всё такое... англичане ещё квёлые и сами не понимают, что вся эта бодяга ещё аж на шесть лет вперёд, что с германскими лодками уже надо начинать бороться, а для этого надо что-то иметь, что-то уметь...
Перенесёмся в 1941 год, как раз во время, показанное в книге и фильме.
22 сентября Гибралтар прошла U-371 (Хайнрих Дривер).
27 сентября - U-559 (Ханс Хайдтманн).
28 сентября - аж две: U-97 (Удо Хайльманн) и U-331 (Ханс-Дидрих фрайхерр фон Тизенхаузен), которая потом диверсантов в Африке высаживала и линкор "Бархэм" утопила, эти кадры со страшным взрывом в каждом документальном фильме про немецкие лодки показывают.
3 октября - U-75 (Хельмут Рингельманн).
4 октября - U-79 (Вольфганг Кауфманн).
10 ноября - U-205 (Франц-Георг Решке).
13 ноября - U-81 (Фридрих Гуггенбергер), который ещё и авианосец "Арк-Ройал" торпедировал сразу после форсирования "гиблого места".
15 ноября - U-565 (Йоханн Йебсен).
23 ноября - U-431 (Вильхельм Доммес).
27 ноября - снова две: U-562 (Хорст Хамм) и U-557 (Оттокар Арнольд Паульссен).
29 ноября - U-652 (Георг-Вернер Фраатц). И вот одновременно с ней - U-96 (Хайнрих Леманн-Вилленброк)... не прошла. Лодку атаковала авиация, и она не смогла пройти пролив, вернулась искалеченная во Францию (и нам там в кино и книге маленько приврали нюансы).
И примерно вот так же и дальше, чуть ли не до нового года. 1942-го.
9 декабря - U-372 (Хайнц-Иоахим Нёйманн).
10 декабря - снова сразу две: U-375 (Юрген Кёненкамп) и U-374 (Унно фон Фишель). Второй из них ещё и потопил сразу же по прохождении пролива два британских боевых корабля.
11 декабря - U-453 (Эгон Райнер фрайхерр фон Шлиппенбах).
15 декабря - U-77 (Хайнрих Шондер).
16 декабря - U-74 (Айтель-Фридрих Кентрат).
18 декабря - U-83 (Ханс-Вернер Крауз).
19 декабря - U-573 (Хайнрих Хайнсон).
23 декабря - U-577 (Херберт Шауэнбург).
Заметим также, что всё это в большинстве своём не самые асы и не кавалеры рыцарских крестов, как Вилленброк или, скажем, Хельмут Розенбаум (чья U-73, кстати, тоже прошла Гибралтар 13 января 1942 года и через полгода утопила в Средиземке британский авианосец "Игл").
Если полагать Гибралтар скопищем британских противолодочных сил в 1941 году, то тем удивительнее будет узнать, что германские лодки проходили этот пролив и позже - то есть когда и противолодочные средства обнаружения/уничтожения, и организация/умения англичан по этой части резко скакнули вверх. Более того, 1 октября 1942 года штаб подводных сил Кригсмарине вообще приказал лодкам U-89 (Дитрих Ломанн), U-438 (Рудольф Франциус), U-458 (Курт Диггинс), U-593 (Герд Кельблинг), U-605 (Херберт-Виктор Шютце) и U-660 (Гётц Баур) сформировать "волчью стаю для Средиземки" - группу "Тюммлер": 10 октября пройти Гибралтар, выйти в Средиземное море и там ожидать дальнейших указаний. 9-10 октября все они благополучно прошли Гибралтар.
Нет, я не хочу сказать, что проход Гибралтара для вражеской лодки был делом плёвым, вовсе нет. Это была задачка очень даже не из простых, но против статистики не попрёшь. Потому что:
26 сентября 1943 года Гибралтар прошла U-223 (Карл-Юрг Вахтер). А 7 апреля того же года - U-471 (Фридрих Клёвекорн), с большим трудом, но всё же прорвалась успешно.
Они смогли, а вот как раз именно у Вилленброка не получилось. Похоже, просто не повезло, хотя из книги и фильма можно вообразить, что задачу ему поставили почти невыполнимую. Так что, пересматривая любимый фильм, держим в уме, что всё было как раз наоборот.
Между прочим, для итальянских лодок форсирование Гибралтара вообще было делом привычным.
Статистика бывает нормальной жизненной статистикой, если в ясно просматривающемся правиле есть определённые исключения, подчёркивающие правило. В нашем случае, кроме лодки Вилленброка, это U-761 (Хорст Гайдер), которая 24 февраля 1944 года так же, как и U-96, была в Гибралтаре атакована и очень сильно повреждена, а потому оставлена и затоплена экипажем, 9 погибших. И U-731 (граф Александр фон Келлер), которая погибла в Гибралтаре 15 мая 1944 года вместе со всем экипажем (54 человека). Ни одна немецкая лодка обратно в Атлантику из Средиземки не прошла, кроме U-26, уже упомянутой в самом начале списка.
Резюме не будет. Каждый пусть полагает по-своему. Что касаемо лично меня, то мне очень не хотелось бы оказаться на месте немецкого подводника, которому вдруг поставили задачу форсировать Гибралтар. Тем более что они не знали будущую статистику форсирования Гибралтара ими же.
Доклад закончил.
UPD. И вообще: 1) новость о предстоящем форсировании Гибралтара была воспринята экипажем U-96 с воодушевлением (так и написано в журнале боевых действий лодки), а не с ужасом и волнением; 2) лодка попала под бомбовый удар "авоськи" вовсе не в Гибралтаре, а на подходах к нему, потому что до собственно входа в широкую западную часть пролива оставалось ещё восемь миль, а до самой узкой "щёлки девственницы" - тридцать. Им просто не повезло.