Вопросы смены мировоззрения

Aug 12, 2024 19:36

Работа с задачей смены предельно обобщающих понятий состоит из двух частей:
а) сама смена предельно обобщающих понятий - тут возникают вопросы смены мировоззрения;
б) сами предельно обобщающие понятия - тут возникают вопросы перехода к МИМ.

О сменах мировоззрения вообще

В этой статье рассмотрю пункт (а) - вопросы смены мировоззрения.
Вопросы касаемо самих МИМ рассмотрю в следующей статье завтра.

1. Логика здесь безсильна
Предельно обобщающие понятия и называются так, потому что им нельзя дать определения. Все остальные понятия определения имеют - определения, выраженные через образы предельно обобщающих понятий. Сами же предельно обобщающие понятия имеют только образы. Логических конструкций, к ним приводящих, нет. Потому что они и есть точка отсчёта для всех логических конструкций. Даже логика вообще, которая многими ошибочно и считается настоящим мышлением, зависит от мировоззрения.
Смена предельно обобщающих понятий - это смена мировоззрения, а не миропонимания. Смена же миропонимания вторична и производна от смены мировоззрения. А пространство маневра миропониманием (его допустимых состояний) ограничивается имеющимся мировоззрением. Текущее мировоззрение может просто не допускать появление определенных аспектов понимания, ввиду того что не может поверить в некоторые понятия или принять их нравственностью и эти понятия кажутся не существующими. Потому понять некоторые вещи невозможно в принципе, не сменив мировоззрение.


2. Расскажи мне сказку ночь
Если определение предельно обобщающим понятиям дать невозможно, то как передать их образы от одного человека к другому? Это делается в форме сказки, мифа, увлекательной истории и т.п. (всё это есть применение 2-го историко-алгоритмического приоритета обобщённых средств управления).
История - это набор высказываний, представляющих собой как-бы уравнения, где неизвестные - образы новых понятий. Целостная история содержит намёк на образ и представляет собой как бы систему уравнений, которую решает подсознание. Надо рассказывать не истории о понятиях, а истории с применением понятий. Именно из применения понятий (движения понятий) извлекается мера образа понятия.

Повествование надо размерять алгоритмикой нужных образов, а слушатель должен извлечь эти образы. Это иногда называют смысловыми рядами произведения. Истории можно как придумывать самому так и пользоваться готовыми. Могу отметить такие некоторые истории - рассказы Роберта Шекли "Заяц" (Deadhead) и "Дипломатическая неприкосновенность" (Diplomatic Immunity), которые можно прослушать в формате аудио - они короткие.
Для восприятия истории с извлечением неизвестных образов слушатель должен:
1) быть готов (кругозор),
2) проявить волю (поставит осознанную цель),
3) понимать масштаб задачи (что это не трудно, в очень трудно).

Позиция "а ну ка докажи, а я послушаю" здесь не уместна.

Самая эффективная для смены мировоззрения история - сказка о своей жизни, причём воспринимаемая так, как будто это Мироздание рассказывает тебе эту сказку. Человеку по жизни даются уроки, правильно пережив которые, человек получает фрагменты, которые он может сложить в методологию.
Все эти моменты всегда доступны, и человек может в любой момент жизни обратиться в прошлое и пережить любой момент заново. Человек может уже с новой мерой в будущем вернуться в прошлое и применить эту меру к проживанию, извлеча недостающий фрагмент. Такая работа с прошлым своей психики в терминах ДОТУ называется метод динамического программирования (МДП). Канонически МДП дан для работы с будущим, но время не является объективной категорией в этом методе.

3. Обряд перехода

Часто рассказывающий о ином мировоззрении допускает логическую «ошибку выжившего» (о её сути можно почитать в интернете - про дельфинов и попадания снарядов в самолеты). Ошибка выжившего - это выводы о явлении, основанные на ограниченной или не полной выборке информации о явлении. Тот кто имеет определённое мировоззрение, а следовательно и миропонимание, обрёл оные в результате правильно пережитых моментов в жизни. Но другие могут не иметь достаточно меры для понимания. Рассказывающий о каком-то понимании часто не учитывает этого, и удивляется - да что ж тут непонятного. А сперва надо слушателю дать нужную для понимания меру.

Просто размышлениями и умозрительными моделями сменить предельно обобщающие понятия невозможно. Смену предельно обобщающих понятий в психике можно сделать только целенаправленно хакнув свою психику (в творческом акте). Ведь если логическое мышление имеет точкой отсчёта предельно обобщающие понятия, то для их смены надо выйти из логики, погрузив логическое мышление в спящий режим (гибернацию). Это кстати очень опасно и надо следовать рекомендациям, например таким: Жизненные обстоятельства как спасительные.

Возникший в результате прослушивания истории резонанс подключает психику к соответствующей матрице, для которой рассказываемая история является концепцией (подробнее о том что я понимаю под "концепция матрицы": аудио, текстом). История как бы показывает подсознанию «делай как я, думай как я» (Богдан Титомир), инициируя в психике движ "имитационное понимание" (термин применялся в рамках ОДИ Щедровицкого). Образы понятий содержатся в матрице, и как только психика к ней подключается в результате совпадения каких-то параметров движа, подсознание сечёт фишку - и образы тут же становятся доступными.

Для передачи образов предельно обобщающих понятий от поставщика к потребителю просто истории может быть недостаточно. Тут нужна динамическая история или интерактивная сказка. Необходимо живое общение с носителем образов и/или соучастие в каком-то процессе, несущем меру образов. Универсальный установщик образов предельно обобщающих понятий - культура. Поверить же на слово помогает язык.

4. Только только только этого мало

Смена предельно обобщающих понятий может быть процессом, длиною больше чем жизнь одного белкового тела, а то и даже в далёком прошлом. Зацепится ощущениями (1-й приоритет) можно одномоментно, образно сформировав вектор целей в направлении смены предельно обобщающих понятий. Но потом следует творческий поиск недостающих фрагментов (я их называю методологические фрагменты матричной меры).
Собрав некоторые ощущения от сёрфинга в прошлое, или встретив вспоможение в настоящем, человек собирает некий смутный методологический фрагмент (1-й приоритет). Но теперь ему надо применить к своей психике этот фрагмент 1-го приоритета, спустившись на 2-й. То есть он должен рассказать себе сказку о своей жизни и поверить в неё. Желательно её записать, выразив целостно. Процесс написания уже программирует психику.
Постановка же задачи выглядит как "пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что".

5. Кое что ещё

("Кое что ещё" - см. рассказ Роберта Шекли "Кое-что задаром" (Something for Nothing))
Но этого мало. Образ будет мутный, ввиду того что не достаёт опыта. И жизнь обрушивает поток проблем, несущих опыт - полностью в соответствии с направлением вектора целей на смену предельно обобщающих понятий. И тут часто становится непонятно - чем является неожиданно свалившаяся на голову яростная атака, например жены - сигналом об опасности для психики при слишком яром погружении или воздействием текущей цивилизационной матрицы, стремящейся не дать вырваться из её объятий. Более того, многие процессы, в которых пользователь учувствовал, становятся недоступными и пользователь из них начинает выпадать, ощущая на практике как твердыня ускользает из под ног и оказывается болотом.
В помощь тут - понятие "объективные закономерности".

КОБ, ДОТУ, МИМ, ЭУ, Психотерапия, Психика, Мышление

Previous post Next post
Up