Шарлемани, игральные карты и попечение сирот

Feb 18, 2013 22:58

Блуждая по Вики, я обнаружила интересное об игральных картах - оказывается, их сегодняшний российский стандарт имеет конкретного автора, и зовут его Адольф Иосифович Шарлемань (каково имя!). Мало того, что его фамилия - это русская версия французского произношения имени Карла Великого (фр. Charle Magne), он ещё и россиянин в третьем поколении. Его дед, Жан-Батист Шарлемань, приехал работать скульптором при дворе Екатерины II, был назначен академиком Императорской Академии Художеств. Сын Жана-Батиста, Иосиф Иванович Шарлемань стал известным архитектором и статским советником, построил много зданий в Петербурге и других городах. Брат его, Людвиг тоже был архитектором, в частности, по его проекту отлита решётка Летнего сада.

Теперь дети Иосифа Ивановича - Иосиф Иосифович опять-таки стал художником и архитектором, а его брат Адольф Иосифович стал профессором исторической живописи, участвовал в разработке большого герба Империи и вошёл в историю как автор известных каждому образов на игральных картах. Сразу добавлю, что сын его с оригинальным именем Иосиф Адольфович, тоже был художником и одним из основателей Академии художеств Грузинской ССР.



Это Венгерские карты для сравнения

Теперь всё же о картах, и я перехожу на обширные куски цитирования Википедии. В царствование Екатерины II зародилась, а при Александре I претворилась в жизнь благая мысль о государственной монополии на производство игральных карт. Доход от производства карт шёл на дело благотворительное - на него содержалось Ведомство Императрицы Марии, опекавшее детей-сирот. Непосредственное производство карт было развёрнуто в пригороде Санкт-Петербурга, на казённой Александровской мануфактуре, при которой с 1819 года стала работать Императорская Карточная фабрика.
Во второй половине 19 века фабрика стала модернизироваться, и Шарлемань получил заказ на изготовление новых эскизов карт. Созданный им дизайн карт не имел собственного названия и такие карты сперва не назывались Атласными.



Российские "атласные" карты, эскиз автора

Само понятие «атласные» относится к способу изготовления - печать на «атласной» бумаге, натёртой тальком. Карты, напечатанные на такой бумаге, хорошо тасовались, не боялись влаги, в отличие от простой бумаги, не обладавшей такими достоинствами. Со временем перестали изготавливать карты более низкого качества, а название «атласные» закрепилось именно за рисунком карт академика Шарлеманя. Атласная колода получила широкое распространение в Российской Империи, и эти рисунки практически не изменились по сей день. Эскизы карт явились результатом переработки уже существовавших карточных рисунков, которые использовались ещё в 17 и начале 18 веков на московских карточных фабриках, которые также основаны на так называемой «северо-немецкой картинке», которая происходила из древней народной французской карточной колоды. Успех Атласных карт можно объяснить 2 причинами: 1) «технологичность» - эскизы в четыре краски - чёрную, жёлтую, синюю и красную. 2) Рисунки карточных фигур лаконичны и просты, но при это обладают своим неповторимым стилем, и кажется, что по рисунку карты можно понять характер изображённого персонажа.



Итальянские карты

Русские карточные фигуры анонимны, но французские карты, послужившие основой для работы Шарлеманя, имеют свои точные имена, которые писались и до сих пор иногда пишутся прямо на картах:

Карл Великий - король червей
Царь Давид - король пик
Юлий Цезарь - король бубен
Александр Македонский - король треф
Юдифь - дама червей
Афина Паллада - дама пик
Рахиль - дама бубен
Этьен де Виньоль - валет червей
Ожье Датчанин - валет пик
Гектор - валет бубен
Ланселот - валет треф



Швейцарские карты

Подлинники эскизов А. И. Шарлеманя хранились в архиве Государственной карточной монополии - советском учреждении, ведавшем продажей игральных карт в СССР. После её ликвидации они находились в собрании Александра Семёновича Перельмана, ленинградского коллекционера и историка игральных карт, обладавшего крупнейшей в СССР коллекцией карт и карточных атрибутов. Затем коллекцию Перельмана приобрел музей Петергоф, где открыт единственный в России Музей игральных карт.

А заинтересовалась я всей этой Шарлеманщиной, увидев рисунок героя поста "Дети великого князя Константина Николаевича на катке".


Previous post Next post
Up