Нет ничего более скучного, если вы уже взрослый. Но
дети познают мир. Здесь вы узнаете, что именно узнают дети на карусели.
Сначала мы выбираем место. Так, чтобы напротив чего-нибудь интересного, привлекающего взгляд. Итак, сели на лошадку по ходу движения, против часовой стрелки, слева - ось вращения, справа - интересное.
В руках у вас - подзорная труба (просто бумажная трубка), вы наводите ее на интересное, ее оптическая ось совпадает с «нулевым меридианом», то есть расположена точно на прямой, соединяющей ось карусели с интересным.
Поехали!
Вы сидите на этой лошадке, мысленный эксперимент.
Еще несколько замечаний на берегу. Чем толще трубка, тем легче будет поймать в нее выбранное интересное. У взрослых это называется
полем зрения.
Второе - это выбрать интересное подальше, на расстоянии раз в десять превышающем диаметр карусели. Так меньше придется вертеться, вы не упадете с лошадки, и легче будет заметить закономерности в видимом восприятии пространства. Хорошо будет, если вы сможете потом подойти к объекту и посмотреть от него на карусель.
Выбор объекта наблюдения. Угол, под которым видна карусель от объекта.
И не выбирайте для наблюдений красивую большую машину. Если она уедет, вам придется объяснять ребенку разницу между верой и знанием. А хорошо ли вы сами разбираетесь в этом?
Схема начальной ориентации в пространстве. Юстировка приборов - направьте трубу на объект.
Итак, ощущения, связанные с развитием вестибулярного аппарата при старте, позади, и мы можем заняться наблюдениями. Но мы оказались в этот момент на «обратной стороне Луны». Тумба карусели закрывает от нас интересное!
Ничего, мы-то знаем, что оно там есть, и вот-вот выглянет из-за поворота. Мы заранее направляем трубу по ходу текущего движения лошадки чуть слева от ее головы - именно там должен появиться объект наблюдения из-за тумбы среди других лошадок и всадников. Скачем - мы, а появляется - он! (Нет, это не «теория относительности». Это просто относительность движения).
Вот оно! Если мы выбрали для наблюдения достаточно удаленный объект, и нам не мешают другие седоки (расскажите ребенку о мизантропии), то в тот момент, когда он выходит из-за тумбы, мы смотрим на него слегка налево. По мере приближения к нему подворачиваем трубу так, что в какой-то момент смотрим на него прямо через голову лошади.
В этот момент направление трубы составляет некоторый угол с «нулевым меридианом». Это очень важный угол. Это максимальный угол между направлением от вас на интересное и направлением от оси карусели на то же интересное во все время катания на карусели. Назовем этот угол
аберрацией. Не бойтесь, у детей все слова новые и незнакомые, вам тоже когда-то надо начинать.
Именно под удвоенным этим углом виден круг лошадок с точки выбранного вами объекта наблюдения.
В этот же момент ваша скорость по направлению к интересному максимальна, она равна линейной скорости вращения карусели. А ваша боковая скорость относительно интересного равна нулю. Поэтому в этот момент вам не приходится подворачивать трубу, хотя бы и только на одно мгновенье. Но скорость, с которой вы ее подворачиваете, минимальна на довольно заметном отрезке круга.
По мере того, как вы съезжаете с прямого направления на объект и поворачиваетесь к нему боком, вам все быстрее приходится поворачивать трубу.
В момент, когда вы проноситесь через точку старта, ваша скорость в направлении объекта равна нулю, а вот скорость бокового сноса максимальна и равна линейной скорости лошадки.
Угол между трубой и «нулевым меридианом» равен нулю. Скорость, с которой вам приходиться поворачивать трубу, достигает максимального значения.
Когда вы проходите точку максимального сближения с объектом (она же у нас точка старта), все происходит в обратном порядке.
Вот только на объект вам приходится смотреть уже не вперед, а назад. Не надо увлекаться. Во всяком случае, наблюдение стоит прекратить до того, как тумба перекроет вам видимость. Ведь надо еще успеть подготовиться к следующему циклу, направить трубу вперед влево.
На это следует обратить внимание ребенка, он не может крутиться в седле, как крутится сама карусель вокруг своей оси, или как крутится стрелка над циферблатом.
Цикличность. Направление. Угловая мера. Линейная и угловая скорость. Ось вращения. По часовой стрелке и против нее. Направление оси вращения. Правило буравчика.
В подписи к последнему рисунку перечислены понятия, владение которыми не помешает вашему ребенку в жизни, кем бы он ни вырос.
Но это - предмет для разговоров уже дома. На карусели следует обратить внимание на соответствие необходимой скорости поворота трубы и скорости лошадки относительно объекта.
Быстрее всего мы поворачиваем трубу, когда проезжаем «мимо», труба направлена «прямо». И трубу практически не надо поворачивать, когда мы скачем по направлению к объекту или от него. Труба на объект при этом повернута на угол аберрации.
И постарайтесь все-таки дойти к «интересному». Пройдите сначала вдоль (не вокруг, а вдоль, по диаметру) карусели, подсчитайте шаги, и сравните с этим количество шагов до объекта наблюдения. Там обратите внимание на угол, под которым видна карусель. На каком расстоянии труба (вы ведь не выбросили ее?) перекроет карусель в поле зрения?
Сравните расстояние от глаз до трубы с расстоянием до карусели и диаметр трубы с диаметром карусели.
На следующем уроке мы будем проходить параллакс.
Не бойтесь новых слов, если они нас не убивают, значит делают сильней.