Конец XVIII и первые десятилетия XIX века ознаменовались несколькими модными переворотами. Из Европы в Россию приходили все новые фасоны. Модники воспринимали их с энтузиазмом: девушки нарядились в платья, которые раньше сочли бы фривольными, а мужчины, подобно лондонским денди, стали нарочито небрежно носить дорогие костюмы.
Павел I, воцарившийся после своей матери Екатерины II, был капризным и часто жестоким человеком. Декларируя свое невмешательство в политику, он проявлял своенравие в бытовых вопросах. Сразу же по восшествии на престол Павел запретил популярные тогда предметы гардероба - круглые шляпы, сапоги с отворотами, длинные панталоны. Те, кто не имел средств на пошив новой одежды, переделывали старую с помощью булавок и заколок. Полностью унифицирован был и чиновничий мундир: теперь во всех губерниях носили темно-зеленый суконный кафтан с гербом.
Однако правление Павла I продолжалось всего пять лет. С наступлением XIX века мода стала гораздо демократичнее. В то время было сделано множество научных и культурных открытий, что способствовало бурному развитию общества - в том числе в вопросах стиля и одежды. За несколько первых десятилетий XIX века парижский стиль кардинально менялся три раза; жители российской столицы, как повелось, переодевались вслед за парижанами.
Прозрачные ткани и шаль для русской зимы
В самом начале века дворяне стали одеваться иначе, чем при Екатерине Великой.
Дамы старались выглядеть одновременно величественно и просто. В моду вошли воздушные наряды из прозрачных тканей. Популярностью пользовались батист, тафта, муслин, перкаль, кисея и креп. Платье на выход теперь надевали на одну рубашку, к тому же, девушки перестали носить нижнюю юбку. Такое правило диктовала мода: согласно новому стилю, наряд не должен был скрывать очертания фигуры при движении. "В нынешнем костюме главным почитается обрисовывание тела, - писал в 1803 году журнал "Московский Меркурий". - Если у женщины не видно сложения ног от башмаков до туловища, то говорят, что она не умеет одеваться или хочет отличиться странностью. Когда нимфа идет, платье, искусно подобранное и позади гладко обтянутое, показывает всю игру мускулов ее при каждом шаге".
Репродукция рисунка О.Соболевой "Татьяна Ларина"
Однако подобное нововведение плохо сочеталось с русским климатом. Чтобы убить двух зайцев - одеться по моде и не замерзнуть - дамы стали носить белье мужского покроя, которое благодаря телесной расцветке не выделялось под нарядом. Дамы героически противостояли суровой русской зиме, не скрывая фигуру за многослойными нарядами - то, что раньше считалось неприличным в обществе, теперь стало модным и даже необходимым.
Новый предмет гардероба того времени - туника, которую надевали поверх платья. Тунику обычно шили из легкой ткани, она была достаточно короткой, а края ее обычно были обшиты кружевом или каймой с греческим узором. Зимой часто носили туники с меховой оторочкой.
В моду вошла завышенная талия и платья либо совсем без рукавов, либо с коротким рукавом, позволявшим надеть высокие перчатки почти до плеч. Верх платья обязательно должен был иметь вырезы как спереди, так и на спине - самым популярным был сердцеобразный вырез, с глубоким декольте и открывавший почти всю спину. Если в XVIII веке и вплоть до 20-х годов XIX столетия цветовая палитра нарядов была довольно ограничена, то теперь в моду вошли платья самых разнообразных цветов, носивших причудливые названия: "лягушка в обмороке", "испуганная мышь", "влюбленная жаба", "паук-преступник", "мечтательная блоха".
Что касается деталей, то самым модным и одновременно дорогим аксессуаром стала женская шаль - в то время ее называли "кашмирская". Шали шили из шелка, шерсти, батиста, разнообразными они были и по форме - квадратные, прямоугольные, треугольные. Во втором десятилетии века шаль стала неотъемлемой частью наряда: ее носили и утром, и вечером, и дома, и на выход, и зимой, и летом. В холодное время года в шерстяные шали закутывали руки и шею, весной и летом шаль небрежно набрасывали на плечи. Шаль никогда не служила только теплой накидкой или одним из аксессуаров - она, к примеру, стала важной составляющей женского образа на балах. В честь этого предмета даже назвали один из танцев - "па-де-шаль". Популярностью также пользовались изысканные шляпки и веера.
Иллюстрация Александра Апсита к роману Льва Толстого "Война и мир"
Особое внимание по-прежнему уделяли прическам: в то время их стали называть посредницами между телом и украшениями. Мода на высоко собранные волосы породила всеобщее увлечение шпильками, булавками, заколками и гребнями.
В 30-х годах XIX столетия дамам вновь пришлось пересмотреть свои взгляды на модные наряды. Верх платья уже не был таким открытым, девушки снова стали надевать нижнюю юбку, в моду вошли расширенные длинные рукава. Верхняя часть наряда, однако, по-прежнему должна была иметь сердцеобразную форму - для этого под платье надевали корсет, который как можно сильнее затягивали, а сверху надевали широкий пояс.
Новое увлечение столичного света - верховая езда - тоже внесло свои коррективы в манеру одеваться. Для прогулки верхом девушки надевали платье-амазонку, состоявшее из длинной юбки из сукна и узкой кофты. Неотъемлемой частью такого наряда стали перчатки, шляпка с вуалью и хлыст наездника.
Карл Брюлов. Картина "Всадница"
В юбках, предназначенных для дома, обязательно был кармашек для книги - женщины все больше начинали увлекаться литературой, зачитываясь произведениями Виктора Гюго и Вальтера Скотта.
Воротник-убийца и лондонский стиль
Основу мужского костюма составляла рубашка со стоячим воротником, который был настолько высоким и так сильно накрахмален, что подпирал щеки и получил название "отцеубийца" (фатермердер) - шутили, что он больше походит на орудие пыток. Сверху на рубаху надевали короткий жилет. Вокруг шеи обязательно повязывали галстук, который приобрел вид шарфа или шейного платка. На шее его обычно повязывали в виде банта или узла, а концы прятали под жилет.
Нижнюю часть костюма по-прежнему составляли панталоны и высокие сапоги. В самом начале века модными считались панталоны, доходившие до сапог, то есть, чуть ниже колена. Ближе к 1820 году их длина увеличилась, и панталоны стали достигать щиколотки. Щеголи носили их на подтяжках, что было последним писком моды и считалось особым шиком. Сверху на жилет надевали главный предмет наряда - фрак. В то время фраки шились с завышенной талией, рукав был немного расширен у плеча. Мужчины чаще всего предпочитали однотонные фраки, также популярными были модели в полоску. К такой одежде подбирали серебряные или фарфоровые пуговицы, для особых случаев надевали фрак с пуговицами из драгоценных камней. Во время верховой прогулки поверх фрака надевали сюртук или редингот - одежду, напоминающую пальто.
Все нововведения в отношении мужского костюма в первые десятилетия XIX века приходили из Лондона. Подражая английским денди, русские дворяне копировали элегантный крой костюма и, особенно, ту небрежность, с которой модники носили дорогую одежду.
Репродукция иллюстрации Д. А. Шмаринова к роману "Война и мир"
Что касается цвета костюма, мужчины предпочитали более сдержанную гамму, нежели женщины. В основном жилеты, фраки и сюртуки шились из тканей серого, синего, коричневого, зеленого и табачного оттенков. В 1830-1840-х годах в моду вошла клетчатая расцветка. Обычно из ткани в клетку шили брюки.
Самым распространенным головным убором у мужчин был цилиндр, который носили и на службу, и на бал. Еще один популярный аксессуар - широкополая шляпа, названная в честь генерала Боливара. Изредка можно было встретить мужчин в фетровой шляпе гарибальди.
Из обуви, помимо сапог, распространены были бальные туфли формы «лодочка». Любимые аксессуары модников XIX столетия - зонтик, лорнет, перчатки, трость и хлыст. В это же время мужчины перестали стесняться пользоваться носовыми платками - раньше это считалось недозволенным.
Не меньше, чем женщины, мужчины заботились и о прическе. В моде были короткие локоны, приподнятые надо лбом. Подобная прическа получила название «кок», так как походила на петушиный гребень.
РИА Новости
http://ria.ru/Tsarist_Russia/20130516/937678185_999.html#ixzz2TmAhgPnR