В принципе, "Восход солнца в Гавре" не был революционным произведением. История культуры и история живописи, в частности, знавала и более необычные впечатления, отраженные на холсте. Также и холсты Джотто, сами по себе хоть и были революционны, но могли бы остаться незамеченными
(
Read more... )
Comments 6
Reply
У них нет ни социальных ни культурных предпосылок. Особенно это касается импрессионизма.
В Китае не было импрессионизма. И в Индии не было.
То, о чем ты пишешь, это как раз эволюционные процессы, связанные с накоплением криической массы и началом цепной реакции.
А импрессионизм возник без всякой критической массы. Этим он мне и интересен.
Reply
Насчет импрессионизма не уверен. Я мало знаком с его истоками (название картины помню - и то хлеб). Но, думаю, если копнуть хоть немного социалку того времени, объективные причины найдутся. И если выбирать из версии "чудо" и версии "причина-есть-но-я-ее-пока-не-знаю", то старик Оккам подсказывает выбирать вторую.
Reply
Впрочем, социальный контекст до конца не объясняет концентрированного появления плеяды живописцев, каждый из которых работал в своей непорвторимой манере, поддерживая при этом общее направление развития живописи. История успешно обходилась и парочкой гениев-живописцев на столетие. А тут целая россыпь непревзойденных впоследствии мастеров.
Что касается импрессионизма, то я пребываю в уверенности, что социальной подоплеки у этого культурного рывка не было вовсе. Сказался феномен Провинции. Чистое искусство. При этом "заболели" импрессионизмом, подняв его на небывалую высоту, ни один, ни два, а десятки великих мастеров. Ни с того, ни с сего.
Я не хочу сказать, что это чудо. Я думаю, что культура не привязана к экономике так плотно, как учат нас классики марксизма.
Reply
Leave a comment