Появился очень хороший повод прокатиться до Бонна. Намедни там открылась крупнейшая за последние двадцать лет ретроспектива Казимира Малевича.
Картина Казимира Малевича «Красный квадрат» («Живописный реализм крестьянки в двух измерениях») на выставке в Бонне.
Минувшей зимой аналогичную ретроспективу Малевича в Амстердаме уже посмотрели 280 тысяч человек. Немецкая версия выставки немного отличается от голландской. Например, добавилось 15 произведений из собрания Русского музея, в том числе знаменитый «Красный квадрат».
Я уже рассказывал
про выставку в Амстердаме, поэтому повторю только самое главное. Во-первых, одновременно так много картин одного из важнейших художников XX века очень давно не выставлялось. Последняя сопоставимая по масштабам выставка имела место в 1989 году. Во-вторых, на выставку привезены картины из многих провинциальных российских музеев. В Краснодаре, Туле, Екатеринбурге хранятся первоклассные полотна Малевича - везде по одному. Сейчас все они временно выставлены в одном месте. В-третьих, на выставке вообще впервые в истории представлены вместе работы Малевича из двух крупнейших частных собраний - греческого коллекционера Георгия Костаки и россиянина Николая Харджиева. Оба собирали шедевры русского авангарда, когда это искусство еще находилось в Советском Союзе под негласным запретом. Коллекция Костаки после его смерти была выкуплена греческим правительством и сейчас выставлена в Музее современного искусства в Салониках. Богатейшая коллекция Николая Харджиева в результате разных перипетий оказалась разделена. Часть коллекции осталась в Москве, часть попала в Голландию и теперь находится в управлении музея Стеделик. Несколько картин Малевича из собрания Харджиева были проданы парижскому Центру Помпиду и стокгольмскому Музею современного искусства. На выставке в Бонне многие из этих шедевров впервые за долгие годы снова оказались вместе.
Еще нужно добавить, что выставка официально называется «Казимир Малевич и русский авангард». То есть рядом с полотнами самого Малевича выставлены работы других выдающихся художников его времени - от Василия Кандинского и Александра Родченко до Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова. Короче, настоятельно рекомендую прокатиться до Бонна.
Сам я обязательно поеду. Так получилось, что у меня очень личное отношение к Малевичу. Я учился в институте, где 23 февраля принято было праздновать день рождение Малевича. Одна из моих курсовых работ была посвящена супрематическому чайнику Малевича. Потом я собственноручно отливал из фарфора более-менее точную копию этого чайника. И вообще я считаю, что более великого художника в истории русского искусства просто не было. Причем дело не только в «Черном квадрате» и супрематизме. Весь творческий путь Малевича - от ранних опытов в подражание импрессионистам до последних вполне себе реалистичных полотен в стиле флорентийских парадных портретов - представлеются мне вполне себе вдохновляющим примером дерзновенного полета человеческого гения.
Казимир Малевич «Красный квадрат» («Живописный реализм крестьянки в двух измерениях»). 1915 год. Русский музей, Санкт-Петербург.
Казимир Малевич «Автопортрет». 1908-1910 год. Третьяковская галерея, Москва.
Казимир Малевич «Автопортрет в двух измерениях». 1915 год. Музей Стеделик, Амстердам.
Казимир Малевич «Косарь». 1912 год. Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород.
Казимир Малевич «Живописные массы в движении». 1915 год. Музей Стеделик, Амстердам.
Казимир Малевич «Супрематизм». 1915 год. Тульский музей изобразительных искусств, Тула.
Выставка в Бонне продлится до 22 июня 2014 года.
Подробности здесь:
www.bundeskunsthalle.de Летом ретроспектива Казимира Малевича переедет из Бонна в лондонскую галерею Тейт.
Выставка в Лондоне пройдет с 17 июля по 26 октября 2014 года.
Подробности здесь:
www.tate.org.uk И еще одно важное примечание. Как вам всем хорошо известно, последние дни отношения России с цивилизованным миром развиваются очень стремительно и по довольно непредсказуемому сценарию. Так что нельзя исключать вариант, что российская часть экспонатов может быть внезапно отозвана с выставки еще до официального закрытия. Например, в качестве ответной меры на арест банковских счетов кого-то из российских чиновников. Это я к тому, что на всякий случай не стоит откладывать поездку в Бонн на самый последний момент. Это же касается выставки
пасхальных яиц Фаберже в Вене.
Фото: Bundeskunsthalle Bonn
Не забываем на всякий случай зафрендить
мой живой журнал и лайкнуть меня на
фейсбуке или
вконтакте.