Ровно 15 лет назад - день в день - я прибыл на постоянное поселение в Прагу. Пожалуй, тогда я вряд ли предполагал, что юношеская авантюра обернется вполне себе полноценной эмиграцией, которая к тому же затянется так надолго.
Ольшанское кладбище, Прага, февраль 1999 года.
Впрочем, по меркам русской эмиграции XX века, пятнадцать лет - довольно скромный срок. Если бы я покинул Россию в ноябре 1920 года вместе с войсками генерала Врангеля, на дворе сейчас стоял бы ещё только ноябрь 1935 года, то есть всего год назад убили Кирова, и всё самое страшное в России ещё только-только начиналось.
Плюс все эти пятнадцать лет у меня было одно неоспоримое преимущество перед белой эмиграцией - возможность возвращаться. За прошедшие годы я около тридцати раз приезжал в Россию. Для сравнения, даже в соседней Германии я за этот же период бывал существенно реже - около двадцати раз. Так что эмиграция получилась все-таки не совсем настоящей.
Снимал я тогда на слайды и думал, что снимаю очень хорошо. Сегодня, по прошествии пятнадцати лет, с трудом смог выбрать хотя бы несколько картинок, из числа сделанных мной в первые годы эмиграции.
Замок Глубока-над-Влтавой, Чехия, 2001 год.
Каштаны где-то в Праге, 2001 год.
Староместская площадь, Прага, 2001 год.
Могилы русских эмигрантов на Ольшанском кладбище, Прага, 2001 год.