о тщетности прогрессорства, ч. 4 (отвечая на письма читателей)

May 28, 2013 21:00

обсуждая предыдущий пост о тщетности прогрессорства, в журнале уважаемого Карасятника был вопрос, который стоит обсудить
----------------------------------------

Конечно, можно спросить "кому непонятно, что есть гориллы, а есть люди? кому непонятно, что горилл пора выгнать?" Задаваясь этими вопросами, rasseyanen, конечно, прав. Да и ответы на все эти вопросы всем очевидны для любого вменяемого человека. Суть поста была не в констатации очевидных безобразий. Скорее всего, rasseyanen не знаком с ситуацией в социальных науках (экономике/политэкономии, социологии, криминологии, этнологии и т.д.).

Суть поста в том, что мы являемся свидетелями итога грандиозного социального эксперимента.
За прошедшие 100 лет социальной практикой СССР, Европы и некоторых стран Азии и Африки (Афганистан, Алжир и др.) была экспериментально проверена теоретическая посылка о том, что
(1) все социумы (народы, племена) на Земле ОДИНАКОВО ГОТОВЫ к гармоничному существованию в составе одной из разновидностей общества европейского типа (будь-то социализм СССР или капитализм современной Швеции или Германии),
(2) и при этом все социумы (народы, племена) на Земле ОДИНАКОВО ЖЕЛАЮТ перестроить свои социумы по одному из европейских образцов, приняв на вооружение европейские социальные институты (европейское государство, индустрия, наука).

В рамках этой посылки предполагается, что все различия наций, этносов не имеют никакого существенного значения (по крайней мере, не более существенны, чем различия между 170сантиметровым немецким профессором-шатеном и его соседом немцем, 180сантиметровым инженером-блондином).

Кто-то справедливо заметит, что для всяких выродков (вроде ленина, троцкого, свердлова) старт нацбилдинга нацменов и раздробление русского народа на три части было сугубо политической задачей, вытекающей из их личной русофобии и жажды власти, а никакой наукой у них и не пахло. Пожалуй, это верно. Однако верно и то, что в социальных науках идея осуществимости прогрессорской возгонки получила распространение в силу искренней убежденности сторонников этой идеи в ее правоте.

На этой посылке, пусть и в разных словесных оформлениях, строили и строят свои рассуждения и марксисты 100 лет назад ("пролетарский интернационализм!") и социологи, криминологи, этнологи, социальные антропологи последние полвека. Отчасти это связано с демонизацией нацисткой Германии, отчасти - с эйфорией первых лет послевоенной деколонизации, отчасти - с субъективным фактором (если брать РФ, то посмотрите, например, национальность "исследователей" в Институте этнологии и антропологии РАН)

Как бы то ни было, но и марксисты прошлого и нынешние западные социальные науки (включая ярых антимарксистов) в вопросе интернационализма/мульткультурализма удивительно похожи: табуированность непредвзятой постановки национального вопроса и выдвижение аксиомы несущественности национальных различи.

Как марксисты прошлого, так и нынешние мультикультуралисты считают, что если у кого-то (таджиков, чеченцев, сомалийцев, узбеков, пакистанцев) и нет развитой судебной системы западного образца или развитой промышленности и науки, то в этом нет никакой вины (причины) самих этих социумов. Просто у них почему-то оказалось чуть материальных ресурсов, чуть меньше благоприятных обстоятельств, чем у европейцев.

Поэтому, если искусственно восполнить нехватку материальных факторов - построить (на русские деньги) в таджикистане завод и сделать там таджика директором; построить узбекам университет и подарить узбекам профессорские должности и ученые звания - то получив недостающие материальные факторы первобытные социумы резко ускорятся и превратятся в европейцев.
И, значит, в скором времени у таджиков и узбеков заработает весь тот научно-производственный цикл, который имеется у русских, немцев, швейцарцев или англичан. И появятся ингушские промышленные лазеры, туркменские биоинженерные вакцины, а в казахские суды, побросав лондонский арбитраж, будут со всего мира съезжаться бизнесмены решать свои споры.
Кроме того, горские народы, получив заводы, университеты и нефтяные вышки, мгновенно оставят свою набеговую экономику, их традиционная преступность исчезнет, а чеченцы превратятся в почти в швейцарцев. Так полагали (и полагают) криминологи.

Гипотеза красивая, романтичная, дерзкая. Как оказалось, лишь на бумаге.
Впрочем, об этом уверенностью мы можем говорить лишь сейчас. А тогда, 100 лет назад, противопоставить этой гипотезе марксистов было, в общем-то нечего. Спор был голословным. Никто не мог фактами доказать свою правоту. Как сторонники прогрессорства (маркисисты, например), так и их оппоненты 100 лет назад оперировали сугубо голословными утверждениями.

Более того, еще в первой половине XX века казалось, что идея прогрессорства работает! Ведь стали же дети русских крестьян, получив образование в 1920-40е годы, создателями космических кораблей и передовой науки мирового уровня. При том что их жившие крайне скудно отцы зачастую не умели даже читать. Зато, например, родившийся в 1916м крестьянский сын Владимир Демихов не просто научился читать, а стал гениальным врачом мирового уровня, основателем современной трансплантологии.
Несть числа таким примерам: "был русский крестьянский сын - стал ученым и инженером мирового уровня" Тем более, что и стартовое материальное положение основной массы русского народа - т.е. крестьян - мало чем отличалось от туркменских, таджикских, армянских, чеченских и прочих племен.

Первое серьезное опровержение практикой романтической идеи прогрессорства СССР получил во время войны: несмотря на несопоставимо лучшую по сравнению с русскими "кормежку" во всех смыслах, ряд племен и этносов оказались неспособны к тотальной войне в европейском формате с европейской же армией (целые этносы-дезертиры! - уникальное, надо сказать, явление).

Но опять же, прогрессоры могли на это возражать "ну, воевать таджики и узбеки не могут, зато они ого-го-го покажут себя в индустрии."
Так что прогрессоры из ЦК КПСС продолжали свой прогрессорский эксперимент: русские создавали и фактически управляли инфраструктурой в Сразии и на Калказе, а калказцы и сразиаты получали должности, звания, награды, занимались своей традиционной азиатской коррупцией и трайбализмом.

Прогрессоры из ЦК КПСС продолжали закрывать глаза на фактический провал прогрессорского эксперимента еще 50 лет, пока не исчез и сам ЦК и СССР. Во что превратилась Сразия и Калказ буквально через 10 лет после крушения СССР и, соответственно, после прекращения усиленной прогресорской накачки извне (ресурсами, трудом русских профессионалов) все знают и так.

Короче говоря, спустя почти 100 лет начала грандиозного советского прогрессорского эксперимента марксистов в Сразии и на Калказе (к которому стоит добавить еще 100-200 лет прогрессорства царской России), можно с уверенностью сказать:

"Идея универсального прогрессорства (везде, всегда, для всех племен) экспериментально проверена. Доказано, эта идея не работает. Таковы факты, дорогие марксисты-политэкономисты, а также примкнувшие к ним антикоммунисты-мультикультуралисты в социологии, этнологии, социальной психологии, криминологии.
Поэтому пересмотрите-ка все научные построения, основанные на идее пролетарского и любого иного интернационализма, мультикультурализма и толерантности. В противном случае ваши социологические, экономические и прочие теории придется перевести из научных в разряд религиозных культов. Сами лично вы можете верить во что угодно, заниматься на досуге любым шарлатанством. Но не за государственный счет в государственных институтах. И в качестве научных советников разработчиков государственной политики вас не должно быть даже близко"

P.S. скромные размышления автора на эту тему вдохновлены рассуждениями в журнале уважаемого ghj1, а также диалогами в офлайне с другими достойными людьми

политика олигофренов, тщетность прогрессорства

Previous post Next post
Up