Праздник апостола Андрея Первозванного в Амальфи

Aug 11, 2013 00:42




Два года назад, отдыхая на Амальфитанском побережье в городке Минори, мы случайно застали там шествие со статуей святой Трофимены - местной святой покровительницы. Если быть точным, застал его я один, когда отправился в соседний городок за лекарством для дочки. Фотоаппарата при себе не было, а поскольку нужно было успеть до закрытия аптеки, то не было и возможности понаблюдать за событием. Посмотрел только на выход процессии из собора и побежал дальше. Возвращаясь, я встретил это шествие уже на обратном пути, на подходе к собору. Было очень красочно, очень торжественно и как-то очень искренне. С тех пор мы стали методично просматривать все объявления, посвященные местной жизни маленьких городков Неаполитанской ривьеры. Хотелось еще на что-нибудь посмотреть, ведь итальянские праздники бывают очень красочными.



До последнего времени нам не очень везло. Мы следили за городскими объявлениями, шерстили Интернет, а в этом году даже замучили расспросами домработницу. Последняя, правда, так и не поняла, что мы от нее хотели. Совершенно случайно, мы узнали, что 27 июня в Амальфи состоится торжество по случаю дня святого апостола Андрея, являющегося покровителем города. Если быть точным, день апостола Андрея празднуется 13 декабря, а 27 июля там отмечают чудесное избавление Амальфи в 1544-ом году от нашествия пиратского флота Хайр-ад-Дина по прозвищу Барбаросса. Турецкие пираты тогда терроризировали все Средиземноморье, и даже Венеция с Генуей лишь с огромнейшим трудом им противостояли. Амальфи к тому времени уже сошел с исторической арены, и когда турецкие корабли появились в Салернитанском заливе, амальфитанцам за защитой оставалось лишь обращаться к святому покровителю. Действительно ли за них вступился апостол Андрей, или просто так сложилось, но сильнейшая буря разметала флот Хайр-ад-Дина.



Постепенно предстоящее событие стало обрастать подробностями. Сначала, в соседнем городке Майори мы наткнулись на объявление, что там 27 июня планируется шествие со статуей Апостола Петра, которая потом будет доставлена в Амальфи для участия в основной церемонии. Что характерно, участникам предлагалось заплатить 8 евро. Чуть позже, в Амальфи мы увидели палатку оргкомитета, где я добыл программку празднеств. То есть выдали-то ее мне без проблем, сложно было объяснить, что именно я от них хочу. По-английски и по-русски они не понимают, а бытового минимума итальянского в моем исполнении тут было уже недостаточно. Но расписание мы в итоге получили.



Имея расписание и зная, что будет происходить, а так же, кто и откуда будет двигаться, спланировать выдвижение в Амальфи было уже нетрудно. Чтобы не рисковать, мы отправились туда за два часа до начала торжеств. Во-первых, не хотелось угодить в пробку, а во-вторых хотелось посмотреть на прибытие процессии из Майори. А уж найти, чем занять в Амальфи два часа, - это совсем не проблема. Город очень красив, и им можно любоваться, даже будучи там сильно не в первый раз. Там вообще, все Амальфитанское побережье невероятно красиво, и Юнеско в свое время решило не мелочиться и включило его в список Всемирного наследия целиком от Позитано до Вьетру-суль-Маре.



Кстати, в пробку мы, в итоге все-таки угодили, хотя и на въезде в Амальфи, но зато встали там намертво. Водитель нашего автобуса решил не издеваться над пассажирами, и выпустил нас не доезжая до остановки. Так мы попали в музей Регаты четырех республик.



Одним из зрелищных мероприятий на Амальфитанском побережье являются состязания галер между командами Амальфи, Венеции, Генуи и Пизы, называемые Регатой четырех республик. Регата проводится каждый год в одном из упомянутых городов попеременно. В прошлом году она проходила в самом Амальфи, но мы, будучи тогда в Сорренто, это мероприятие пропустили, а в этом году его принимала Пиза. Города, где проводится регата, выбраны не случайно - в средние века там находились знаменитые итальянские морские республики. Сейчас флаги этих республик присутствуют на военно-морском флаге Италии. В итоге, в этом году трансляцию регаты этого года мы посмотрели по телевизору. Для местных жителей гонка галер была тот день главным спортивным мероприятием, и трансляцию можно было увидеть во всех заведениях. Наши в этом году пришли третьими.

В музее регаты находится одна из лодок, на которой команда Амальфи принимала участие в первых гонках. Тогда лодки изготавливали из дерева. Сейчас в правилах допустили послабление, и галеры стали делать из стекловолокна. Из общего осталась только символы республик на носу. В случае Амальфи это фигура крылатого коня.

После музея мы прогулялись по городу, потолкались в лавках, и тут наше внимание привлек грохот салюта. Это прибыла делегация из Майори со статуей Апостола Петра. Мы уже были в курсе программы торжеств и знали об этом, поэтому потихоньку двинулись к площади перед собором Святого апостола Андрея. Как я понял, допустимые варианты транспортировки святых у итальянцев проверены веками, и их либо переносят на руках, либо везут водным путем. В данном случае статуя Святого Петра доставлялась по морю от Майори до Амальфи, а потом ее несли на руках от пристани к собору. Еще раз напомню про 8 евро для желающих принять в этом участие.



Процессия появилась на площади совершенно неожиданно для большинства находившихся там туристов. Только недавно там шла обычная жизнь средиземноморского городка в неспешном послеобеденном ритме, и вдруг появляются люди в средневековых одеждах и в сопровождении оркестра.



Статую Петра довольно бодро занесли по лестнице в собор, и мы решили, что стоит посмотреть, что там внутри. Тем более, что до планируемого начала шествия оставалось еще около полутора часов.



Внутри собора апостолы находились уже вместе. Статую Святого Андрея торжественно установили там еще день назад. Нужно заметить, что собор Святого Апостола Андрея Первозванного имеет смысл посетить не только в дни церковных праздников. В обычные дни там действует экспозиция, куда пускают туристов. Во-первых, это Райский сад или Райский дворик рядом колокольней собора. Двор обрамлен галереей, выполненной в виде квадрипортика в арабо-византийском стиле. Ансамбль Райского сада был создан в 1266-68 годах, и тогда тут хоронили знатных жителей города.



По сторонам двора находятся шесть капелл, украшенных фресками.



В XVII веке двор был заброшен. Его отреставрировали и открыли для публики в 1908 году.



Из Райского сада можно попасть в древнюю Базилику Распятия, построенную в IX веке. Сейчас в ней находится музей, где представлены саркофаги, скульптуры, изделия неаполитанских ювелиров и другие сокровища кафедрального комплекса. Из базилики ступени ведут вниз в склеп Святого Андрея Первозванного.



Собор над склепом был построен в XIII веке для того, чтобы разместить здесь кости святого, привезенные из Константинополя и источающие чудесную жидкость - миро, называемую верующими "манна Святого Андрея". Гробницу открывают шесть раз в году и опускают на дно стеклянную ампулу, куда оно стекает. Затем на Престол приносят рулон ваты, смачивают ее миром и раздают паломникам. Собор в Амальфи всегда притягивал к себе горячих поборников веры - от Франциска Ассизского до Папы Урбана IV - однако после демонстрации в XIV веке чудесных проявлений «манны» поток паломников значительно увеличился.

Мощи святого (за исключением головы, которая ныне хранится в Ватикане) находятся под главным алтарем этого исключительно прекрасного склепа, украшенного мраморными статуями скульптора Пьетро Бернини, отца прославленного Джованни Лоренцо Бернини. Кроме этого в соборе хранятся 11 шипов от тернового венца Спасителя. Французский король Филипп Красивый срезал более 200 шипов с тернового венца и подарил в разные города Европы. Амальфи тогда был важным городом, и поэтому тоже получил эту святыню. А в капелле Примирения почивают мощи святых: праведной Марии Магдалины, преподобного Макария Египетского; мучеников Георгия Победоносца, Екатерины, Агапия, Порфирия, Агафии, Варвары, Вита, Романа; святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

Амальфитанский собор является одним из рекомендованных мест паломничества для православных, и в капелле Примирения еженедельно проводится православный молебен. С одной из таких групп наших паломников мы столкнулись в Амальфи за несколько дней до празднеств.



Из склепа Святого Андрея Первозванного можно подняться в собор. В нем находится уже упомянутая капелла Примирения, где хранятся мощи святых. Среди других сокровищ можно отметить перламутровый крест, подаренный Амальфи в 1930 году жителями Иерусалима в благодарность за помощь в строительстве в 1112 году больницы на 2000 мест, позже ставшей первым военно-религиозным орденом - орденом Святого Иоанна, называемом также орденом госпитальеров. Ныне он известен как Мальтийский орден. Одним из главных их символов является "мальтийский" крест, который можно видеть на красном полотнище их флага. Этот символ был заимствован рыцарями ордена Святого Иоана у Амальфитанской республики, на деньги которой создавался госпиталь в Иерусалиме.



На флаге Амальфи также изображен такой крест, но только на голубом фоне. Собственно название амальфитанский крест для такого символа встречается не реже, чем мальтийский крест.

В проеме главного входа в Собор Андрея Первозванного установлены внушительные бронзовые двери. Эти двери, первые в Италии, были выкованы в Константинополе около 1066 года и отмечены печатью Святого Симеона Сирийского. В Амальфи они попали при содействии главы большой колонии амальфитанцев в Византии. Серебряные инкрустации на дверях, трудноразличимые в настоящее время, являют образы Христа, Девы Марии и святых.



Изображение Святого Андрея на воротах отполировано руками верующих до блеска, поскольку прикосновение к нему считается хорошей приметой.

Пока мы прогуливались по галерее перед входом в собор, на площади появились карабинеры. Как и полицию их привлекают к проведению разнообразных массовых мероприятий. Но если полиция занимается поддержанием порядка, то карабинеры привлекаются в том числе и из эстетических соображений: красивая форма, двууголки с перьями, эполеты, аксельбанты и сабли. Туристы и девушки в восторге. Полиция завидует молча. Карабинеры, в целом, имеют сходные с полицией обязанности, но есть и существенные различия. Во-первых, карабинеры подчиняются Министерству обороны и являются армейской гвардией. Их зона ответственности - преимущественно пригороды и сельские районы, а полиция работает, в основном, в городах. Кроме того, на них возложены обязанности военной полиции. Опять же, расследование особо тяжких преступлений, борьба с терроризмом и оргпреступностью - это тоже обязанности карабинеров.

Поскольку здесь было массовое торжественное мероприятие, естественно, туда привлекли карабинеров.



В этот раз я не отказал себе в удовольствии понаблюдать за ними через телеобъектив. В какой-то момент в руках у одного из офицеров обнаружился подозрительный конверт. Такой классический конверт без всяких надписей. Сразу вспомнились легенды про каморру и жуткую коррупцию на Юге.



Вслед за карабинерами на площадь стали подтягиваться музыканты. В ожидании начала шествия часть из них готовила аппаратуру на небольшой сцене. Большинство же сидело на ступенях лестницы перед главным входом. Кто-то даже ковырял кларнетом в носу.



К назначенному времени из галереи собора мы переместились вниз. Поскольку основные события должны были развертываться на лестнице перед храмом, то нужно было занять место, откуда все это было бы лучше видно. Одна из лучших позиций была у самого Святого Андрея - точнее у его его скульптурного изображения, украшающего фонтан на площади. Мы же расположились рядом со столиками у одной из многочисленных кафешек поблизости. И видно хорошо, и, когда начнется шествие, нас не затрут многочисленные зрители.



Потихоньку подошло назначенное время, потом прошло еще минут десять, и еще десять минут, и у нас начали закрадываться подозрения, что как и любое итальянское расписание, программа празднеств, которой мы руководствовались, носила чисто условный характер.

Течение жизни на Юге подобно сиропу, ты попадаешь в него и тебя медленно-медленно куда-то несет. Дергаться бессмысленно, да обычно и не хочется. Никто не думает о минутах и часах. Дни и недели - вот характерный масштаб времени. Типичный диалог:
- Когда придут чинить стиральную машину?
- Обещали завтра...
- А когда: утром, днем или вечером?
- Завтра. Может, послезавтра, а, может, и в понедельник. Это Юг.

Всегда надеешься на лучшее, а выходит так, как выходит. Наконец, появился местный МЧС, подошли представители армии и флота и местные чиновники. Музыканты заняли свои места, а непосредственные участники шествия, надели камзолы и исчезли в глубине собора.



Спустя почти час относительно назначенного времени на лестницу выдвинулись люди в камзолах и вынесли вымпел с гербом Майори, уже знакомый нам по приезду их делегации. Потом притащили древко с чем-то, что поначалу я принял за знамя.



Через несколько минут, вокруг древка началась суета и знамя оказалось... гигантским зонтиком.



В мозгу всплыло предположение или воспоминание, что это зонтик для Папы римского. Позже это предположение подтвердилось: зонтик - неотъемлемый атрибут папской власти начиная с XIII века. Его значение в церемониале столь велико, что в книге о папской геральдике ему отведена целая глава. Зонтик не потерял символического значения и сегодня: папа жалует его храмам, получившим от него почетное звание "basilica minor". В таких соборах он находится рядом с алтарем, а в праздники его выносят в процессии.

Нужно заметить, что зонты есть не только у пап, они так же являются атрибутом кардиналов и епископов. Разница в том, что папский зонтик имеет расцветку в красную и желтую полоску, а кардинальские и епископские бывают зелеными или фиолетовыми. В данном случае зонт был папским, и соответствовал статусу собора.

Наконец сквозь ворота собора проплыла статуя святого Петра. Группа носильщиков в камзолах стала аккуратно спускать его по лестнице.



Вслед за апостолом Петром на лестнице появился апостол Андрей. Вот здесь группе носильщиков можно было посочувствовать. Статуя апостола Петра была деревянной, в то время как статуя апостола Андрея была раза в полтора больше и в окладе из серебра. Хотя носильщиков здесь было больше, но по их лицам хорошо было видно, как им дается участие в процессии. Жарко, сверху несколько центнеров груза, которые нельзя ни уронить, ни даже резко качнуть, спотыкаться нельзя, материться тоже нельзя. Про 8 евро еще не забыли? Эти люди за участие в процессии еще и деньги платили! На случай непредвиденных ситуаций рядом шли люди с подпорками, но которые ставили носилки во время остановок. Присутствие местного МЧС в большом количестве тоже показалось очень даже оправданным.



Глядя на процессию на лестнице вспомнилось, как после поступления на Физтех мы участвовали там в отработке. В те времена, нужно было отработать десять дней на благоустройстве института. Нас прикомандировали к кафедре физической химии. Одним из заданий был спуск инфракрасного цейсовского спектрографа с пятого этажа на третий. Звучит очень благообразно, а на деле - это ящик, по форме и размеру напоминающий гроб, там даже крышка устроена похожим образом. Только сделан он был не из ценных пород дерева, а из алюминия на стальном каркасе. Эту конструкцию весом 450 кг. нужно было вшестером спустить по очень узкой лестнице. В качестве облегчения нашей участи сумрачный тевтонский гений предусмотрел для переноса четыре 40-сантиметровые ручки. Как немецкие инженеры представляли перетаскивание при их помощи этого "гроба" было совершенно неясно. Зато набор был очень похожим: лестница, тяжеленный груз, который нельзя ни уронить, ни даже просто тряхнуть. За разгроханный цейсовский спектрограф в те времена небесная кара настигла бы нас прямо на месте. У нас было существенное преимущество - материться было можно! И с помощью какой-то матери мы его и спустили, и даже не уронили ни разу.



Наконец процессия спустилась с лестницы и оба апостола опять оказались вместе. На лестницу выдвинулся оркестр, сопровождая движение довольно легкомысленной мелодией. Ну совсем не Бах. Тут мы оценили нашу позицию. Как и предполагалось толпа обтекла столики у кафе и отступила вглубь главной улицы Амальфи. Мы же относительно комфортно стояли позади столиков и наблюдали шествие. Впрочем смотреть - было уже вторично, главное, чтобы детей не затоптали.



Наконец, толпу немного оттеснили и процессия медленно двинулась вглубь Амальфи. Сначала, Апостол Петр, потом Апостол Андрей. Хотя Святой Андрей и покровитель Амальфи и праздник был в его честь, но такой порядок шествия отражает важность апостолов в христианстве.

Уже смеркалось, и мы решили не следовать за толпой, а возвратиться обратно в Минори пока еще ходят автобусы и большая часть людей не решила возвращаться обратно. В Амальфи ожидался грандиозный фейерверк , но тут надо было выбирать: либо салют, либо спать дома. Как бы то ни было, поездка определенно удалась.

Мальтийский орден, праздники, Бернини, Италия, фрески, Майори, Минори, Амальфитанское побережье, малая базилика, Амальфи, Синдром Стендаля, Кампанья

Previous post Next post
Up