Санкт-Петербург. Михайловский замок и Марсово поле. (2014-2019)

Apr 06, 2021 22:09




В заметках про Санкт-Петербург Михайловский замок и Марсово поле упоминались довольно вскользь, просто как географические точки, мимо которых мы проходили. Стоит уделить им чуть больше внимания. В конце-концов, в тех местах мы бываем довольно часто.

Михайловский замок строился на рубеже XVIII-XIX веков как резиденция императора Павла I на месте деревянного Летнего дворца, сооруженного при Анне Иоановне. Он возводился как замок на воде по заказу императора Павла I и стал местом его смерти. Монарх хотел построить неприступный дворец-замок, и общий замысел и первые эскизы его планировки принадлежали ему самому. В итоге проект дворца был выполнен архитектором В.И.Баженовым по поручению императора Павла I, желавшего сделать его своей главной парадной резиденцией. Строительством руководил архитектор В.Бренна, но Баженов инспектировал стройку и контролировал соблюдение своего проекта.



Из-за опасений за свою жизнь, а так же чтобы подчеркнуть, что Россия - великая морская держава, замок был окружён со всех сторон рвами с водой, подъемными мостами, брустверами и чугунными решетками. Павлу I это не помогло, и спустя 40 дней после новоселья он был убит. Что интересно, умер он там же где и родился. Только тогда тут находился Летний дворец Елизаветы Петровны. После смерти императора замок на два десятилетия пришёл в запустение. При Александре I на переплавку пошли серебряные врата из дворцовой церкви (из них создали сервиз - свадебный подарок для сестры императора Анны Павловны), а Николай I приказал архитекторам «добывать» во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа. В 1820-ом году архитектор Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка. Подъемные мосты были убраны, а каналы засыпаны.

В 1829-1835 годы была произведена перестройка и перепланировка интерьеров дворца для нужд инженерного училища (архитектор А. Я. Андреев), а в 1893-1894 годах замок перестраивался архитектором Н.Л.Шевяковым. Примерно в таком виде он и дошел до наших дней. Из-за размещения в замке инженерного училища тот получил свое второе название - Инженерный замок.

Чаще всего гости Северной столицы видят его северный фасад. Он был разработан как парковый и обращен к Летнему саду. В его центре расположена широкая украшенная скульптурой лестница, ведущая в лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордера, поддерживающей террасу. Фасад завершен богато декорированным аттиком.



Лестница украшена статуями Геркулеса...



... и Дианы.



Сейчас один из лучших видов на Михайловский замок открывается с набережной Мойки около Летнего сада. С этой стороны он почти не закрыт деревьями.



Другие фасады можно рассмотреть лишь зимой, когда листва опадает.



Западный (церковный) фасад был украшен декоративным лепным карнизом и аллегорическими скульптурами Веры и Надежды. На месте окон третьего этажа, которых при Павле здесь не было, располагались выполненные из белого каррарского мрамора медальоны с изображениями четырёх евангелистов (Иоанна, Луки, Матфея и Марка). Сейчас эти изображения находятся на внутренних стенах храма. Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Архангела Михаила, покровителя дома Романовых. Собственно, его апсида и выступает из фасада. Кстати, это единственный известный случай в истории русского зодчества, когда светское архитектурное сооружение было названо не в честь владельца, по названию территории или предназначения, а в честь святого.



В центральной части южного фасада находится контрастно выделяющийся портик из четырёх сдвоенных ионических колонн красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттиком над ним. Его украшает барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный скульптором П.Стаджи. Этот портик при Павле I являлся главным входом в замок, и здесь находятся Воскресенские ворота, им он остается и сейчас. С юга по сторонам Воскресенских ворот помещены высокие гранитные обелиски, украшенные воинскими доспехами. В нишах у обелисков когда-то располагались статуи Аполлона Бельведерского и Дианы, находящиеся сейчас в Летнем саду. Через эти ворота разрешалось въезжать только императору, членам его семьи и иностранным послам. Прочая публика имела доступ в замок через другие ворота. Что удивительно, несмотря на реальную или мнимую манию преследования у императора, жители Санкт-Петербурга могли посещать дворец свободно и бесплатно, чтобы знакомиться с произведениями искусства, стилем, модой и копировать их. Очень большая разница с Эрмитажем, который очень долгое время был закрытой коллекцией и стал доступен публике лишь при Николае I.



Воскресенский канал, получивший своё название от главных замковых ворот, проходил в непосредственной близости от главного фасада. Благодаря этому создавалось впечатление, будто замок поднимается из воды. Хотя, при реставрации и восстановили какое-то подобие рва, засыпанного в XIX веке, но он оставлен сухим.



Рядом с замком, перед его южным фасадом был возведён памятник Петру I.



Памятник Петру I имеет довольно длинную историю до того момента, как он оказался здесь на постаменте. Итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли изготовил модель памятника ещё при жизни Петра I, однако скульптура была завершена только к 1747 году, когда Алессандро Мартелли отлил ее в бронзе. Рассматривались разные места для установки памятника - в Полтаве и в Кронштадте, и до конца столетия он оставался под деревянным навесом у Троицкого моста. Наконец в 1800 он был поставлен на постамент на своем нынешнем месте. По приказу императора Павла I, на пьедестале была сделана надпись «Прадеду - правнук», очевидно, в противовес посвящению на «Медном всаднике»: «Петру Первому Екатерина Вторая».



Пьедестал украшен двумя бронзовыми барельефами - «Полтавская баталия»...



... и «Битва при Гангуте».



Восточный фасад дворца выходит на Фонтанку. В целом, согласно замыслу Баженова, он композиционно повторяет западный фасад, только здесь место церкви занимает башенка.





В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор.



В 2003 году во внутреннем дворе замка установлен памятник Павлу I работы скульптора В.Э.Горевого.



С 1994 года Михайловский замок был передан Государственному Русскому музею (за исключением библиотеки ВМФ). Сейчас в нем размещены некоторые его экспозиции (например, парадного императорского портрета), а так же там можно посмотреть на помещения восстановленные в том виде, в каком они были при Павле I.

Если от северо-западного угла Михайловского замка по диагонали пересечь Мойку, то можно попасть на Марсово поле.



В начале XVIII века тут находилась незастроенная территория, которая называлась «Потешное поле» или «Большой» или «Царицын луг». На лугу проходили военные парады. В 1798-1801 годах здесь были установлены памятники полководцам П.А.Румянцеву (архитектор В.Ф.Бренна), и А.В.Суворову (скульптор М.И.Козловский). В 1818 году Румянцевский обелиск перенесли на Васильевский остров, а памятник Суворову в образе бога Марса сейчас находится у Троицкого моста.



Тем не менее за площадью утвердилось название Марсово поле (подобно Марсову полю в древнем Риме и Париже). В дни Февральской революции 23-27 февраля 1917 года в уличных боях Петрограда погибло более 400 и пострадало 1382 человека. Для организации траурно-торжественной церемонии погребения была создана специальная комиссия во главе с Максимом Горьким. Писателем было поддержано предложение группы архитекторов о захоронении умерших на Марсовом поле. Так тут возник мемориал, названный «Героям-борцам за свободу России, павшим жертвою в этой борьбе», а площадь с 1918-го года стала называться площадью Жертв Революции.



Памятник представляет собой квадратную в плане стену из прямоугольных блоков розового и серого гранита, внутри которой расположены 12 памятных плит с именами погибших героев. В 1929-1932 годах во внутреннем объёме на могилах установлены мемориальные плиты с именами похороненных. В 1944 году кто-то, похоже, сообразил, что название площади сильно противоречит надписи на памятнике: "Не жертвы - герои лежат под этими плитами", и ей вернули историческое название Марсово поле. Кстати, в советские времена у питерских школьников был вопрос на засыпку: "Кому посвящен этот памятник?". И не дай бог ответить: "Жертвам Революции"!

6 ноября 1957 года в центре мемориала на Марсовом поле от искры мартеновской печи Кировского завода был зажжён «вечный огонь». В 1965 году от огня на Марсовом поле был зажжён факел вечного огня в Великом Новгороде, а 8 мая 1967 года - Вечный огонь на Могиле неизвестного солдата в Москве.



В 1919 году архитектурная мастерская Петроградского совета коммунального хозяйства провела конкурс на лучшую планировку Марсова поля. Было поддержано предложение А.Н.Бенуа о создании на Марсовом поле низкого партерного сада. В 1920-1926 годах по проекту И. А. Фомина выполнена планировка, и на площади Жертв Революции разбит парк. В 1934 году там были установлены 16 фонарей, некогда стоявших на Николаевском мосту.



Правда, два года назад они стояли там без плафонов (видать, на реставрацию забрали). Но виды с Марсова поля это не сильно ухудшило. Это еще одна точка откуда Михайловский замок выглядит особенно красиво.


Россия, фортификация, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up