Dec 17, 2012 00:21
Кстати, в комментах френд интересную мысль сказала.
Тут налицо переход количества в качество.
Вот возьмем простую схему.
Вася и Петя. Десятиклассники.
ИванИваныч, доцент-физик.
ИванИваныч - репетитор Васи и Пети по физике. Он, как правило, отлично готовит Васю и Петю к экзаменам, в среднем повышая школьный балл на одну ступень.
При этом ни у ИванИваныча, ни у родителей Васи и Пети не возникнет мысль о том, что ИванИваныч кроме физики должен еще и воспитанием заниматься.
Даже если он проводит с Васей и Петей 100 часов в год.
То есть, он, конечно, будет косвенно воспитывать. Так же, как любой контактирующий с детьми взрослый. Ну как - он скажет: Вась, ну ты не постарался вчера, включи мозги, Вась, чо уж такой лентяй-то?... И еще Вася, может быть, будет увлечен красотой личности ИванИваныча и тоже станет физиком.
Но вот отдельная воспитательная миссия никому из участников процесса в голову не приходит...
И только когда мы собираем в одном месте 800 Вась и Петь и 40 ИванИванычей - мы сразу начинаем видеть воспитание такой же главной задачей, как и преподавание физики.
Как правило, преподавание физики, если найти среднее арифметическое по классам, - усредненному ИванИванычу в стенах школы (обычной школы) удается гораздо хуже, чем отдельному ИванИванычу.
Видимо, все силы в воспитание уходят что ли?...
Слушайте, мы вообще о чем? Детей в классах по 25 человек. Какое воспитание, какие секреты, рассказанные любимой учительнице?...Психологи говорят всем известную вещь - одновременно можно держать в эмоциональном фокусе человек 7-8..
25 - это вынуждено, так сложилось, но...Вы в семье представьте 25 детей - как по вашему, у матери много сил отсанется на "воспитание" как отдельную задачу?...
Когда я преподавала риторику - давным-давно - я читала где-то, что ребенок в течение учебного года вслух формулирует свою мысль (не пересказывает параграф, а активно мыслит вслух) - считанные минуты...
У нас массово нет ничего лучше, чем школа. Это значит, что она по сумме плюсов и минусов - вот такая, оптимальна для общества. Но это не значит, что она оптимальна для обучения и воспитания отдельного Васи...
Да и к Пете тоже относится.
______________
А вот о чем я не успела подумать как следует - это об индивидуализме. Сегодня на эфире про это зашел мельком разговор. Для меня это всегда было "чтоб общество не гнобило отдельного человека". А учителя повернули это в сторону, которая мне в голову не пришла: чтоб отдельный индивидуум не шел по чужим бошкам...
домашнее обучение