Может существовать и существует множество точек зрения на объективную реальность. Некоторые из них - откровенный бред, поскольку они логически противоречивы. Другие - вполне разумное враньё, потому что они всего лишь расходятся с экспериментом
(
Read more... )
Comments 19
Но я все-таки скорее за агностицизм в вопросах трансцендентного. Иными словами, "как это на самом деле" мы можем понять, только выйдя за пределы этого. С другой стороны, определенные законы, взаимосвязи и прочее в системе мы обнаружить способны, и именно на их поиск стоит обратить свои силы (это вслед за Поппером). Я не знаю, кто больший мракобес: тот, кто с пеной у рта доказывает всем, что Бог есть, или тот, кто научными методами пытается опровергнуть его существование (или наоборот, но это встречается реже).
В то же время, и вера людей, и религиозный экстаз, и прочие проявления этого транцедентного вполне может быть объектом исследования, потому что это находится уже внутри "системы".
Reply
Во-первых, для того, чтобы иметь возможность судить, есть Бог или нет, мы сначала должны определить, а какими качествами, собственно, должен обладать объект, который мы назовём Богом. После этого получается четыре альтернативы: либо это определение аналитично (то есть существование или несуществование Бога логически следует из самой формы этого определения), либо мы верим, что Бог есть, либо мы верим, что Бога нет, либо мы сомневаемся относительно этого вопроса. Первая альтернатива есть словоблудие, вторая и третья - противоположные друг другу роды догматизма (религиозный и атеистический соответственно), и только человек, придерживающийся четвёртой точки зрения, достоин называться учёным.
Во-вторых, я как раз призываю верить в то, что, пусть Бог и существует, но его воля всё-таки может быть доступна человеческому пониманию. Ведь именно так Эйнштейн мотивировал своё неприятие квантовой теории: он не хотел верить, что Бог, определяя судьбу мира, бросает кости.
Reply
Проблема в том, что мы даже не можем определить Бога, потому что любое его определение конечно, что делает определение объекта бессмысленным.
Я понимаю, к чему ты призываешь. Я говорю о том, что воля Бога (Богов, Высшей Сущности, еще кого-то там) недоступна понимаю научными методами, потому как они исключают субъекта. Образцовый научный метод объективен и принципиально повторяем. В то же время, наш субъективный опыт сильно расходится. И это не плохо, что недоступен: это направляет науку по руслу прогресса, а не мистических практик, сколь бы таинственными они не были.
Мне кажется, ученый вполне может себе позволить веру в Бога, если она не влияет на его научные изыскания.
Reply
Reply
Leave a comment