Мы отправились на эту прогулку на третий день, довольно прохладным утром - я и мальчики. Мне очень хотелось показать им старые Гагры, но я не очень-то знала сама, чего ожидать от города спустя десятилетие. Вобщем, все остались в восхищении :)
Гагры вытянуты вдоль моря. "Гагры" - говорят русские, местные говорят "Гагра", а я по-всякому, не взыщите) От границы с Россией до окраины старого города на маршрутке/такси минут 20, новый город дальше. Единственная автодорога между морем и горами превращается в городе в проспект Нартаа. Вдоль растут мощные эвкалипты, воздух насыщен их ароматом и морской солью - бесплатные ингаляции, им наслаждение дышать.
Павильон - Первая из двух железнодорожных станций Гагры, центр старого города. Сейчас мимо нее 2 раза в день проходит поезд Москва-Сухум, но сама станция вроде бы не действует - поезд останавливается на вокзале в новом городе. Не хочу касаться темы войны и разрушений, но...
Понимаете, какая штука. Война была, и свидетельства этого там встречаются часто, причем сейчас не намного реже, чем 9 лет назад. Как правило, это брошенные и недостроенные здания. Говорят, когда после войны из Гагры выехали все грузины, горожане считали ниже своего достоинства занимать их дома.Кто знает, наверно, было по-всякому. Но парадокс не в этом. Город живёт, и в совсем старых многоквартирных домах, стены которых в серых подтеках от морской сырости, и в частных хозяйских домиках с дворами, увитыми виноградом - и всё это вперемешку вверх по крутой горе, с цементированными террасами, путаными лесенками и перилами, кривыми переулочками друг над другом, калитками, зарослями и пустырями, домашними кафе и летними кухнями. Там есть какой-то старый уклад, известный только местным, пропускающий сквозь себя без потерь потоки "отдыхающих", и остающийся без потерь в "не сезон" - может быть потому, что здесь хорошо помнят, что такое жизнь не курортная, а совсем другая, даже в разгар лета, и пустые улицы, и отсутствие туристического легкомыслия. В Гаграх удивительно чисто. Редко где можно увидеть, что брошенное здание, невосстановленный участок набережной или пустырь в старом городе превращены в свалку - и в любом случае, такая свалка просто детский лепет по сравнению с загаженными задворками или подходами к пляжам сочинских районов. Ну и, конечно, буйство южной природы наверняка помогает заращивать многое. Парадокс в моем восприятии Гагры, вобщем, в том, что кроме сочувствия несчастной судьбе абхазских курортов есть смутное ощущение, что она наложила именно этот отпечаток истинности, немодности, подлинности и самоценности города. Он не стремится выглядеть для туристов - он такой, какой есть, для своих.
А в Павильоне - старый перрон, на который когда-то сходили с поездов толпы ног, а сейчас между плитами трава, в ней же скрываются рельсы - их расположение узнается только по железнодорожным столбам. Великолепная крытая галерея с колоннами, прекрасно сохранившаяся некоторая деревянная отделка, лепнина и портики, мозаичные полы.
Помните Киплинга? Это напоминает те старые индийские города, завоеванные джунглями.
Говорят, ехать через абхаскую границу в Сухум поездом довольно экзотично. Глядите сами - буйная растительность подступает прямо к путям. Я слышала, что восстанавливать их после войны помогали российские железнодорожники. Сегодня к поезду Москва-Адлер №75 цепляют несколько вагонов, идущих дальше до Сухума - купить билеты в них можно в Москве, или пересесть в такой общий вагон прямо в Адлере. До Гагры стоит 150р. Но вагоны ждут пару часов, пока их переприцепят к другому паровозу, а потом чучухают через госграницу, где их тоже придерживают пограничники. В итоге на отрезок Адлер-Гагры уходит часов 5. Если пересекать границу самостоятельно, через маршрутки и пеший мост - может получиться гораздо быстрей. А может и не получиться)
Еще практическое отступление в прогулке: В Гаграх есть две точки, представляющие однозначный интерес для отдыхающих в любой части города - это рынок и супермаркет "Континент". Между ними минут 5 пешком через пару жилых кварталов и ж/д пути. На каждом шагу продается вино и орехи. Рынок - это фрукты и овощи, но цены на них практические москвские кроме тех, у которых сейчас пик местного урожая. Тут стоит покупать съедобные сувениры: мед разных сортов (говорят, часты подделки), вино, самодельное и с заводов (их в Абхазии два, в Сухуме и в Гудауте), разные орехи (Лёня придумал собирать их в коллекцию), многообразные приправы и специи и их смеси (Кавказ же). Тут еще полно сувенирных лавочек со всякими штучками, и они гораздо дешевле, чем в единичных лавках по Гаграм, и тем более в Сочи - а продают по обе стороны границы примерно одно и то же. "Континент" - это большой супермаркет, отличающийся от московского, пожалуй, бедностью ассортимента, но есть там всё, от продуктов до шмоток и хозяйственных штук.
Что касается дяди 82х лет на фото, то он, кроме требования себя сфотографировать как городскую геронтологическую достопримечательность, выдал в подтверждение (?!) своей честности такую вещь - попытался угадать наш возраст. Мне он назначил 29, добавив эту цифру в мою коллекцию этих странных оценок)
Итак, начав путь по ближайшей к нам улице Ленина, мы скоро дошли до школы, по совместительству представленной нам как бывший Дворец принца Ольденбургского. Какая школа, вай-вай! Пальмы вокруг фонтана и кипарисы по периметру, вдали за деревьями море, а задняя калитка выходит на заросшую желтым бурьяном улочку, уходящую в горы.
А затем мы свернули вниз, пересекли ж/д и попали в небольшой сквер с водопадом и проложенным каменным руслом маленького ручья между больших белых эвкалиптов.
Вдоль проспекта мы проинспектировали через забор несколько пансионатов, а особое внимание уделили памятному санаторию им.Челюскинцев. Он остался настолько же безупречным по сочетанию зелень-тишина-пляж-море, и настолько же советским, как и был. На стене расписание процедур, меню и афиша органных концертов в Пицундском храме, в фойе - тетенька в белом халате, перед которой на стойке кроме карт и буклетов - ряд несомненно оздоровительных бутылочек с рукописными этикетками "Мёд горный", "Домашнее вино" и "Чача". Все вопросы типа "как тут теперь" были сняты. Как всегда) Нас благодушно просветили по нынешним ценам - порядка 1200-1300 рублей с человека в сутки, включая трехразовое питание, но места лучше бронировать весной, всё разбирают. Так что, если кто надумает туда - могу просветить контактами и прочим.
Мы решили дойти до Колоннады, и миновали бывшую набережную вдоль продолжающегося пляжа. Колоннада уже 9 лет назад выглядела на высоте и привлекала изумление всех приезжих, ожидавших увидеть скорее руины на въезде в Гагры. Но руинами нельзя назвать даже здание Зимнего театра напротив неё: как всегда это просто старый, чистый, внушительный, но брошенный дом без стекол. Такие же виллы стоят по "горной" стороне проспекта, вперемешку с отремонтированными жилыми отелями или частными владениями.
Один такой дворец выходил на проспект неприступной каменной кладкой, в которой были столетние ворота с завитушками и висячим замком. А сбоку виднелась лесенка в стене, и мы не смогли отказаться от этого предложения) На террасах дворца оказалось пусто и чисто, как везде. Окна-бойницы украшали оригинальные решетки. А внутри, в каменных помещениях, был сумрак и стоял у стены веник. Здесь не живут, и вряд ли собираются, судя по состоянию стен. Но подметают. Мда. Соседом виллы слева был другой безлюдный готичный особняк, а справа её балконы плавно переходили в обжитой какой-то пансионат, без видимых заборов и преград.
А потом мы дошли до городского парка. Он теперь прекрасен, и об этом излишне говорить - там нужно быть, в южный солнечный полдень, на аллее желтых платанов и в тени пальмовых ладоней.
И так мы достигли крайней в Гаграх площади Гагарина. Фотоаппарат к тому времени сдох, а жаль. Там начинается Жоэкварское ущелье, и в гору поднимается широкая лестница, спрятанная сейчас в зелени, а в конце её - еще одна ж/д станция с легким ажурным павильоном для ожидания, расположенном перпендикулярно перрону. Поезд там выходит из горного тоннеля только чтобы остановиться возле него, пересечь речку Жоэкварку и через 200 метров опять уйти в тоннель.
Мы тоже перешли реку, она бежит по каменистому руслу между бетонных краев - и наверно, бывает много полнее и быстрее. А через большой асфальтовый пустырь, который раньше наверное был оживленной развязкой, а сейчас изъеден трещинами и безлюден, как поверхность Марса - там стоит еще один памятник советской архитектуре, зияющий лестничными проёмами. Забыла, что там было... кинотеатр? универмаг? дом культуры? Там мы сели в длииинный автобус-гармошку, который с интервалом часа в два тащится через весь город, и за 8 рублей вернулись в исходную точку прогулки.