Город детства

Aug 07, 2013 13:30

Конотоп - это, чтоб вы на карте не искали, 90-тысячный городишко в Сумской области страны Украины, где-то по пути из Киева в Москву, если поездом. Нормальному человеку там делать совершенно нечего, но у меня обстоятельства. Обстоятельства зовутся бабушкой, которой уже почти 87 лет, из которых в Конотопе она живет последние 60. Внук из меня, конечно, дерьмо, поэтому в Конотопе я бываю в среднем раз в 5 лет, хотя в раннешкольном детстве проводил все летние каникулы.

Для меня Конотоп всегда был эталоном маленького провинциального города: города, где все друг друга знают, где мнение соседей важнее собственных желаний и убеждений, где заветная мечта молодежи - сбежать при первой возможности в Сумы, а если повезет, то и в столицу, где движение затихает с наступление сумерок, где базар, двор и вокзал - центры жизни, а телевизор, домино и поездки на речку - основные и практически единственные развлечения. Собственно в этом смысле Конотоп не меняется, сколько я себя и его помню. При всем этом Конотоп остается теплым, милым и уютным городком, в который приятно приехать на день-два проведать бабушку.


Смысл жизни Конотопа - железная дорога. Так или иначе с ней связаны ну наверное 2/3 населения города. Почти все поезда, идущие из Москвы на Украину и в Восточную Европу идут через Конотоп. Созерцание поездов на конотопском вокзале было главным летним развлечением раннего детства.


Крайне широко развита вокзально-платформенная торговля. Булочки с маком и вишней ждут голодных пассажиров приближающегося поезда Сумы-Киев.


Второй самый ходовой на конотопских платформах товар - плюшевые игрушки. Объяснений феномену слышал два. Согласно первой версии, в Конотопе есть завод мягких игрушек, который выдает зарплату произведенной продукцией. Вторая утверждает, что тут заканчивается сложная технологическая цепочка: где-то в Белоруссии местные умельцы шьют «шкуры», украинские проводники их массово скупают, прячут от таможенников во всяких уромных местах вагонов, потом сдают конотопским умельцам, которые набивают их поролоном и продают пассажирам московских поездов. Как бы то ни было, метрового плюшевого медведа тут можно купить рублей за 400.
Торговые представители готовы встретить поезд Москва-Ужгород.


Логово плюшевых медвежатников.


Главная архитектурная жемжучина Конотопа находится за забором четвертой платформы вокзала. Конотопский вагоноремонтный завод.




Завод заложили лет 150 назад, а в начале прошлого века это уже был практически промышленный монстр.


Сегодня эти здания не нужны никому - ни властям, ни бизнесу, ни алкашне, которой хватает и конотопских дворов. Поэтому можно спокойно погулять среди заброшенных построек и полюбоваться красотой.






Дворы в Конотопе - это вообще отдельный мир. Возьмем например бабушкин двор. Стол, за которым каждый вечер мужики рубятся в домино.


Белье на веревках, сарайчики и, you won't believe it, голубятня.


К фотоаппаратам в Конотопе относятся настроженно. За два дня прогулок по улицам я слышал по крайней мере пять раз вопрос «а шо вы тут снимаете»? Момент фотографирования этого люка на Парковской не ускользнул от внимания местной жительницы.


За те пятьдесят метров, которые пришлось преодолеть вместе с ней, дама успела поинтересоваться, не из газеты ли я, рассказать о том, что дорогу ремонтировали последний раз лет 15 назад, люк этот воруют каждые пару месяцев, и вообще у нее вечно нет горячей воды, закончив монолог фразой «Да шоб вины усе бляди поздыхали». Кстати это было первое и последнее нецензурное слово, что я услышал на Украине за неделю.

Самая заметная деталь Конотопа - травмвай. Конотоп - один из самых маленьких на пост-советском пространстве городов с трамвайной линией. Что трамваи, что линии находятся в предсмертном состоянии. Иногда сложно поверить что по таким рельсам еще можно возить людей.


В городе есть один новый трамвай, появившийся тут пару лет назад. Правда в нем много пластмассовых деталек, которые ломаются на суровых конотопских рельсах, и поэтому половину времени трамвай простаивает в ремонте. Но мне повезло увидеть орла в полете.


Проезд на этом чуде стоит одну гривну, примерно 10 евроцентов. Цены в Конотопе вообще волшебные. Кофе в одном из самых приличных кабаков города стоит доллар. Главной же особенностью большинства конотопских заведений является страница меню с расценками на битую посуду.


Битая посуда в меню есть всегда, а вот алкоголь - нет. В одном кабаке на вопрос полистать меню с напитками ответили просто: «У нас только кофе, остальное сами приносите».

В Конотопе есть свой Арбат, пешеходная улица с клумбами, палатками «Мороженое» и магазинами дорогой по местным мерка одежды на первых этажах хрущевских пятиэтажек.


Главная достопримечательность Арбата - памятник коню.


Не увидели? Ну это потому, что в ночь накануне моей прогулки по Конотопу железного конотопского коня просто спиздили. Один постамент остался.

В городе невероятное (в процентном соотношении, естественно) количество роскошных домов сталинских времен. Но их красоты и уникальности тут пока еще не понимают. Поэтому в лучшем случае домики выглядят так:


А обычно - так:


Только старый Дом Советов выглядит так, как должен выглядеть.




А еще в городе очень популярны велосипеды. Хотел сравнить с Амстердамом, но язык все-таки не повернулся.






Ну, погостили и хватит. Ближе к зиме, наверное, еще разок загляну.

СНГ, travel

Previous post Next post
Up