Спасать или спасаться? Часть I

Sep 06, 2015 00:55



Спасать или спасаться? Как избавиться от желания постоянно опекать других и начать думать о себе.
Так называется новая книга Мелоди Битти. Прекрасная книга о созависимости.
Я процитирую некоторые вещи из нее и прокомментирую.

"Я видела людей, которые были враждебны: они ощущали такую глубокую обиду и боль, что враждебность была их единственной защитой против того, чтобы их снова сокрушили.

Они были такими гневными, потому что любой, кто стерпел бы то, с чем мирились они, был бы таким же гневным.

Они стремились к контролю, потому что все вокруг них и внутри них вышло из под контроля. Дамба вокруг их жизней и жизней людей, окружающих их, вечно грозила прорваться и затопить вредоносными последствиями всех и вся. И казалось, что никто кроме них этого не замечает и что всем наплевать.

Я видела людей, манипулирующих другими, потому что манипуляция казалась единственным способом чего-то добиться. Я работала с людьми, которые были нечестны, потому что системы, в которых они жили, не подразумевали честность.

Я работала с людьми, которые думали, что сходят с ума, потому что принимали на веру такое количество лжи, что уже не понимали, где реальность и что она такое.

Я видела людей, которые были поглощены проблемами других, что у них не было времени выявить или разрешить свои собственные. Это были люди, которые так глубоко - и часто разрушительно - любили других людей, что забыли, как нужно заботиться о самих себе.

Созависимые чувствовали себя ответственными за столь многое, потому что окружающие их люди не чувствовали себя ответственными даже за малое; созависимые просто закрывали собой брешь.

Я видела исстрадавшихся, растерянных людей, которые нуждались в утешении, понимании и информации.

Я видела жертв алкоголизма, которые не пили, но тем не менее становились жертвами алкоголя.

Я видела жертв, отчаянно силившихся обрести хоть какую-то власть над своими палачами."

"Химически зависимый партнер притупляет свои чувства, а не злоупотребляющий [веществами]испытывает двойную боль - облегчаемую только гневом и, время от времени, фантазиями", - писала Джанет Геринджер Войтиц в статье из книги "Созависимость, неотложная проблема"

"Созависимые такие, потому что идут через свою боль трезвыми. Неудивительно, что созависимые - настолько сумасшедшие. Кто не спятил бы, пожив с людьми, с которыми живут они?"

"Эта книга - о вашей наиболее важной и, вероятно, наиболее забытой обязанности: заботиться о самих себе. Она о том, что вы можете сделать, чтобы чувствовать себя лучше."

"Хотя это практическое пособие по самопомощи, пожалуйста, помните, что оно не является поваренной книгой рецептов психического здоровья. Каждый человек уникален; каждая ситуация уникальна."

"... три фундаментальные идеи:
1. Алкоголизм и другие компульсивные расстройства - настоящие семейные заболевания. То, как заболевание воздействует на других членов семьи, называется созависимостью. (1)

2. Когда они уже подверглись воздействию - когда "это" устоялось, - созависимость начинает жить собственной жизнью. Это все равно, что подхватить пневмонию или приобрести разрушительную привычку. Как только вы ее подхватили, она у вас есть. (2)

3. Если вы хотите избавиться от нее, вам надо делать что-то, чтобы заставить ее уйти. Не имеет значения чья это вина. Ваша созависимость становиться вашей проблемой; разрешение ваших проблем - ваша обязанность. (3)"

"Итак, вот мое определение созависимого.
Созависимый - это человек, который позволил поведению другого человека воздейстововать на себя и одержим стремлением контролировать поведение этого другого человека.
Этим другим человеком может быть ребенок, взрослый, любимый, супруг, брат, сестра, бабушка, дедушка, клиент или лучший друг. Он (или она) может быть алкоголиком, наркоманом, психически или физически больным человеком, которым периодически овладевают печальные чувства, или одним из типов людей, перечисленных ранее.
Но суть этого определения и выздоровления заключается не в другом человеке - как бы мы глубоко не верили, что это не так. Оно заключается в нас самих, в том, как мы позволяем поведению других людей влиять на нас, и в том, как мы пытаемся воздействовать на них: в стремлении контролировать, в навязчивых мыслях, навязчивой "помощи", опеке, низкой самооценке, граничащей с ненавистью к себе, в самоподавлении, изобилии гнева и вины, странной зависимости от странных людей, влечении и толерантности к ненормальности, центрированности на другом человеке, которая приводит к забвению себя, в проблемах общения, проблемах близости и нескончаемом круговом движении по водовороту пятиэтапного процесса скорби."

"Как бы вы ни подходили к созависимости, как бы вы ее не определяли, в какой бы системе координат ни предпочли диагностировать ее и обращаться с ней, созависимость, в первую очередь - это реакционный процесс. Созависимые реактивны. Они сверхреагируют. Они недореагируют. Но они редко просто действуют.
Они реагируют на проблемы, боль, жизни и поступки других. Они реагируют на собственные проблемы, боль, жизнь и поступки. Многие созависимые реакции - это реакции на стресс и неопределенность жизни или взросления в условиях алкоголизма и других проблем. Реагировать на стресс - нормально. Однако жизненно важно научиться не реагировать, а действовать более здоровыми способами."

"Еще одна причина, по которой созависимость называют болезнью, - ее прогрессирование. По мере того как окружающие люди становятся более больными, и мы реагируем все интенсивнее. То, что начинается как небольшая озабоченность, может спровоцировать изоляцию, депрессию, эмоциональные или физические заболевания или суицидальные фантазии. Одно цепляется за другое, и ситуация ухудшается. Созависимость, может быть, и не болезнь, но она может сделать человека больным.
Еще одна причина, по которой созависимость называют болезнью, заключается в том, что созависимое поведение - например, многие саморазрушающие поступки - становится привычным. Мы повторяем их, не думая. Привычки обретают собственную жизнь.
Какая бы проблема не была у другого человека, созависимость включает привычную систему мышления, чувствования и поведения по отношению к себе и другим, которая может причинять нам боль. Созависимые поступки или привычки саморазрушительны. Мы часто реагируем на людей, разрушающих самих себя, мы реагируем, научаясь разрушать себя."

****************************************************************************************
Мелоди Битти рассматривает в своей книги созависимость в широком смысле, а не только, как реакцию на отношения с лицом, имеющим какую-либо химическую зависимость.
Я считаю, что травма насилия порождает в человеке такое явление, как созависимость. В некоторых источниках такое явление называют психологией жертвы. Мне такое определение кажется некорректным. Созависимость - это ситуативное состояние, возникшее в результате нахождения человека в неблагоприятных психологических условиях. Созависимость может возникнуть в любом возрасте, у любого человека. Формулировка "психология жертвы" маркирует человека, как дефектного, не совсем качественного; звучит обвиняюще.

Созависимость - это определенные паттерны поведения, система мышления и биохимия организма, отличающаяся от биохимии несозависимых людей.
(1) Созависимость возникает, как результат отношений с человеком, который является значимым и, при этом, обладает каким-либо видом расстройства личностной сферы. Исхожу из самого простого определения личности. Личность - это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.

О структуре личности можно подробнее посмотреть здесь: http://4brain.ru/psy/psihologija-lichnosti.php

Человек, применяющий насилие по отношению к своему партнеру и/или общим детям может иметь расстройство на любом из уровней личности. Пребывание в отношениях с таким человеком приведет к возникновению у его партнера такого явления, как созависимость. "Инфицированность" созависимостью всегда приводит к распространению созависимого поведения на все сферы межличностных отношений. Таким образом, травма насилия влияет на все имеющиеся у человека отношения - профессиональные, дружеские, родительско-детские, виртуальные (интернет).

(2) Созависимость встраивается в структуру личности, производя изменения на всех уровнях, начиная с высшего. Чем сильнее прогрессирует созависимость, тем более глубокие уровни личности она затрагивает (начинает с высшего уровня). Поясню. В отношениях с насилием, для предотвращения эскалации агрессии, созависимый партнер меняет свои интересы, желания, влечения, склонности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрения, самооценку, и даже особенности характера.

(3) В случаях абьюза, травмы насилия, я не согласна с автором в том, что не важно чья вина. Очень важно осознать, что насилие в ваш адрес произошло не по вашей вине, не зависело от вашего поведения, и вызвано личностной организацией агрессора. После такого осознания необходимо двигаться в решении своей проблемы с созависимым поведением, возникшей по причине отношений с человеком, имеющим какое-либо расстройство личности. Иначе, как совершенно верно пишет М.Битти, созависимость будет прогрессировать, повреждая еще глубже уже вашу личность.

Берегите себя!

домашнее насилие, детская травма, психология отношений, дисфункциональная семья, абьюз, алкоголизм, созависимость, насилие, психологическая травма

Previous post Next post
Up