Палач и жертва. Часть II. Об исцелении души.

Mar 17, 2015 11:55



"Пытка навечно "выжигает каленым железом" клеймо в душе, чтобы жертвы никогда не забывали, что больше ни за что не должно повториться то, что произошло, чтобы они выжили, но никогда больше не смогли бы жить.
Похожим образом воспринимал яд "Освенцима" Примо Леви: он так разъедает и пожирает человека изнутри, что даже те, кто вернулся, остаются побежденными и сломленными.
Речь идет об абсолютном уничтожении человеческого достоинства, так как человек самым изощренным образом превращается в объект и эксплуатируется в этом качестве. Такое лишение достоинства, однако, переживается человеком как лишение жизни". (В этом причина длительного периода переживаний и восстановления после абьюза, - жертва фактически является "живым мертвецом". Примечание мое.)

Поговорим об очень важном - Как из этого выбираться? Как восстановить свою душу, жизнь, достоинство и самоуважение?

По материалам книги Урсулы Виртц и Йорга Цобели "Жажда смысла".



Я считаю, что психотерапия является обязательной составляющей при исцелении после травматики абьюза!
Очень важно найти терапевта, способного работать с травмой "уничтожения души". Далеко не все специалисты способны на такую терапию, потому что терапия тяжелых травм, таких как инцест, абьюз, изнасилование, избиение - это не терапирование травм "обычных" отношений. Такая работа возможна только при определенном качестве личности терапевта. Никакие знания, квалификации и опыт не будут работать в терапии травмы при недостаточных личностных характеристиках терапевта.

"Сотрудники психосоциальных центров и поликлиник, работающих с жертвами пыток знают, как важна собственная психогигиена, какой "пристающей" может быть травма. Когда мы проникаем в смертельный внутренний мир жертвы пыток, мы можем столкнуться со своего рода психической инфекцией. Мощные аффекты, которые не интегрированы пациентом после множественной травматизации, переполняют помогающего профессионала. Народные поверья полны сюжетов, когда демоны или злые духи нападают на человека и пытаются им овладеть. После особенно тяжелых терапевтических сессий с жертвами пыток терапевты часто не могут дистанцироваться от преследующих их образов, возникших в ходе встречи. Они описывают такое состояние, как "одержимость", от которой они не могут отделаться. Опасность нашей профессии подтверждается и тем фактом, что среди психиатров самоубийства происходят чаще, чем среди других врачей-специалистов.
Из повседневной практики мы знаем о передаче симптомов клиента терапевту, но "инфицирование" в контексте катастрофической травмы особенно опасно. (Issroff, 1980) (Это очень важное замечание! Оставаясь в отношениях с личностью, имеющей психопатологию, вы подвергаете себя и особенно своих детей риску инфицирования психизмом палача. Дети не только усваивают токсичное поведение, как норму - дети заражаются симптомами психической патологии абьюзера. Этим же объясняется, описываемое жертвами абьюза, состояние огромной озлобленности, которое проживается после выхода из абьюза - жертва проживает исход из своей психики чуждого ей психизма палача. Примечание мое.)
Мы соприкасаемся с "живейшим" злом, и это вызывает у нас сильнейшие аффекты (Danieli,1998). То, что во время пыток делают одни люди с другими, высвобождает "адские" аффекты. (Это объясняет причины, по которым люди не хотят слышать правду от жертв, всеми способами пытаясь заставить ее замолчать. Это объясняет, почему близкие и друзья жертвы всегда умаляют повреждающие факторы, требуя быстрого исцеления человека. Примечание мое.)[...]



Чилиец Хорхе Баруди, руководитель медико-психосоциального центра для политических беженцев и жертв пыток "EXIL", считает, что такая работа требует "отчаянного стремления жить, которое опирается на веру". (Barudy,1993). Без веры в жизнь, без надежды и без любящей сплоченности, без доверия круговороту становления и распада такая работа, те есть "пробуждение заново", невозможна. (Я абсолютно согласна с этими строками. Травму насилия не может исцелить человек без веры в существование чего-то большего, чем он сам. Вообще, врач не может исцелять человека с серьезными проблемами без такой веры! Примечание мое.)[...]

Только тогда, когда человек сможет найти травме соответствующее место в своей жизненной философии, которая для него имеет смысл, он сможет и что-то изменить в других своих переживаниях. Если человек ощущает свою жизнь бессмысленной, он вряд ли жизнеспособен. Смысл жизни неотделим от психического и физического здоровья. (Любопытно, что добиться от абьюзера ответа на вопрос "А для чего ты живешь?" - невозможно. В лучшем случае вы услышите штамп, клише. Примечание мое.) Естественно, травма может быть осмысленно переработана лишь тогда, когда найденный смысл действительно способствует интеграции, а не подкрепляет судорожные усилия чудесным образом изобрести смысл несовершенства мира, неизбежности зла и ужаснейшей бессмыслицы. Мария Якоби указывает на опасность выхолащивания идеи смысла до пустого слова. [...]
В терапии травмированных людей мы всегда наблюдаем такую борьбу за создание смысла. Любая концепция проработки травматического события на разных этапах процесса должна предоставлять место для обсуждения ценностей и смысла, чтобы можно было найти духовный путь для возвращения в жизнь. Смысл, как приверженность какой-то ценности не только опосредует ценность жизни, но и указывает на ценность выживания.[...]

Терапия травматических переживаний, по сути своей, имеет дело с душевным состояниями, для которых характерно уничтожение границ, глубокий пересмотр системы ценностей и утрата смыслообразующего "зачем". (Помним, что абьюз разрушает психологические границы личности жертвы и всегда приводит к утрате ценностей у жертвы - сверхценным и самым важным в жизни становится психопатическая личность абьюзера, так же как у алкоголика при алкогольной аддикции сверхценным становятся спиртосодержащие напитки. Примечание мое.)[...]

Травматичные переживания всегда являются деструктивными "переживанием границ" - они уничтожают границы, жизненно важные для идентичности любого человека.
В работе с людьми, пережившими пытки и ощутившими свои приделы и границы в ходе сильнейшего травмирования, психотерапия сама доходит до своего предела, а помогающий профессионал сталкивается с собственными ограничениями. (Вот почему так не просто найти терапевта, способного работать с травмой абьюза. Примечание мое.) [...]

В ходе терапии тех, кто подвергся преследованиям, мы часто обнаруживаем себя в ситуации, когда нам задают вопрос Иова о причине и цели зла: "Почему я?" Мы (помогающие профессионалы) должны уметь выдерживать свое незнание ответа на вечный вопрос теодицеи о том, как на свете появилось зло, но при этом необходимо надежно сопровождать пациентов в этом навязчивом поиске вины и ответственности. От нас требуется "однозначная позиция моральной солидарности", которая помогает пациенту вновь обрести чувство собственного достоинства и самоуважения и поддерживает процесс иного понимания травматического события. Мы должны занимать позицию, помогающую пациенту заново структурировать собственные представления об осмысленности жизни, о миропорядке и о справедливости. (Жертве абьюза никогда не сможет помочь терапевт, придерживающийся позиции "в отношениях всегда двое". При выборе терапевта для восстановления себя после абьюза, первичной необходимостью является выявление мировоззренческой позиции терапевта на насилие. В случае зыбкой личной позиции в отношении насилия, терапевт не сможет помочь исцелению травмы; более того, он может углубить и расширить травму абьюза. Примечание мое.)

Методы психотерапии, которые помогают заново интерпретировать свою жизненную историю, - это рефрейминг и "метод признания".
"Рефрейминг" означает терапевтическую технику, когда необходимо не только рассказывать о травмирующих событиях, но и поместить их в новый смысловой контекст, понять иначе. Исследования травмы доказывают, что простой рассказ о травме необязательно дает терапевтический и катарсический эффект, а напротив, часто провоцирует усиление стойких симптомов из-за стимулирования вытесненных мыслей и чувств, особенно если для них не была подготовлена психологическая опора, которая поддерживает и дает надежду. При рефрейминге травматические события получают значения в новом контексте, и в ходе терапевтического взаимодействия рассказ пациента ведет не к ретравматизации, а к новому пониманию значения и смысла того, что произошло. При помощи этого метода могут быть заново выстроены или усилены гражданские и религиозные внутриличностные структуры, которые образуют смысл и обеспечивают выживание.
Реинтерпретация ищет ответы на экзистенциальные вопросы о том, что такое зло, о страдании и о смысле жизни.
"Метод признания" - это способ, когда своими словами максимально точно и полно составляются "свидетельские показания" о том, что сделали одни люди с другими. Это делает жертву свидетелем, "личный стыд - гражданской честью" и связывает личное с общественным. Это означает выход из изоляции и безмолвия, дает миру знания о том, что произошло. Обвиняя палачей и отстаивая правду, человек снова обретает утраченные ценности. (!!!) "Свидетельствовать" - значит перенаправить пережитую деструктивность в конструктивное русло, с помощью письма и речи отделить зло от себя и сделать его понятным в более широком контексте, а затем - и более интегрируемым. Рассказать свою историю означает заново присоединить отщепленное, в ходе рассказа воссоздать себя самого, превратить травматические события в слова. Мы знаем из сказок, например из сказки "Румпельштильцхен", что сам факт называния лишает зло силы. во многих сказках и мифах освобождение возможно только через понимание и познание, через знание и инсайт. (!!!)" (с)



Это настолько верно, что вроде бы и не требует комментирования. И всетаки, это не очевидные для обычного человека вещи:
для того, чтобы перейти из жертвы в свидетели требуется огромная сила воли, сознательная и взрослая личность, которая способна победить не просто стыд и страх обывателя, а способная преодолеть страх и стыд человека, который очень близко подошел к смерти физической, и умер психически. Это непростая задача, требующая надежного спутника-партнера (друга или терапевта), который верит и вам (в правдивость рассказанного вами) и верит в вас (что внутри вас есть ресурс, и вы сможете справится с этой задачей).



Но если жертва абьюза дерзнет и сделает такой шаг - это приведет не просто к исцелению - это приведет к рождению нового Я.
Преодолеть страх - сложная задача; особенно для тех, кто длительное время уничтожался и разрушался другим человеком, но найти способы решения этой задачи жизненно необходимо.

Продолжение следует.
Берегите себя!


image Click to view



Символ этой записи - глаз:-)

Глаз является символом бдительности, ясновидения, всеведения. С ним связываются свет и мудрость, а также энергия, сила, могущая выступать в качестве созидательной и разрушительной. Уподобляясь солнцу, источнику света, который является символом разума и духа, глаз наделяется функцией духовного видения, понимания. Это также образ провидения; так, например, в иудаизме всевидящее око - воплощение Промысла Божьего. В различных традициях солнце часто описывается как «глаз неба» (или божества неба).

Глаз символ видения, физического или духовного зрения, а также наблюдения, в сочетании со Светом - прозрения. Может означать незримое присутствие или участие Божие в делах спрашивающего. В сочетании с Pукой - глаз Изиды, ангел-хранитель, надежная защита, гл. об. от оккультного нападения (сглаза).

Глаз - Символизирует всеведение, всевидящее око, способность к интуитивному видению. Глаз олицетворяет всех солнечных богов, обладающих оплодотворяющей силой солнца, которая воплощается в боге-царе. Платон называет глаз главным солнечным инструментом. С одной стороны, это мистический глаз, свет, озарение, знание, ум, бдительность, защита, стабильность и целеустремленность, но с другой - ограничение видимого. Десять тысяч небесных глаз - это звезды, глаза ночи, олицетворяющие всеведение, неусыпную бдительность. Применительно к ритуальной архитектуре, глаз - это направленное к небесам отверстие в своде храма, собора, постройки или любого другого традиционно созданного центра мира, представляющее собой солярную дверь, открывающую доступ к небесным мирам. Глаз сердца - это знак духовного озарения, интеллектуальной интуиции. Глаз также может олицетворять андрогина, сформированного из овального женского символа и круглого мужского. Один глаз может символизировать зло, как в примере с Циклопом и чудищами-разрушителями. Глаз в центре треугольника - всевидящее око Господа, символ всеведения и вездесущия. На Западе правый глаз означает Солнце, день и будущее, левый глаз - Луну, ночь и прошлое. [Подробнее здесь]http://sigils.ru/symbols/glaz.html

домашнее насилие, абьюз, ПТСР, смысл жизни, насилие, психологическая травма, гендерное насилие, символы

Previous post Next post
Up