ПОВАР, ВОР...

Aug 21, 2018 21:48

732. ПИТЕР ГРИНУЭЙ, «ПОВАР, ВОР, ЕГО ЖЕНА И ЕЕ ЛЮБОВНИК», 1989
12.06.2018, вторник, 04:34

Отличнейший фильм, визитная карточка Питера Гринуэя. Здесь все именно так, как заявлено в названии - Повар и остальные. Снято изощренно, виртуозная работа со светом, пространством, композицией. Вроде бы такой арт-хаус на широкую ногу. Но ведь и сценарий прописан прекрасно, и актерская игра самого высокого пошиба, и проблематика не хухры-мухры - смотри да радуйся. Стиль, конечно же, барокко, как это и любит Гринуэй. Сюжетный замес - похождения неверной Жены. Муж - сволочь, садист, невежа и невежда в одном флаконе. Я как зритель все время ждал, когда кто-нибудь его уделает. Это не потому что я склонен желать кому-то зла, но тут уж ничего поделать не мог, не мог пойти против натуры. Мы ведь не любим, когда в кино измываются над невинными. А Муж измывается. Жена изменяет ему - и поделом. Коротко говоря, интрига есть, есть возбудитель для воображения.

Особенно радует, как организовано пространство. Они там все фланируют по прямой. Ресторанный зал - кухня - туалет. В зале бал правит Муж. На кухне - Повар. Вы смотрели фильм «Ресторан господина Септима»? Там тоже владелец ресторана был в своем чертоге царь и бог, но повар его не боялся. Вот и здесь - Муж бегает, хамит, оскорбляет, демонстрирует дурные манеры, но Повар на особом положении. Без Повара все винтики разлетятся. Что касается Жены и Любовника, то здесь в свои права вступает могучий природный зов, на фоне которого страшный Муж становится чуть ли не насекомым. Ну и хрен-то с ним! А что там приготовил нам Гринуэй в финале?

Это кино - буйство плоти во всей красе. Многие художники знают, что подобные штуки лучше всего передавать через гастрономическое изобилие, показанное нарочито грубо. Обжора - символ земных утех, так же как и объевшийся персонаж на унитазе. Но мы-то понимаем, что кино не про это, а про любовь, которая тоже должна быть грязной и вульгарной. Подобные расклады я сегодня увидел у Гринуэя и очень порадовался полету его фантазии и чутью истинного творца. Мир Гринуэя неуютен, но он чрезмерен во всем. Поэтому тут все идет в общий винегрет - и актерское искусство, и смысловые нагрузки. Утонченная эстетика это тоже хорошо, но нет ничего прекраснее свиного окорока. Наверное, Гринуэй действительно так считает. Я ему за это аплодирую!

И да, мне, конечно, скажут, что набитое чрево здесь противопоставлено пытливому разуму, недаром Любовник сходит с ума от книг и живет среди них. И я соглашусь, но все-таки костлявому Дон Кихоту предпочту неуемного Пантагрюэля.


кинодневник

Previous post Next post
Up