ФАННИ И АЛЕКСАНДР

Dec 06, 2016 07:50

574. ИНГМАР БЕРГМАН, «ФАННИ И АЛЕКСАНДР», 1982
06.12.2016, вторник, 06:26

«Фанни и Александр» это семейная сага. То есть здесь множество героев, множество историй, всего в рецензии и не охватить. Я смотрел полную, телевизионную версию; не знаю, есть ли более длительные по хронометражу версии. Как бы там ни было, но пришлось вникнуть не только в рассказ об Александре, но и в рассказы о его многочисленных родственниках. Бергману хватило красок, чтобы обрисовать атмосферу, царящую в семье Экдалей, и дать каждому герою меткую характеристику. Но поговорим мы об Александре.

Александр мечется между двумя мирами. Первый - это мир его отца, директора, режиссера и актера в маленьком театре. Этот мир иррационален. Он наполнен фантазиями, чудесами, сюжетами и, как следствие, нервными срывами, тоской и меланхолией. Все Экдали - бабушка, мать, дядюшки, их жены, даже служанки в семье - так или иначе подчиняются не совсем четким правилам, они пребывают в плену иллюзий, порой прекрасных, а порой мучительных. И это же можно сказать о друге семьи Исааке, который в молодости был любовником бабушки Александра.

Но вот умирает отец. Проходит год. Вдова актера Экдаля выходит замуж за епископа. На поверку епископ оказывается садистом. Он измывается над бедным Александром так, как самоуверенный взрослый мудак может измываться над ребенком. Александр отвергает его жизненный уклад, но если копнуть поглубже, можно обнаружить, что садист-епископ предлагает Александру альтернативу. Его мир рационален. Здесь все идет по устоявшимся правилам и традициям. Жизнь епископа это порядок, к которому наделенный богатой фантазией Александр испытывает стойкое отвращение.

А теперь давайте и мы немножко пофантазируем. Давайте представим, какой будет жизнь Александра, когда он сделается взрослым и самостоятельным мужчиной. Не будем ничего утверждать, однако заметим вот что. Есть у Ингмара Бергмана замечательная книга «Латерна магика». Это нечто вроде автобиографии. Режиссер пишет о своей нелегкой судьбе. Вот он женился, потом завел любовницу, потом ему пришлось платить алименты… В это же время он работал в театре, где ему поначалу приходилось туго. Еще он заключил кабальный контракт на производство ряда фильмов. В общем, окунул себя в винегрет. И все это сопровождалось приступами депрессии, тоской и неврозами. Ну что ж, нелегка жизнь художника. Но вот почему-то мне сдается, что Александра в будущем ждет нечто подобное. Он запутается в женщинах, будет вскрикивать по ночам и, возможно, найдет утешение на дне бутылки. Это всего лишь домыслы, но тем не менее. Тем не менее он выбрал иррациональный мир. Примерно так.

Жизнь часто бьет впечатлительных и мечтательных людей. Впрочем, она бьет всех без исключения. Однако Александр с детства не умеет смотреть на вещи просто. И еще я сказал бы, что коль скоро симпатии зрителя с самого начала на его стороне, очень не хотелось бы, чтобы он стал несчастным человеком. А ведь счастье это понятие относительное, так что оставим нашу философию. Трудно пророчить будущее человеку, тем более если это вымышленный персонаж.


кинодневник

Previous post Next post
Up