460. ЖАК БЕККЕР, «ГУПИ КРАСНЫЕ РУКИ», 1943
08.04.2016, пятница, 02:56
В очередной раз перелистывая автобиографию Луиса Бунюэля, я наткнулся на страницу, где он пишет о том, какие фильмы ему по душе (или не по душе). Там написано: «Мне нравятся фильм Кубрика «Тропы славы», «Рим» Феллини, «Броненосец “Потемкин”» Эйзенштейна, «Большая жратва» Марко Феррери, эдакий гедонистический памятник трагедии плоти, «Гупи Красные Руки» Жака Беккера и «Запрещенные игры» Рене Клемана. Как я уже говорил, мне очень нравились ранние фильмы Фрица Ланга, Бастера Китона, братьев Маркс, фильм Хаса (по роману Я. Потоцкого) «Рукопись, найденная в Сарагосе» - я видел его трижды, что для меня редкость, и заставил приобрести для Мексики в обмен на “Симеона-столпника”».
Что ж, чтение интересное и поучительное. И я подумал: «А что это за «Гупи Красные Руки»? Наверное, надо посмотреть». Ага. Посмотрел, остался очень доволен. Это такой запутанный полудетективный, полумелодраматичный фильм о большой французской семье, носящей фамилию Гупи. Есть у членов семьи прихоть - они называют друг друга не по именам, а по прозвищам. Вероятно, по-французски эти прозвища звучат более ловко, а по-русски вот так - Император, Поговорка, Ландыш, Мои Денежки, Господин, Сплетня, Красные Руки, Травяной Настой, Закон и Тонкин. У них там между собой довольно путанные отношения, к тому же существуют некие проблемы, требующие быстрого решения. Ну и еще не все они друг с другом в ладу, а иной раз шутки ради могут выбрать себе жертву и так ее припечатать, что она не скоро опомнится. В общем, интересные расклады. Основных же проблем три - надо выдать замуж девушку по прозвищу Ландыш, надо найти фамильный клад, который спрятан в доме, и надо раскрыть преступление - кое-кого тут ни за что ни про что порешили, и убийца, как водится, один из членов семьи, типа «убийца среди нас».
Вот они и решают эти проблемы, а поскольку героев много и каждый тащит телегу в свою сторону, то вырисовывается прелюбопытнейшая картина. Я же скажу вот о чем. Разумеется, все, что я написал выше, это занятно, но не потому я так обрадовался сему фильму. Самое здесь клевое, на мой взгляд, это обнажение нравов, царящих внутри одного клана во французской глубинке. Срез общества, если угодно. В настоящих произведениях искусства ведь так и должно быть - пусть сюжет хоть тысячу раз увлекательный и хитрый, но смотреть нужно на бэкграунд, в данном случае - на нравы. И второе. Фильм снят 70 с лишком лет назад, в 1943 году (кстати, тема Второй мировой никак не затронута и оккупация не показана вообще; я даже предположил, что дело происходит не в 1943-м, а раньше). Фильмы 40-х я смотрю крайне редко, но уж теперь я себя побаловал на славу. Я примерно понял, чем фильм так приглянулся Бунюэлю. Суетой и легким налетом абсурда; ему, сюрреалисту, это было близко. Ну и снято отлично, что уж тут говорить.
http://kinogrushko.com/zhak-bekker-gupi-krasnyie-ruki-1943.html#more-2389