Артемизия - одна из крупнейших художниц своего времени, после своей смерти (неизвестно точно, когда умерла, не было ли это самоубийством) была практически забыта, а ее работы приписаны ее отцу и другим художницам. Если бы не феминистки 20-го века, мы бы о ней не знали.
В ее творчестве меня поразило обилие сильных изображений женщин, убивающих мужчин (несклько картин посвящено «Юдифи, обезглавливающей Олоферна»), меня это даже посмешило, пока я не стала читать про историю ее жизни.
Она родилась в семье живописца, вначале отец учил ее сам, потом она попыталась поступить в художественные академиюи но женщин туда не принимали, и она стала учиться живописи у друга своего отца (которого до того несколько раз обвиняли в изнасилованиях, даже судили), и он ее, как говорит российская Вики, "обесчестил". Возмущенный порчей своего имущества отец настоял на суде, который продлился 7 месяцев, привлек огромное внимание общественности (над Артемизией потом всю жизнь издевались, припоминая ей этот суд). Артемизии пришлось публично рассказывать о деталях изнасилования, друзья насильника выступали со свидетельствами того, что она шлюха, ее пытали, перевязывая пальцы - чтобы она рассказывала правду ("Вы можете отрезать мне пальцы, сказала она, я не вру"), в конечном итоге, его посадили, и он просидел в тюрьме целых 8 месяцев.
Сразу после суда отец выдал свою "обесчещенную" дочь замуж, она родила ребенка, но с мужем, судя по всему, не жила. Всю жизнь заабатывала своим трудом. Переехав после суда во Флоренуию, работала под покровительством Козимо II Медичи, дружила с Галилеем. В 1621 году работала в Генуе, затем перебралась в Венецию, где познакомилась с Софонисбой Ангиссола, затем переехала в Неаполь, где впервые получила заказ на фресковую роспись церкви - в городке Поццуоли под Неаполем. В 1638-1641 жила и работала в Лондоне вместе с отцом под покровительством Карла I.
Первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции - первой художественной Академии Европы - что совершенно не помешало забыть ее после ее смерти. Невероятно, на самом деле, что о художнице такого калибра позабыли, была бы она мужчиной, это было бы немыслимо.
Еще об Артемизии в 20-ом и 21-ом веке написано много книг многими писательницами, например, итальянской писательницей Анной Банти, американской писательницей Венди Вассерштайн («Хроники Хейди»), канадской писательницей Салли Кларк. В 1997 году фильм «Артемизия» был снят французской кинорежиссеркой Аньес Мерле. В 1998 году роман о художнице был написан французской писательницей Александрой Лапьер. В 2002 году стал международным бестселлером роман американской писательницы Сьюзен Вриленд «Страсти по Артемизии», он был немедленно переведён на 20 языков.
Еще хочется процитировать слова самой Артемизии, написанные в возрасте 46 лет о том, каково быть художницей, из ее письма меценату, 13 ноября 1649 год:
"Я торжественно поклялась никогда больше не посылать никому своих рисунков, потому что меня обманывали. Например, только сегодня я узнала... что мой рисунок чистилища для епископа сан-гатского тот, чтобы потратить меньше денег, передал другому художнику, чтобы тот нарисовал картину на базе моего риснука. Если бы я была мужчиной, не могу себе представить, чтобы такое могло произойти".
Автопортрет:
Юдифь отрезает голову Олоферну.
Тут любопытно, что, если сравнить, как худложники-мужчины изображали Юдифь, будет отчетливо видна разница. У Артемизии Юдифь не маленькая, слабенькая, растерянная и сексуальная девушка, а взрослая женщина, которая занята ДЕЛОМ, и, кажется, считает, что делает это дело ХОРОШО:)
Еще автопортрет
Сюзанна и старцы
Кающаяся Мария Магдалина
Лукреция (воспетая в античности за то, что она убила себя после изнасилования, чтобы мужу позора не было)
Даная
Снова Юдифь с безымянной служанкой
Спящая Венера
Клеопатра
Давид и царица Савская
Минерва
Клеопатра
Святая Катерина Александрийская