"отказывается наказывать других рабов, отказывается выдавать сбежавших женщин, хотя его за это ожидает жестокая расправа" - Это похоже на анализ фильма "Морозко", который я читала. Настенька (о которой сложилось представление как о робкой и безответной) не стоИт за себя, но смело восстает за других, даже когда силы неравны.
По-моему, критика несправедлива, потому что не учитывает время создания. Можно, конечно, подвергать переосмыслению, и говорить о том, что на данном этапе мы пошли дальше, но это не должно обесценивать вклад этой книги. Это произведение до сих пор производит очень сильное впечатление.
Вот эта фраза, про главенство самого учреждения (системы) над злоупотреблениями отдельных личностей, она очень верная. Это же основа системного мышления. Можно не только к институту рабства применять, но и к браку, политике, к жизни в патриархате.
Именно. Причем, Бичер-Стоу даже писала, что реальная практика рабовладения часто более гуманна, чем дозволено - просто потому, что у конкретных людей есть какая-то совесть, жалость и т.д. Но те, кто якобы "злоупотребляют", всего лишь используют предоставляемые им системой возможности до предела, не более. То есть, плоха именно система, а отдельные люди - ну, конечно, разные, есть и хорошие, и плохие, и так себе, срединка наполовинку. Впрочем, сама по себе такая власть над другими людьми способствует оскотиниванию и ожесточению. Это всё она довольно чётко проговаривает
Анализ гениальный. Пригождается шире даже, чем рассмотренная ею проблема, и актуален до сих пор. О, к проституции ту же логику можно применить. О влиянии самой системы. А не тиражировании образов отдельных благополучных.
Очень глубоко глядела. И как далеко в любви к людям ушла от известной идеи "у каждого гражданина будет два раба". (="Все, что нам не нравится делать, сделает кто-то другой, плохой и предназначенный специально для этого").
Comments 10
"отказывается наказывать других рабов, отказывается выдавать сбежавших женщин, хотя его за это ожидает жестокая расправа" - Это похоже на анализ фильма "Морозко", который я читала. Настенька (о которой сложилось представление как о робкой и безответной) не стоИт за себя, но смело восстает за других, даже когда силы неравны.
Reply
Reply
Reply
Reply
Это же основа системного мышления.
Можно не только к институту рабства применять, но и к браку, политике, к жизни в патриархате.
Reply
Причем, Бичер-Стоу даже писала, что реальная практика рабовладения часто более гуманна, чем дозволено - просто потому, что у конкретных людей есть какая-то совесть, жалость и т.д. Но те, кто якобы "злоупотребляют", всего лишь используют предоставляемые им системой возможности до предела, не более. То есть, плоха именно система, а отдельные люди - ну, конечно, разные, есть и хорошие, и плохие, и так себе, срединка наполовинку. Впрочем, сама по себе такая власть над другими людьми способствует оскотиниванию и ожесточению. Это всё она довольно чётко проговаривает
Reply
О, к проституции ту же логику можно применить. О влиянии самой системы. А не тиражировании образов отдельных благополучных.
Очень глубоко глядела. И как далеко в любви к людям ушла от известной идеи "у каждого гражданина будет два раба". (="Все, что нам не нравится делать, сделает кто-то другой, плохой и предназначенный специально для этого").
Reply
Reply
Leave a comment