Увлеченно наблюдая за тем, как англоязычные писательницы берут в свои руки сюжеты английской классической литературы и придумывают персонажкам новые характеры и судьбы, я задумалась о нашей классике
( Read more... )
Вот с Татьяной я бы поспорила. Ей после замужества как раз хватило - ума, соображения, выдержки, еще чего-то - подумать в первую очередь о своем будущем, а потом уже о чувствах Онегина, который возомнил себя этаким охотником на красивую светскую даму. Судьба Карениной ей не грозила.
Хотелось бы придумать ей более интересную судьбу. В конце концов, старый генерал не вечен, овдовела бы, поехала в Италию, познакомилась бы с Лордом Байроном, участвовала бы в итальянском освободительном движении и написала бы сиквел к Франкенштейну.
(смеюсь) тут скорее не героинь худлита рассматривать стоит, а вполне реальных женщин. Например, Елизавету Врангель, которая в первой половине 19 века с мужем через всю Сибирь(!) поехала на Аляску (его туда начальником назначили), потом через несколько лет они вернулись в Петербург, только не через Сибирь, а вдоль американского побережья и через Мексику. Это ж хоть приключенческий роман пиши. Или примерно в то же время один англичанин (тоже был тот еще товарищ, но речь не о нем) на Камчатке (!) женился на воспитаннице тамошнего начальника, вывез ее в Англию, так сказать, в качестве экзотики, но вскоре умер. Женщина вернулась в Россию (как - не знаю) и повторно вышла замуж за исследователя Северного Ледовитого океана. Ну да, книжек они не писали. Но я бы романы на основе их биографий почитала.
Эмм. Я думаю, что пора бы еще кому-нибудь что-нибудь сказать ;), это во-первых, а во-вторых, мне кажется, придумывать другую судьбу не стоит. Это ложный эмпаурмент, с моей точки зрения. Самый простой пример - давайте напишем, что Красная Шапочка ходила на карате и завалила волка, и откачала бабушку, потому что еще на курсы первой помощи ходила. Я вообще крайне подозрительно отношусь к играм с каноном; то есть Тауэриэль я не люблю именно потому, что ее там НЕ было. Суть сказки именно в том, о чем она была рассказана. Мир Толкина ничуть не менее шовинистичен, чем, скажем, Вахи, только полит пафосом другого состава, и все. То, что я делаю, вот о чем вы упомянули - я же не меняю сам сюжет. Я предлагаю посмотреть на него с женской точки зрения, с той, с какой никто никогда не смотрит.
когда в мужском произведении нет женщины, встает вопрос - а могла быть? исходя из заявленных реалий, нравов, поведения других персонажей. Тауриэль - могла? игры с каноном прекрасны тогда, когда можно переиграть автора на его же поле. особенно такого автора, который давно признан мэтром и классиком.
кстати! вот вы, наверное, можете знать. а пишут ли фанфики по Павичу? или он принципиально нефанфикогенный?
игры с каноном прекрасны тогда, когда можно переиграть автора на его же поле. особенно такого автора, который давно признан мэтром и классиком.
У всех свои взгляды на этот вопрос ;), и хотя я нежно люблю "Черную книгу Арды", для себя я придерживаюсь критерия реалистичности мира. Если герои автора действуют в нашем мире, реальном, и автор это твердо заявляет, будь то исторический роман или современная молодежная проза, такие литературные игры очень уместны. Если же автор является заодно и творцом своего мира, то, увы, нет. Не может существовать альтернативного Арканара или Средиземья; этот мир таков, каким его сотворил его создатель, и точка. В данном случае мы уподобляется Мелькору, который думал, что знает, как тут лучше петь - но признал этим фактом только то, что НЕ может создать свой собственный мир. Так что Тауриэли и особенно ее любви к гному попросту не могло быть, хотя как персонажка она мне очень симпатична.
фанфики по Павичу
(в восхищении) Вы умеете поставить вопрос! Я поспрашиваю.
Как насчет Катерины из Грозы - разве не заслуживает она того, чтобы выжить и вырваться?
Бесспорно, заслуживает. Весь смысл этого великого произведения в том, что она НЕ может вырваться, потому что мир тогда был устроен ТАК. И нужно помнить именно это, сопротивляться таким образом приторной патоке пропаганде о "старых добрых временах", когда "принцессы пряли у окошка".
Мне вот Ларису из Бесприданницы гораздо жальчее. Ну и поехала бы она на выставку с тем старым купцом, и хоть жила бы в достатке, почему это чмо Карандышев - и все его чмошные потомки - до сих пор уверены, что имеют право убивать сильных женщин?
Согласна. Время было такое. И большого выбора у катерин/татьян/ларис/анн не было. Это сейчас толпы одиноких самодостаточных женщин, никто в них пальцем не тычет по этому поводу. И стать невенчанной спутницей богатого мужчины уже не считается позорным. Часто наоборот. Так что другую РЕАЛЬНУЮ судьбу им выдумать трудно, с учетом того времени.
Мне кажется, мы представляем себе прошлое только таким, каким нам его представляет литература, т.е. тут замкнутый круг. не факт, что самостоятельных и сильных женщин в истории не было - были, но игноируемы, соответсвенно, забыты.
Наталья Дурова, например - ровесница Татьяны Лариной, если не старше.
"самостоятельных и сильных женщин в истории не было"
А кто говорит, что не было? Были, но единицы, исключения. Даже возьмите тот факт, что по задумке природы женщин и мужчин рождается примерно поровну, но "самостоятельных и сильных" мужчин история знает в ТЫСЯЧИ раз больше, чем таких же женщин. Вы, наверное, гусара Надежду Дурову имели в виду? Та, которая известна в МУЖСКОЙ роли? Она и в старости часто ходила в мужской одежде, не исключено, что она была транссексуалом. И отпевать себя, как Александра, просила. Это очень нетипичный случай.
Да даже не надо далеко ходить и к художественной литературе обращаться. Еще совсем недавно (а много где до сих пор) рождение мальчика куда более желательно, чем девочки. И воспитание соотвествующее: "главное удачно замуж выйти".
Ну вот меня интересует история княгини Верейской, в девичестве Троекуровой. Ни Татьяна Ларина, ни другие героини Пушкина у меня не оставили чувства недорассказнности, а вот она - да.
Вот, кстати, да. Там вариант "муж скоро умер, осталась состоятельной вдовой - а дальше что?" очень даже подходит, и вариантов масса, хоть реалистичных, хоть нет, от просветительской деятельности в Томске и до охоты на оборотней в смоленских лесах.
Да чем вам жизненный прототип, Анета Полторацкая, в замужестве Керн, не устраивает? Старость ее была печальна, это да. Но жизнь ее вполне роман, по точным словам Вересаева, "из жизни смятой женской души".
Строго говоря, у Аллы Демидовой в мемуарах есть. Как она работала над ролью, очень подробно, и как Раневская, с ее точки зрения, воспринимает происходящее
Comments 133
Reply
Reply
Reply
Reply
Эмм. Я думаю, что пора бы еще кому-нибудь что-нибудь сказать ;), это во-первых, а во-вторых, мне кажется, придумывать другую судьбу не стоит. Это ложный эмпаурмент, с моей точки зрения. Самый простой пример - давайте напишем, что Красная Шапочка ходила на карате и завалила волка, и откачала бабушку, потому что еще на курсы первой помощи ходила.
Я вообще крайне подозрительно отношусь к играм с каноном; то есть Тауэриэль я не люблю именно потому, что ее там НЕ было.
Суть сказки именно в том, о чем она была рассказана. Мир Толкина ничуть не менее шовинистичен, чем, скажем, Вахи, только полит пафосом другого состава, и все.
То, что я делаю, вот о чем вы упомянули - я же не меняю сам сюжет. Я предлагаю посмотреть на него с женской точки зрения, с той, с какой никто никогда не смотрит.
Reply
Reply
исходя из заявленных реалий, нравов, поведения других персонажей.
Тауриэль - могла?
игры с каноном прекрасны тогда, когда можно переиграть автора на его же поле. особенно такого автора, который давно признан мэтром и классиком.
кстати! вот вы, наверное, можете знать. а пишут ли фанфики по Павичу? или он принципиально нефанфикогенный?
Reply
У всех свои взгляды на этот вопрос ;), и хотя я нежно люблю "Черную книгу Арды", для себя я придерживаюсь критерия реалистичности мира. Если герои автора действуют в нашем мире, реальном, и автор это твердо заявляет, будь то исторический роман или современная молодежная проза, такие литературные игры очень уместны.
Если же автор является заодно и творцом своего мира, то, увы, нет. Не может существовать альтернативного Арканара или Средиземья; этот мир таков, каким его сотворил его создатель, и точка. В данном случае мы уподобляется Мелькору, который думал, что знает, как тут лучше петь - но признал этим фактом только то, что НЕ может создать свой собственный мир.
Так что Тауриэли и особенно ее любви к гному попросту не могло быть, хотя как персонажка она мне очень симпатична.
фанфики по Павичу
(в восхищении) Вы умеете поставить вопрос! Я поспрашиваю.
Reply
Бесспорно, заслуживает.
Весь смысл этого великого произведения в том, что она НЕ может вырваться, потому что мир тогда был устроен ТАК. И нужно помнить именно это, сопротивляться таким образом приторной патоке пропаганде о "старых добрых временах", когда "принцессы пряли у окошка".
Мне вот Ларису из Бесприданницы гораздо жальчее. Ну и поехала бы она на выставку с тем старым купцом, и хоть жила бы в достатке, почему это чмо Карандышев - и все его чмошные потомки - до сих пор уверены, что имеют право убивать сильных женщин?
Reply
Так что другую РЕАЛЬНУЮ судьбу им выдумать трудно, с учетом того времени.
Reply
Наталья Дурова, например - ровесница Татьяны Лариной, если не старше.
Reply
А кто говорит, что не было? Были, но единицы, исключения. Даже возьмите тот факт, что по задумке природы женщин и мужчин рождается примерно поровну, но "самостоятельных и сильных" мужчин история знает в ТЫСЯЧИ раз больше, чем таких же женщин.
Вы, наверное, гусара Надежду Дурову имели в виду? Та, которая известна в МУЖСКОЙ роли? Она и в старости часто ходила в мужской одежде, не исключено, что она была транссексуалом. И отпевать себя, как Александра, просила. Это очень нетипичный случай.
Да даже не надо далеко ходить и к художественной литературе обращаться. Еще совсем недавно (а много где до сих пор) рождение мальчика куда более желательно, чем девочки. И воспитание соотвествующее: "главное удачно замуж выйти".
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Вишневый сад с точки зрения Раневской!
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment