Международная конференция КВИР-СЕКСУАЛЬНОСТЬ: ПОЛИТИКИ И ПРАКТИКИ
В Минске 6 октября прошла Международная конференция «Квир-сексуальность: политики и практики». Организаторами ее выступили Правозащитный проект «ГейБеларусь» и Феминистский проект «Гендерный маршрут». Конференция проводилась в рамках Минского гей-прайда 2012 при поддержке проекта Институт Будущего - альтернативной платформы самообразования. Целью ее было - создание дискуссионной платформы для анализа и осмысления конкретных властных политик и практик конструирования сексуальности. Программа конференции удачно сочетала теоретические выступления, исследовательские отчеты и доклады практиков-правозащитников. В конференции приняли участие ученые и активисты из Беларуси, России, Украины, Латвии, Швеции и Кыргызстана.
Конференция прошла в четыре этапа. Сначала обсудили квир-теорию и квир-исследования в пространстве современного научного знания (модераторка - Ирина Соломатина). Первым выступил Александр Кондаков (Санкт-Петербург, Россия - социолог, исследователь в Центре независимых социологических исследований; основная сфера исследовательских интересов - новейшие теории социального конструирования сексуальности) с докладом «А зачем всё это нужно? Квир-теория на службе науки и политики». Как он сам сказал, в его задачи входило представить собственное понимание «квир-теории». В докладе речь шла как о ее базовых основаниях, так и о возможностях ее применения в научной работе и политической деятельности. Истоки квир-теории были изложены посредством апеллирования к примеру, предлагаемому Джудит Батлер в книге Gender Trouble. Батлер деконструирует политические основания феминизма, чтобы показать, как создание «женского» воспроизводит в конечном итоге неравенство. Ее аргументация приводит к выводу, что политическое действие может иметь иные основания, нежели производство конкретных форм субъектов политики (то есть политических идентичностей: например, «женщины» - для феминистской политики, «геи и лесбиянки» - для борьбы за права ЛГБТ, «пролетариат» - для борьбы за права рабочих и т. д.). Исходя из предложенного Батлер анализа, Александр предложил взглянуть на некоторые аспекты политической деятельности ЛГБТ-активистов в России, а также на проблемы, которые они встречают на своем пути. В понимании самих активистов, эти проблемы, прежде всего, связаны с отсутствием ЛГБТ-сообщества. Однако, на его взгляд, реальное положение дел состоит в том, что активистами не понимается сложная и противоречивая природа существования гомосексуальности в социуме, которая может быть не связана напрямую с традиционными идентичностями «Л», «Г», «Б» или «Т», мобилизуемыми активистами. Александр также задался вопросом о дальнейшем существовании изложенной теории, которая была бы маркирована словом «квир» и одновременно содержательно оставалась неизменной. И пришел к утверждению необходимости квир-теории, которая поднимает новые, нигде ранее не выявленные проблемы и предлагает их решения. Хотя некоторые феминистки считают, что квир-теория - это просто развитие феминизма в определенной области и сама по себе она ценности не имеет.
Следующий докладчик, Ольгерта Харитонова (Москва, Россия - канд. филос. наук, с 1999 г. выпускает радикально-феминистский журнал «Остров», с 2011 г. курирует проект «Школа феминизма»; научные интересы - теория феминизма и ЛГБТК-движение за равные права и возможности), как раз и выступила с утверждением, что квир - это только лишь отрицание. Квир-исследования необходимы, но не достаточны, и позитивные предложения исходят от феминизма, а не от квир-теории (тезисы доклада
http://fem-school.livejournal.com/26939.html).
Под конец первой части конференции выступила Emelie MireÅsell (Стокгольм, Швеция - президент Шведской молодежной федерации за права лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и квир; как правозащитница выступает за социальную открытость и гендерное равенство) с докладом «How the norm critical pedagogy changed the LGBTQ-field in Sweden» («Как педагогика, основанная на критике норм, изменяет восприятие ЛГБТК в Швеции»). Она рассказала, чем критика норм отличается от толерантности. Если толерантность делит мир на «мы» и «они» и говорит: «Да, хорошо, вы есть и это ok. И мы поможем, чтобы все вокруг решили, что то, что вы есть, это хорошо. У нас есть сила и она не направлена против вас». То критика норм направлена на разрушение системы ограничивающих человеческую жизнь норм, на создание норм, не исключающих никого. И в Швеции сейчас идет борьба с гетеронормативностью, с официальными властными структурами. Как раз с этим борется квир. Как это часто происходит, доклад представителя из страны западной демократии воспринимался как сказка - нам бы в СИЗО за песню в храме не попасть, а они обсуждают на правительственном уровне возможность оформления «семейного договора» между тремя и более людьми, они говорят о полиамурности и разном уровне ответственности внутри таких групп, о сексуальном просвещении детей и отходе от традиционных представлений о семье. Вопросов к Эмили было много и она отвечала на все подробно и по сути.
Второй блок докладов назывался «Конструирование нормативной сексуальности: политики и практики повседневности» (модераторка - Ольга Бурко) и в нем говорилось об исследованиях в области сексуальности и гендера. Марина Кузнецова (Витебск, Беларусь - магистр социологии, старшая преподавательница кафедры экономической теории и истории Витебской государственной академии ветеринарной медицины; область научных интересов - гендерная педагогика, философия образования) рассказала об исследовании, которое они проводили среди беларусских студентов и педагогов, их представления о гендерной норме и сексуальности. С учетом того, что знания о гендере среди студентов не распространены, их представления о сексуальности и нормах оказались на удивление не столь ограничены и зашорены, как ожидалось. И студенты, и преподаватели были более подготовлены к этим вопросам и настроены более толерантно, чем предполагали исследователи.
Светлана Муртазина (Санкт-Петербург, Россия - магистр психологии, психологическая консультантка на горячей линии Российской ЛГБТ-сети) также рассказала в докладе «Особенности представлений о семейных отношениях и родительстве в однополых парах» о своем исследовании, которое она проводила среди гей-, лесби- и гетеро-пар. Самым интересным было различие в семейных ценностях у этих пар. У гетеро-пар на первом месте был быт и комфорт, у геев - совместность и комфорт, а вот у лесби-пар любовь! И было бы очень интересно продолжить работу именно в этом вопросе, потому что, как мне кажется, лесби-пары строят качественно иные отношения, если они не следуют стандартам гетеросексуальности.
Анастасия Шевелева (Москва, Россия - культуролог, аспирантка кафедры Истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета; научные интересы лежат в области гендерных, ЛГБТ и квир-исследований и культурных исследований) сделала доклад «Конструирование идеи "истинной женственности" на материалах анализа выпуска передачи "Модный приговор" от 29.08.12 ("Дело Тани и Наташи")». Она очень четко прояснила гетеронормативные дискурсы, прозвучавшие при обсуждении этой лесби-пары на достаточно сексистской, унизительной для женщин программе.
Последней перед перерывом выступала Юлия Королевская (Бердянск, Украина - аспирантка 2-го года обучения по специальности История Украины, преподавательница кафедры истории Украины Бердянского государственного педагогического университета; академические интересы - гендерная статистика, история женщин Российской империи во второй половине ХІХ века, проституция как социокультурное явление, социальная история) с докладом «Внебрачные связи в городах Южной Украины (вторая половина XIX вв.)». Она говорила о проституции, о ее причинах, о том, как это дело было поставлено на Южной Украине, и даже о мужчинах-проститутах.
После обеда был блок докладов «Положение ЛГБТ-сообщества на постсоветском пространстве» (модераторка - Татьяна Щурко). И первой выступила Анастасия Жаврид (Минск, Беларусь - юрист, тренерка неформального образования, координаторка по работе с молодежью общества защиты животных «Эгида», волонтерка-правозащитница РПОО «Белорусский Хельсинкский комитет») с докладом «Особенности положение ЛГБТ-сообщества на постсоветском пространстве». Она попыталась провести параллели между положением ЛГБТ-сообществ в Украине, Беларуси и России.
Затем Вячеслав Бортник (Гомель, Беларусь - магистр политологии и государственного управления, независимый консультант-эксперт) рассказал о гомофобии в белорусских властных структурах «Гомофобия как часть государственной идеологии». И сделал это очень грамотно взвешенно и убедительно, с конкретными примерами.
Уладзіслаў Іваноў (Витебск, Беларусь - преподаватель политологии в ЭГУ, политолог и переводчик с французского). Единственный, кто рассказывал на белорусском языке, поэтому я поняла только основные мысли, а подробности, излагаемые не на языке официоза, ускользнули от моего осмысления. А говорил он интересные вещи: об отношении к гомосексуальности, которое проявляется в официальных программах, частных беседах, в высказываниях партийных и государственных деятелей, идеологов левых и правых движений. Насколько я поняла, гомофобия распространена повсеместно и она неистребима.
Примерно об этом же говорил и Dastan Kasmamytov (Бишкек, Кыргызстан - студент-социолог Американского университета в Центральной Азии, работает в организации молодых геев и бисексуалов «Kyrgyz Indigo» и также является соучредителем бишкекского феминистского коллектива SQ) в своем докладе «Конструктивный диалог LGBT-организаций и правительства Кыргызстана по проблемам LGBTQ».
Последний блок докладов был посвящен ЛГБТ-движению: активистским проектам и инициативам (модератор - Владислав Иванов). Kaspars Zalitis (Рига, Латвия - региональный руководитель Международного Прайда, член правления Ассоциации «Мозаика» для ЛГБТ и их друзей, консультант и тренер в области адвокации, правозащитного образования, активизма, безопасности прайдов и т.п.) выступил с докладом «Как "Евро-прайд 2015" может помочь регионам? Фокус на страны из бывшего Советского блока». Он рассказал, как они организовывали гей-прайд в Риге, и спросил, каким бы мы хотели видеть Евро-прайд 2015, который пройдет в Латвии. Ну, и конечно, пригласил нас всех принять в нем участие.
Дарина Коркач (Киев, Украина - аналитик Центра исследования общества) рассказала о феминизме и ЛГБТ в уличной протестной практике в Украине. Женская протестная активность занимает 1% от всех протестов. Конкретно феминистских протестов еще меньше. И в основном феминистская активность ассоциируется с деятельностью Femen. Увы.
Последний выступающий Тарас Карасийчук (Киев, Украина - руководитель общественного центра для МСМ в Киеве, руководитель проекта по профилактике ВИЧ среди МСМ в г. Белая Церковь, и национального проекта по укреплению потенциала сообществ МСМ, РКС и ПИН, председатель организационного комитета «КиевПрайд» и сопредседатель совета ЛГБТ-организаций Украины) посвятил свой доклад «КиевПрайду 2012», как примеру правозащитного ЛГБТ-проекта на территории постсоветского пространства. Шествие, правда, не состоялось, но это был полезный опыт гей-активизма.
Конференция закончилась уже после семи вечера, но гей-мероприятия продолжались в клубах и ворк-шопах. На мой взгляд, опыт совмещения квир-теории и ЛГБТК-активизма был полезен всем участникам, и уровень конференции в итоге оказался достаточно высоким для продуктивной дальнейшей работы.