Оригинал взят у
cat_gekata в
Истерический характер - женственность патриархатного образца"Да заткнись уже, истеричка!" - подобное высказывание из уст мужчины, обращенное к женщине в пылу ссоры, практически никого не удивляет. Мы все привыкли к тому, что женщины считаются "эмоционально-неуравновешенными" на фоне привычных эмоционально-неразвитых мужчин. Любой скандал, или выяснение отношений, или слезы - то есть любое нежелательное мужчине проявление женских эмоций
традиционно именуется истерикой. Меж тем, женские обиды, ссоры, скандалы, слезы и эмоции в целом к истерике не имеют никакого отношения, это вполне естественное выражение своих чувств, и чаще всего вполне обоснованное, хоть, может, мужчине и не угодное. А истерия - это
устаревший специфичный медицинский термин. Когда-то к истерии относили демонстративные эмоциональные реакции (слёзы, смех, крики), судороги, параличи, потерю чувствительности, глухоту, слепоту, помрачения сознания, повышенную сексуальную активность и другое. Сегодня этот термин врос в бытовую речь, как нечто само собой разумеющееся, но при этом - очень плохое и относящиеся исключительно к женщинам.
Если мы попытаемся выяснить, что же думают мужчины, использующие термин "истеричка" (достаточно копнуть по интернету, в коем собрана
масса мужских размышлений и домыслов на эту тему, щедро политых пафосом наукообразности и махровым мачизмом, то будем неприятно удивлены - тут и обвинения в фальшивости, и в сексуальной холодности, и в склонности к скандалам, и в симуляции оргазма и аноргазмии. В общем, все, чем женщина может не устраивать мужчину (а список может оказаться длинным, включающем любое выражение эмоций), в бытовом жаргоне именуется истерикой.
Помимо приписываемых женщинам "истерик", мужчинами для обозначения неудобных женщин привычно используется название "истеричка". Оно взято не с пустого места - в психологической традиции существует различные типы характера (в разных исследованиях их называют по разному - акцентуации, радикалы, и вкладывают немного различное значение, обычно их выделяют от 7 до 12), среди которых традиционно наличествует истерический (в некоторых источниках - истероидный, или демонстративный) характер.
При этом
некоторые авторы (мужчины, разумеется) убеждают нас, что настоящая женственность присуща именно истерическому характеру:
"Истероидные женщины пластичны. Их движения элегантные, плавные, раскованные, ловкие, кокетливые. И они всегда это подчеркивают: "от бедра... выступаем, выступаем, выступаем..." Движется истероидка, как кошка. Обратим внимание: кошка может пройтись по карнизу, развернуться на пятачке, пройтись назад, элегантно спрыгнуть и не разбиться. И голова, и хвост движутся по линии скрипичного ключа, это вам не гиппопотам, который весь похож на басовый ключ". Вообще, истероидный характер, как и любой другой - это достаточно специфический набор характеристик, которыми обладают далеко не все женщины (вообще люди редко обладают каким-то одним выраженным радикалом, обычно это комплекс из нескольких). Более того, среди обладателей истероидного характера встречаются и мужчины - правда, последних несколько меньше. Ниже - про истероидный характер цитирую книгу Пономаренко В.В. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением.
Итак, что же такое истероидный характер?
"На поведенческом уровне это означает прерывистую, нестабильную работоспособность, повышенную истощаемость энергетического потенциала, быстро развивающуюся потребность в отдыхе, восстановлении душевных и физических сил, склонность, исходя из всего вышеперечисленного, беречь то немногое (в смысле запаса энергии), чем наградила природа"
"У обладателей истероидного радикала присутствует неистребимая уверенность в высокой социальной значимости, в особом предназначении и ценности собственной личности".
"Не имея полноценной возможности справиться с реальностью, истероид создаёт иллюзию. Иллюзию благополучия и успеха. При этом всё, что противоречит этой иллюзии, удаляется (вытесняется) из его сознания. Все те, кто не желает верить в иллюзию, удаляются им из своего социального окружения".
Возможно, важной деталью, которая определила мужской тезис "все красивые женщины - истерички" явилось отношение истероидов к своему образу. Потому что традиционное представление о женщине, как об особе, заботящейстся исключительно о собственной внешности, действительно присуще истороиду. "Основной особенностью оформления внешности, свойственной истероидному радикалу, является яркость. Яркость дополняется претензией на оригинальность. Истероид, выбирая одежду, отдаёт безусловное предпочтение моделям, наиболее оригинальным из общеупотребительных, общепризнанных.
И еще немаловажная деталь: "Наличие истероидного радикала определяет и способность к ролевому поведению. Увлеките истероида новой, желательно - необычной, неординарной ролью, и вскоре вы его не узнаете. Истероидный радикал (особенно в сочетании с гипертимным) наделяет человека способностью к экспромту. Отсутствие заранее определённого алгоритма поведения, пробелы в информации об условиях, в которых ему предстоит проявить себя, истероида не смущают. Напротив, он вдохновляется возможностью заменить скучноватую реальность гораздо более яркой иллюзией. Кроме того, в основе экспромта - артистизм, талант гибко приспосабливаться к любым обстоятельствам за счёт быстрого выбора и убедительного исполнения подходящей к случаю роли" И, как следствие из этого: "Истероид всегда и везде, в чём бы ни заключались его должностные обязанности, по какому бы департаменту ни числился, занимается почти исключительно самопрезентацией. Однако дальше присутствия во всевозможных президиумах, масштабного публичного прожектёрства, обещаний всеобщего непременного процветания, эффектного позирования перед зрителями и слушателями дело не идёт. Мы с вами должны знать, что истероид: а) любому своему занятию постарается обеспечить максимум общественного внимания, б) при столкновении с первыми реальными трудностями резко начнёт терять к работе интерес и, в конце концов, бросит её недоделанной, в) на требование дать отчёт о полученных результатах мгновенно, экспромтом, нарисует панораму многочисленных ожидаемых и неожиданных успехов (почти сплошь иллюзорных)".
Существует, помимо типа характера, еще и расстройство с похожим названием
(в нем присущие характеру черты выражены избыточно сильно, настолько, что это приносит явные проблемы его обладателю и окружающим)) -
истерическое (истериодное, гистрионное, демонстративное) расстройство личности, характеризующееся "неиссякающей потребностью в получении внимания, неустойчивой самооценкой, переоценкой значимости пола, наигранным поведением и др." но это уже совсем никакого отношения не имеет к тому, что принято называть истерикой в бытовом смысле. И если говорить о возникновении подобных расстройств, то нужно начать с Фрейда, который взялся анализировать истерических пациенток.
"Любовь, секс, соперничество, измена, инцест - вот темы, с которыми мы столкнемся в ходе исследования того, что было названо истрионическим нарушением личности или истерическим стилем".
Фрейд "...пришел к утверждению, что «почти все женщины, мои пациентки, говорили мне, что были соблазнены своими родителями» (цитата из Ruch, 1980 с.83).
... Единственным источником, в котором Фрейд объяснял причины изменения своей точки зрения, было его письмо к Wilhelm Fliess. Он говорил, что не может поверить в то, что факты сексуального использования и, в особенности, инцеста, настолько распространены. Очевидно ввиду этих сомнений он пришел к решению об отказе от своих предыдущих отчетов и приписал их фантазиям. Однако вышеприведенные рассуждения подтверждают высокую степень вероятности гипотезы, выдвинутой Masson (1984) и Miller (1984), о том, что Фрейду не хватило храбрости обнародовать эти положения. Что бы им ни двигало, теперь совершенно ясно, что он совершил ошибку. Современные данные, обзор которых мы предлагаем далее, показывают, что сексуальное злоупотребление - явление совершенно обычное и что инцест встречается достаточно часто для того, чтобы вызывать серьезные социальные последствия".
Конечно, существуют различия культурного характера в вопросе одобрения и распространения истрионического поведения.
Всякий раз, когда мне случалось видеть пример истерической личности... это была женщина, имевшая в прошлом особые отношения с сексуальным оттенком с соблазняющим ее отцом. Регистрируя соблазнение со стороны отца, мы имеем ввиду такое поведение, которое имеет явно сексуальную мотивацию, но которое не связано с физическим контактом или требованием интимности. Например, некоторые отцы постоянно говорят о сексе со своими дочерьми, описывая подробности своих любовных приключений и без конца выпытывают их об их сексуальном поведении. Другие привыкли оставлять материалы порнографического содержания там, где дочери могли бы их найти. Некоторые обнажаются перед дочерьми и шпионят за ними, когда они раздеты. Третьи оказывают им знаки внимания, как ревнивые любовники, принося им подарки, цветы, дорогую бижутерию или сексуальное белье. Хотя все эти поступки воздерживаются от прямого генитального контакта, но все же они явно выдают навязчивый сексуальный интерес к собственным дочерям, являющийся скрытой формой инцеста. (Herman, 1981, стр.109)
Как формируется подобный тип характера?
Вот семейные паттерны, связанные с истрионической личностью и сексуальным использованием детей:
Один из динамизмов, действующих в примере кровосмесительной пары, появляется во многих клинических описаниях: это значительный перевес авторитета одного родителя над другим и вызванное этим стирание границ выполняемых в семье ролей, связанное с тем, что лишенный власти родитель оказывается поставленным в один ряд скорее с ребенком, а не с другим родителем.Один из семейных паттернов был описан в качестве примера «патологического преувеличения общепринятых патриархальных норм» (Herman, 1981, стр.83). В него входит доминирующий, часто прибегающий к физическому насилию отец, который открыто осуществляет власть в доме, и подчиненная мать, обычно вследствие физического и эмоционального насилия, держащаяся в тени и в значительной мере трактуемая так, как один из детей (Browning, Boatman, 1977; Finkelhor, 1979; Herman, 1981) [...] Следующий паттерн является одним из способов отражения первого. Мать представляется, как плохая, доминирующая и враждебная, а отец - как пассивный и зависимый. Мать заботится не только о детях, но и об отце (Greene, 1977). Семьи с одной из этих двух описанных структур, кажутся в большей степени подверженными появлению инцеста, чем семьи, основанные на другой структуре, по причине чрезмерной вовлеченности родителей в подсистему детей. Такая чрезмерная вовлеченность приводит к размыванию границ между двумя подсистемами. К тому же, наличие в родительской подсистеме только одного родителя, повышает шансы того, что в нее с целью заполнения образовавшейся пустоты будет введен ребенок. (Haugaard и Reppucci, 1988, стр.124)
Стивен М. Джонсон. Процитировано
отсюда То есть фактически, истерический характер - это вынужденная защита от угрожающего родителя, который частенько в семье показывает на что способен на примере подавления собственного супруга (а что же тогда ожидать ребенку?).
И ребенок выбирает стратегию стать соблазнительным - ведь так есть шанс, что он заслужит родительскую милость, сумев стать для него чем-то ценным. Стоит ли удивляться, что девочки подобных патриархальных угрожающих/соблазняющих отцов потом всю жизнь будут презирать и обесценивать женское начало за его бессилие, потому что мать не смогла защитить дочь, и ей пришлось это делать самой, и, чтоббыло не столь страшно, пришлось научиться "восторгаться" всем мужским? Задача такой защиты - стать символическим обладателем того, что устрашает (тут психоаналитики сказали бы "фаллоса", но понятнее будет - грубой мужской силы), приручить зверя, могущего причинить вред. Ведь того, кто полезен, того скорее всего не тронут. А в чем может быть полезен слабый и маленький ребенок? Правильно, он может быть привлекательным, соблазнительным, нести удовольствие. Примерно так и проявляется истероидная защита сексуализация - устрашающий объект идеализируется и наделяется привлекательностью, но реальной, теплой любви к этом объекту нет, есть лишь желание завладеть его вниманием, "приручить" его и "обладать" им. Не удивительно, что обладательницам истерического характера приписывается аноргазмия...
Если мы вспомним, что подобный патриархальный тип семейных отношений еще сто лет назад был единственно-приемлемым, то станет понятно, почему истерический тип характера во все времена считался "настоящим женственным характером", ведь большинство женщин были воспитаны в похожем ключе. Да и сегодня такой патриархальный тип отношений - совсем не редкость, так что истерические защиты по-прежнему будут воспроизводиться, и будут новые и новые поколения женщин, радующих мужчин "кошачьей грацией"и красотой, и при этом считаемыми ими притворщицами и манипуляторшами. И запрещение, подавление и обесценивание женских эмоций мужчинами в таких отношениях будет "борьбой с истерикой".
Как правильно сказала
maria-gorynceva,
Однако в российской культуре любое, даже самое корректное выражение невосторженного образа мысли в сторону мужчины со стороны женщины в конце концов всё равно получит ярлычок истерики. Поэтому второе, чему пришлось научиться, это прямо давать партнёру "обратную связь" о моих чувствах по этому поводу. То есть говорить что-то вроде:
-- Где ты видишь истерику? Я абсолютно спокойна, не плачу и не повышаю голос. Я сейчас чувствую... (перечислить чувства), и больше не желаю, чтобы мои чувства обесценивались.